А зачем в школах изучают «Войну и мир», «Мастера и Маргариту» и прочие произведения для взрослых

0 2

А зачем в школах изучают "Войну и мир", "Мастера и Маргариту" и прочие произведения для взрослых

Наверняка кто-то из учителей знает точный ответ на этот вопрос. А я расскажу свое мнение обычного человека, который давным-давно закончил школу.

Вот, значит, большое произведение "Война и мир". Серьезное произведение. Лев Толстой, когда писал "Войну и мир", даже мясо ел. Это нам рассказала Лиза Калачева.

Я интересовался у школьников, кто же из них прочитал это произведение хотя бы частично. Никто. Частично некоторые отличники читали. А кому понравилось? Школьники сказали, что никому.

Сколько сегодня выдается часов на изучение "Войны и мира". Я не знаю, но в свое время, когда я сам был школьником, мы изучали довольно продолжительное время.

Я сам честно прочитал ровно 2 книги из четырех. Больше не осилил. Во-первых, совершенно неинтересно, когда ты подросток. Во-вторых, Лев Толстой явно писал это произведение не для юнцов, которых учитель заставляет читать книгу.

Возьмем Булгакова. Для детей ли он писал? Мне кажется, что нет. Произведения, разумеется, интереснейшие. Но сможет ли ребенок, который еще не набрался жизненного опыта, не прочитал сотни книг, не до конца осознал историю мира и своей страны, полностью оценить весь смысл и посыл практически любого произведения Булгакова? Да это взрослый не каждый сможет. Знать содержание это одно, а самому осмыслить значимость каждого эпизода — это совершенно другое.

"Мастера и Маргариту" я прочитал всего один раз. Это случилось лет в двадцать семь. Но зато я раз 10 просмотрел российскую сериальную экранизацию Бортко 2005 года. Пару раз посмотрел экранизацию в постановке Кары 1994 года, ради интереса один раз посмотрел польскую версию с Анной Дымной, а еще множество раз прослушал в виде аудио отдельными отрывками перед сном.

Я даже не представляю, что может подумать о произведении человек, которого заставили его прочитать. Ладно, прочитать, заставляют обсуждать это произведение на уроках. Мне кажется, это своеобразное прeступление против Булгакова.

Зачем школьникам изучать такие сложные произведения? Это такой мой обывательский вопрос.

Чисто для изучения?

Но ведь можно, к примеру, изучать произведения более близкие по времени к нашему. И школьникам будет проще понять, и проще строить обсуждение.

Как вариант, произведения, по которым сняты фильмы про подростков и молодежь в 70-е и 80-е годы. Там нет ничего "из пропаганды", там просто показана жизнь со всеми ее сложностями и особенностями. Мне кажется, детям было бы интереснее. У нас же много хороших авторов, наверняка можно выбрать что-то стоящее для изучения.

За границей читают произведения Достоевского, их называют шедевральными. Мы гордимся, что Достоевский наш. Но там читают Достоевского по собственному желанию. Именно из-за этого произведения и кажутся чем-то необыкновенными.

Также и мы читаем американскую или британскую классику чисто ради удовольствия. Но было бы удовольствие, если бы нас заставляли в школе в обязательном порядке читать это?

"Чтобы знали классиков!" — именно так чаще отвечают на мой вопрос.

Но ведь мы не стоим на месте, если читать в 30-е годы "Войну и мир" было чем-то логичным, то за 100 лет много чего уже написано. Может быть пора уже сделать так, чтобы детям было интересно изучать школьную программу по литературе?

***

Естественно, что у учителей литературы есть ответ на мой вопрос, но было бы интересно узнать — а есть ли у учителей литературы такие мысли, что "лучше бы заменить вот это произведение на другое"? Какие произведения можно привести в качестве примера?

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy