Как жадность и погоня за прибылью стали причиной крупнейшей техногенной катастрофы в истории с тысячами пострадавших

0 0

Это история о том, как желание немного сэкономить и наплевательское отношение к ТБ привели к катастрофе, ущерб от которой не оценить никакими деньгами.

В 1939 году швейцарский химик Пауль Мюллер обнаружил, что химическое соединение ДДТ – это чрезвычайно эффективный и простой в производстве инсектицид, который убивает вредителей и сохраняет растения. Уже через год после открытия Мюллера, компания «Джи Эр Гейги», видя блестящие перспективы, запатентовала новый препарат.

Очень скоро ДДТ стали активно использовать не только на полях, но и для борьбы с насекомыми, которые переносят опасные для человека болезни. Так, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, антималярийные кампании с применением ДДТ спасли 5 миллионов жизней.

Применение ДДТ в США против комаров, 1958 год. Источник изображения: wikimedia.org

Неудивительно, что спрос на этот химикат был запредельным, и многие химические компании, желающие заработать, начали других аналогов ДДТ. Не осталась в стороне и американская корпорация «Юнион Карбид» (Union Carbide), представив в 1958 году органическое соединение карбарил, которое стали продавать под торговой маркой севин.

С течением времени выяснилось, что ДДТ может быть вреден для животных и человека — он накапливается в организме и может стать причиной отравления и даже смерти. Для руководства «Юнион Карбид» это было чудесной новостью, ведь севин, который они выпускали лишен такого недостатка, а насекомых уничтожает не хуже, чем ДДТ. Ну а мысли о том, что все кто раньше использовал ДДТ, бросятся покупать новое «безопасное» средство привели к вполне логичному решению — нужно срочно расширять производство!

Появилась идея организовать производство севина там, где рабочая сила стоит дешево, и «Юнион Карбид» начала возводить химический завод в индийском городе Бхопал. Причем севин получали в результате реакции метилизоцианата (сокращенное название МИЦ) с α-нафтолом в среде четырёххлористого углерода. А метилизоционат, надо сказать, высокотоксичная жидкость (еще более токсичная, чем хлор и фосген), которая испаряется и переходит в газообразное состояние уже при 39,5 градусах Цельсия.

*Напомним, что в Индии +40 °С на столбике термометра — не предел…

В общем, производство дешевого севина, по расчетам американцев, было очень выгодной, хотя и опасной затеей. Однако если главная цель — прибыль, то не стоит сильно переживать по этому поводу…

Как жадность и погоня за прибылью стали причиной крупнейшей техногенной катастрофы в истории с тысячами пострадавшихРеклама севина, производимого «Юнион Карбид»

Для защиты от жары цистерны с МИЦ вкопали в землю и оборудовали специальный холодильник, куда можно было перекачать ядовитую жидкость для охлаждения. Кроме того, емкости нельзя было заполнять больше чем на половину, остальное пространство занимал азот. Такое повышение давления позволяет откачивать МИЦ из бака по мере необходимости и не допускает попадания примесей в резервуары.

В случае утечки пары метилизоционата должен был нейтрализовать скруббер – устройство для очистки газов. Если и этого окажется недостаточно, то на трубе для аварийного сброса был установлен факел, который просто будет сжигать ядовитые испарения, поскольку в газообразном состоянии МИЦ неплохо горит. Для дополнительной защиты планировали использовать пожарные рукава и насосы, чтобы залить место утечки водой, которая свяжет опасное вещество.

Кажется, что «Юнион Карбид» ответственно подошли к процессу, создали надежную многоуровневую систему защиты. Вот только в таких делах никогда не стоит полагаться на то, что все сработает идеально.

Жадность — корень всех зол

Химический завод в Бхопале начал свою работу, но надежды американцев на огромный спрос не сбылись: после истории с ДДТ не все спешили использовать «безопасные» инсектициды, да и конкуренция на мировом рынке сильно возросла. Рассчитывать на сбыт в самой Индии тоже не приходилось, поскольку началась череда неурожайных лет и спрос на севин упал. Перспективный химический завод вдруг оказался убыточным, его даже хотели продать, но покупателей не нашлось.

Закрывать производство не стали, надеясь на скорое исправление ситуации, так что работа в Бхопале продолжалась. В целях экономии часть персонала сократили, при этом увольняли не только простых рабочих, но и специалистов по техническому обслуживанию, видимо это и стало последней каплей…

Как жадность и погоня за прибылью стали причиной крупнейшей техногенной катастрофы в истории с тысячами пострадавших

Выходящее из строя оборудование не ремонтировалось и долго оставалось в аварийном состоянии. Небольшие утечки химикатов начали случаться с пугающим постоянством, но ни чего серьезного для исправления ситуации сделано не было. Рабочие стали часто попадать в больницу, в том числе и потому что не хватало защитных противогазов. Причем многие из работяг банально не понимали, как следует себя вести в аварийных ситуациях. Был даже случай, когда рабочий попал под выброс газа и от испуга скинул с себя противогаз.

Поскольку сбыт и производство на химическом заводе были низкими, в емкостях стало скапливаться сырье. Конечно, излишки можно было попытаться откачать и утилизировать, но в целях экономии этого не делали.

После того как в емкости залили очередную партию МИЦ, то по правилам, оставшуюся часть бака надо было заполнить азотом под давлением. Проблема возникла с тем, что нужного давления добиться не удалось, видимо старый вентиль перестал полностью перекрывать трубу. Нужно было устранить утечку, заменив вентиль, но на проблему просто махнули рукой, ведь в «Юнион Карбид» старались сэкономить каждый цент.

Крупнейшая техногенная катастрофа

Прошло три недели, и вечером 2 декабря 1984 года на заводе пришло время плановой промывки химического реактора водой под давлением. К трубопроводу подключили шланги, пустили воду, и она неожиданно пропала. После промывки реактора вода из него должна была вытечь по специальной трубе, но этого не происходило, вся жидкость утекала по разветвленному трубопроводу в неизвестном направлении! Все дело в том, что на определенном участке трубопровода перед промывкой необходимо было поставить специальную заглушку. А это как раз и входило в обязанности одного из сокращенных специалистов по техническому обслуживанию.

В итоге вода добралась до емкостей с ядовитым МИЦ и стала под давлением просачиваться через тот самый старый вентиль, который нужно было заменить еще 3 недели назад.

Есть и другая версия, по которой вода могла попасть в резервуар с МИЦ — это саботаж, устроенный бывшим работником, попавшим под сокращение. Но даже если б это было так, то при должном уровне безопасности трагедии бы не произошло….

Когда жидкий МИЦ контактирует с водой, то начинается реакция с выделением тепла и образованием газа. Температура в баке стала подниматься, система охлаждения, как выяснилось, уже два года как была на ремонте, а фреон из нее откачали и вывезли еще в июне 1984 года.

О возникшей проблеме работникам могли сообщить специальные датчики на панели управления, но они не работали — тотальная экономия на ремонте коснулась даже таких важных элементов. Единственным «рабочим» прибором оставался манометр, который показывал, что давление стало возрастать. Однако на дворе уже ночь, и ни кто не стал переживать об этом. Через пару часов один из работников заметил подозрительную лужу возле цистерны. Но поскольку МИЦ почти не имеет запаха, а утечки на заводе случались и раньше, то тоже никого не удивило, всякое бывает…

Как жадность и погоня за прибылью стали причиной крупнейшей техногенной катастрофы в истории с тысячами пострадавшихКак жадность и погоня за прибылью стали причиной крупнейшей техногенной катастрофы в истории с тысячами пострадавшихРезервуар, из которого произошел выброс метилизоцианата. Источник изображения: wikimedia.org

Вот только давление в емкости продолжало увеличиваться и быстро дошло до критического значения: стрелка манометра уперлась в максимум того, что могла показать. Бак начал деформироваться и по бетонному основанию цистерны пошли трещины, вот тогда и началась паника, многие опасались взрыва.

Бак выдержал, но огромное давление, наконец, выбило предохранительный клапан. Ядовитый газ устремился к скрубберу, который должен был его нейтрализовать. Вот только он не работал и уже давно. Но даже если бы очистительный аппарат работал, то не справился бы с таким количеством газа, поскольку в баки закачали больше МИЦ чем нужно. По нормам безопасности цистерна должна заполняться максимум на 50%, а фактически была заполнена на 75%.

Как жадность и погоня за прибылью стали причиной крупнейшей техногенной катастрофы в истории с тысячами пострадавшихНедействующий завод по производству пестицидов «Юнион Карбид» в Бхопале. Источник изображения: indian express

Дальше газ из бесполезного очистителя пошел в факельную башню, где должен был относительно безопасно сгореть… Вот только два месяца назад с нее сняли старую, покрытую ржавчиной, секцию трубы, а новую так и не установили, денег не было. Так что и это тоже оказалось бесполезной декорацией.

Последней возможностью предотвратить катастрофу было залить водой трубу с выходящим газом с помощью пожарных шлангов. Однако, когда стали подавать воду, то выяснилось, что струя просто не достает до трубы, из которой выходит ядовитое испарение. Ядовитый выхлоп сначала поднялся вверх и образовал огромное облако, а поскольку МИЦ в два раза тяжелее воздуха, то 42 тонны паров сильнодействующего ядовитого вещества стали медленно опускаться на спящий город…

В ту ночь 3 декабря 1984 года в Бхопале погибло, по разным оценкам, от 3 до 7 тысяч человек и ещё около 25 000 человек погибли в последующие годы.

Как жадность и погоня за прибылью стали причиной крупнейшей техногенной катастрофы в истории с тысячами пострадавшихПравительство штата построило целый квартал на окраине Бхопала для женщин, потерявших мужей и родственников в результате катастрофы 3 декабря 1984 года. Источник изображения: greenpeace

Эта история еще раз показывает, как жадность и безумная погоня за прибылью иногда приводят ужасающим последствиям. Корпорация "Юнион Карбид" выплатила потерпевшим 470 млн. долларов, но судебные иски и расследования длились еще десятки лет и все эти годы о подробностях аварии почти не говорили. В июне 2010 года индийский суд признал виновными в халатности, повлекшей гибель людей, 7 бывших руководителей индийского отделения Union Carbide, их приговорили к 2 годам заключения и штрафу всего в 100 000 рупий (около 2100$)

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy