Содержание страницы
Приветствую, случайный читатель! Несмотря на то, что заголовок громкий — он ни разу не кликбейт. Я действительно считаю, что Soma стоит пройти каждому ценителю хороших игр и историй. В этой статье я расскажу о ней без серьезных спойлеров. Цель статьи не столько в обзоре, сколько в побуждении хотя бы одного человека сыграть в этот шедевр.
Большинство хорроров, которые выходили за последнюю декаду, стали популярны не благодаря необычному сеттингу или захватывающему сюжету с интересными персонажами, а из-за скримеров, с помощью которых можно было отлично развлечь молодых и +- платежеспособных зрителей на стримах (ну вы поняли, да?). Я говорю, конечно же, про такие игры, как Five Nights at Freddy’s или The Outlast. Не поймите меня неправильно — эти игры по-своему хороши, ведь свою долю острых ощущений от игры получит каждый, стало быть свою функцию они выполняют. Были и хорошие сюрвайвл-хорроры со структурно сложным геймплеем, такие, как Alien: Isolation, The Evit Within, Dead Space или Resident Evil, которые требовали от игрока не только исследовать локации, проникаясь антуражем, но и сражаться, беречь ресурсы и разгадывать загадки. Однако, в этой статье я хочу рассказать о хорроре, который, благодаря сильнейшей истории, изменил мое отношение к жанру, а в личном рейтинге занял место лучшей игры 2015 года и лучшего хоррора десятилетия, не отличаясь, при этом, резкими пугалками и проработанным геймплеем. Речь идет о Soma от шведской студии Frictional Games, подарившей миру такие популярные серии, как Amnesia и Phenumbra.
Сюжет
Начинаются события игры в 2015 году. Главный герой — канадец Саймон Джаррет, попал в аварию и получил серьезную травму головы. Для ее диагностики он соглашается на эксперимент — новый метод сканирования мозга. Во время процедуры он теряет сознание и обнаруживает себя в неизвестном мрачном месте. Позже оказывается, что он находится на дне океана — на подводной станции «Эпсилон», да еще и в 2104 году. Но странности не заканчиваются и на этом: по всей станции разрастается полумеханическое нечто, контролирующее чудовищ, а по пути встречаются роботы, уверенные в том, что они — люди. С отчаявшимся Саймоном вдруг связывается девушка и просит скорее найти её на другой станции. Что же случилось дальше, я предлагаю вам выяснить, поиграв в игру.
Кстати, сюжету игры я планирую посвятить еще одну статью, где подробно опишу все события. Подпишитесь на канал, если интересно ^-^.
Повествование
Оно в Soma великолепное. Разделено на две части. Первая — то, что произошло до прибытия Саймона. В основном, подается посредством аудиозаписей и текстовых файлов. При невнимательном исследовании, вы не сможете понять ее полностью. Вторая — события, происходящие непосредственно с самим Саймоном. Тут все проще — ее поймете из диалогов и действий гг. Характеры персонажей получились очень естественными, логичными и живыми, что отлично подчеркивается озвучкой. Сценаристы игры не только дают возможность узнать все события мира игры, но и мотивируют задавать себе кое-какие вопросы, на которые нет однозначного ответа. По ходу игры, вы наверняка задумаетесь о том, что есть сознание и что есть счастье, о природе жизни и смысле ее существования и о многом другом. Так же в игре вы сделаете несколько неоднозначных выборов. Их последствия не покажут, но они несут нравственный характер. А после титров останется впечатление, как от прочтения хорошей книги — я, например, по полчаса сидел перед монитором, обдумывая произошедшее после каждого из 2-х прохождений.
Звуковое сопровождение
Следующее, что я хотел бы похвалить — звуковое сопровождение. Оно не просто хорошее — оно идеально ложится на визуал и настроение Soma. Композиции идеально подходят под ситуации в игре. Звуки сделаны отлично, что особенно хорошо ощущается при смене давлений и перемещении по станциям. Особая благодарность актерам озвучания — они постарались на славу. В искренность того, что с ними происходит, нетрудно поверить.
Дизайн
Графика не является сильной стороной игры, чего не скажешь про дизайн. Я не хотел спойлерить игру, поэтому видеоряд может показаться однообразным, но в игре представлены подводные пещеры, морское дно и станции, каждая из которых отличается от предыдущей. Обитатели этих локаций тоже сделаны великолепно. Я мог бы описать всё подробнее, но пусть скриншоты говорят сами за себя:
В дизайне мне не очень понравились, разве что, интерфейсы компьютеров. Выглядят простенько.
Атмосфера
Как же я не люблю слово «атмосфера», ведь оно частенько служит для оправдания ничем не примечательных игр, при отсутствии у них прочих достоинств. Но я отвлёкся — речь сейчас не об этом, ведь словосочетание «гнетущая атмосфера» идеально подходит для описания настроения, задаваемого в Soma. Ощущения путешествия, напряжения, ответственности, но в то же время загадочности и надежды переданы отлично.
Геймплей
Вот и подошел я к самой слабой стороне игры — геймплею. Он представляет из себя хождение с решением несложных загадок и прятками от монстров. Ради справедливости, отмечу две любопытные вещи: Первая — монстры значительно отличаются друг от друга и, найдя правильный подход, с каждым можно справиться без труда, хоть без понимания этого можно пройти игру. Враги не очень страшные, но, если вы такой же эмоциональный человек, как и я, напугать вас смогут, сильно. И второе — многие предметы на локациях интерактивны: их можно перемещать, и с этой возможностью связаны некоторые моменты прохождения. Еще хочется отметить хорошее распределение повествования и напряжения, но, в целом, геймплей все-равно довольно слабый.
Кое-что еще: не хочу напугать потенциальных новых игроков, но я обязан предупредить — порой, возникают такие ситуации, когда не понятно, куда надо идти. Эти моменты надо просто пересилить и пусть они вас не смущают. Могу лишь посоветовать быть внимательнее: лвл дизайнеры оставили подсказки для правильного выбора пути.
Вот и все, что я хотел сказать об игре. Её раздавали бесплатно, на моей памяти 3 раза. В ps+, в GOG и в Epic Store, а сейчас она доступна в Ps now с русским языком во всех регионах. Не поленитесь пройти. Может, после прохождения у вас появится желание поддержать разработчиков чекан звонкой монетой, купив их новую игру (о которой я уже писал) или купив саму Soma в Steam. Если кому-то это будет важно, то проходил игру я и на PC, и на Ps4. На обеих платформах с графикой и производительностью все в порядке, хоть и не идеально.
О том, как Frictional Games готовят тизер новой игры, подробнее можно прочитать здесь.
Ну а вам большое спасибо за внимание!