Содержание страницы
Нет такого? Да есть такое. Везде. И всегда такое было — что сейчас, что до того как.
Что такое списывание?
Чтобы ответить на этот вопрос, я расскажу про несколько школьных явлений, связанных с этим вопросом.
Подтягиваем успеваемость
Тут всё очень просто — можно пойти двумя путями. Первый путь использовался раньше, когда слова "сознательность" и "ответственность" не были пустым звуком — отстающий ученик прикреплялся к успешному ученику: сам погибай, а товарища выручай. Второй путь использовался всегда — отстающий ученик отсаживается от такого же отстающего ученика (прощай, друганя!) и подсаживается к успешному ученику.
Ловкость и рук и никакого "мошенства". Странным и магическим образом у "подсаженного" повышалась успеваемость, и он свободно перешагивал рубеж "между двойкой и тройкой", успешно заканчивая очередную четверть.
Одного исправили, подсаживаем следующего.
Хоть что-то написал
Пытался, пытался, пытался — бесполезно этого ученика научить.
— Чего же ты с ним маешься? Закончит девятый класс и уйдет.
Как-то бы еще тройку этому ученику поставить. Известно как — вполне законным способом через разрешение списывания.
У каждого в классе были такие ученики, которые списывают (это часть образовательного процесса). Видели ли это учителя? Естественно, но делали вид, что не видели. Ну, или как бы себя подстраховывали:
— А ты, Сабантуев, опять списал?
— Ага!
— Ну, ладно. В следующий раз замечу, поставлю двойку. А пока тебе слабенькая троечка чисто за старания.
А бывает, что такие, как Сабантуев, даже получают хорошую оценку, так как всё сделано правильно. А то, что списал, это дело последнее — факт правильного выполнения на лицо.
Во время дистанционного обучения это получило максимальное проявление, так как выполнять домашнее задание возле компьютера стало нормой.
Все довольны: учитель получил от ученика выполненные задания, ученик понял почин учителя использовать предоставившуюся возможность.
Не порть статистику!
А что, если я вам скажу, что процентов 5-10 учеников вообще не способны усваивать школьную программу … Им нужна облегченная программа уровня так называемой "спецшколы". Просто сегодня так всё устроено, что фраза "ему нужна спецшкола" звучит не только оскорблением, но и входит в число фраз, которые учителю лучше не произносить, чтобы не стать верблюдом отпущения.
Но облегченная программа принесла бы свои плоды, так как ученик хотя бы чего-то усвоил. В результате — ученик не понимает основную программу, учитель тратит время и энергию на этого ученика, лишая других детей возможность изучать предмет не только дальше, но и вширь.
И сидит этот ученик где-нибудь сбоку, полностью подсаженный на списывание.
Этих учеников потом видно по результатам ОГЭ.
Раньше слабого ученика можно было в некотором смысле подтянуть методом повторного обучения. А сегодня …
Списал, значит усвоил
В свое время, когда я сам учился в школе, то много раз слышал такую фразу:
— Ты даже списать не мог? Вон, ибн Алеша, хотя бы списал, может в голове хотя бы что-то осталось! Получай два!
Установка получена — лучше списать, чем ничего не сделать, может быть действительно в голове что-нибудь останется, так как про хитровыдуманный метод Илоны Давыдовой все слышали из телевизора (хотя и не знали, что это такое).
***
А вы списывали в школе? Все, наверное, списывали, даже хорошисты-отличники, когда вдруг перед самым уроком вдруг обнаруживали, что забыли сделать какое-то задание.
Кто-то чаще давал списывать, кто-то чаще списывал, чем делился своими знаниями.
Это было даже как-то нормой. Никогда не было такого:
— Нет, я не дам тебе списать. Я потратил время на выполнение работы, изучение материала, а ты в это время курил верхом на заборе.
***
Однажды я решил бороться со "списывальщиками" посредством теории разбитых окон. Результаты были неожиданные. Про это я в следующий раз напишу.