А это из серии "обмен опытом".
Было это еще тогда, когда я только пришел на работу в школу. У меня было много сил, у меня было много желания, у меня было много идей, я хотел творить добро.
Наверное, в первых педагогических ошибках все же виноват пединститут. Всё дело в том, что мы изучали идеальную школу, про которую показывают по ТВ, пишут в книгах и в учебниках по всевозможной теории.
В принципе, это подтверждает выражение "забудьте про всё, чему вас учили в институте".
Реальная школа оказалась совсем не такой.
И вот
Как-то однажды я обратил внимание, что дети пытаются списывать.
Так как я был студентом весьма продолжительное время (когда получал две профессии), то искусством списывания я овладел в полной мере, так как я сначала был отличником, а потом не был (про этот эксперимент я вроде бы уже писал).
Именно во время "студенчества" придумываются хитроумные схемы списывания и "ловкости рук", при помощи которых можно получить оценку на балл выше.
— Вы зачем списываете? — спросил я у школьников. — Я же прекрасно вижу. Вы списывать не умеете.
— А вы умеете?
— А я умею.
— Научите.
Учить списывать я их не стал, а вот мелкие "мошенства" начал ликвидировать, так как посчитал, что именно это "разбитое окно" является причиной всех последующих разбитых окон.
(про эту теорию, или что-то подобное, нам рассказывал один молодой преподаватель, когда преподавал нам науку из серии "болтаем при помощи научных терминов").
В первую очередь мои санкции коснулись слабоуспевающих учеников.
— Где у тебя домашняя работа?
— Вот она!
— А чего ошибки такие же как у твоего соседа?
Или, например, во время контрольной работы — вижу, что у ученика лежит под рукой шпаргалка:
— Отдай сюда!
И действительно, в скором времени списывать перестали, так как понимали, что любое подозрение нужно обосновать.
Вроде бы, победа.
А нет. Потом я понял, что поломался принцип добычи знаний.
А потом еще я понял, что есть дети, которых тянут из класса в класс.
А потом я увидел, что для некоторых школьников переписывание без ошибок это уже пол победы.
А потом я понял, что основа хорошей учительской работы (за которую похвалят) — это дотащить всех всеми возможными способами.
А потом я догадался, как использовать списывание во благо получения знаний. Но это уже совсем другая история из серии "лайфхаки, которые достались нам от предков, ходивших на охоту на мамонта".
***
Но теорию разбитых окон вполне можно использовать в других направлениях — для поддержания дисциплины в классе, для сохранения чистоты в кабинете, для еще чего-нибудь.
Еще одна теория — "Хитрость помогает жить"
Действительно. Те, кто умеет изловчиться, они как-то проще живут. Они знают, где можно схитрить, смухлевать, выйти сухим.
И это уже в школе видно.
Этот не сделал, а потому честно сказал — "Я не сделал". Будет честным и справедливым. Скорее всего даже в ущерб себе.
Этот не сделал, а потому не совсем честно сказал: — "Я не мог, так как ничего не понял". Скорее всего, будет не особо трудолюбивым, так как даже не пытался.
Этот не сделал, а потому честно списал у отличника, пообещав тому принеси "гватемалу и два барбадоса". Наверное, и в жизни он выкрутится. И даже станет большим человеком методом обещаний.