Кий, Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь: легенда или реальность, связанная с основанием Киева?

0 9

Дорюриковский период мало изучен в истории Древней Руси и вызывает множество споров уже не одно столетие. Так, одним из ярких, но противоречивых эпизодов древности, является легенда об основателях Киева.

Первым письменным источником, который рассказывает о Кие, Щеке и Хориве и о сестре их Лыбеди считается труд монаха Киево-Печерского монастыря, созданный им в 1110 годах. В своей «Повести временных лет», между прочим, написанной через несколько столетий после излагаемых событий, есть множество противоречий относительно истории возникновения града Киева.

Кий, Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь: легенда или реальность, связанная с основанием Киева?Основание Киева братьями Кием, Щеком и Хоривом и их сестрой Лыбедью / Радзивилловская летопись, конец XV века

Кто же они?

Суть легенды заключается в оседании на Полянских землях Кия, по имени которого и был назван новый город, Щеки, от которого получила свое название гора Щековица и Хорива, в честь которого именуется возвышенность Хоривица. Именем прекрасной сестры их Лыбеди стали называть приток Днепра.

В своем описании Нестор называет Кия и паромщиком через Днепр, эту версию сам же и отрицает, и князем, ходившим в Византию. Стоит отметить, что в разнообразных византийских источниках об этой встрече нет ни одного упоминания. Такой контакт с северными соседями, если он действительно произошел, должен быть отражен в хрониках могущественного в то время государства. Основание града летописец датирует VII веком или чуть более ранним временем.

Сам факт легенды о Кие имеет важное значение для обоснования зарождения государственности на славянских землях задолго до прихода варягов и значимости именно Киева, как центра будущего Древнерусского государства. Нужно вспомнить и о политической конъектуре, а именно в какой важный для формирования государства период создавалась несторовская летопись.

Кий, Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь: легенда или реальность, связанная с основанием Киева?Артур Орленов «Князь Кий на приеме у императора Византии Зенона. 484 год»

Была ли государственность до прихода варягов?

Возможно, текст Нестора, как полагают многие историки, имеет не совсем исторически достоверное описание. Ведь важно было возвысить Киев, как столицу Древнерусского государства, в ту эпоху стольный град переживал свой расцвет. Необходимо было показать, что государственность начала зарождаться еще до прихода варягов.

Вопрос формирования государственности на Руси является одним из ярких споров историков, которые уже несколько веков обсуждают этот вопрос. Здесь можно вспомнить классические два лагеря: норманисты и антинорманисты. В любом случае, большинство историков все же не отрицает зачатки элементов государственности на Руси до прихода варягов. Здесь легенда об основателях Киева является лишь косвенным подтверждением таких рассуждений.

Если обратится к Первой Новгородской летописи, также, считающейся древнейшим манускриптом, рассказывающим не только об изначальной истории новгородских земель, но и о других русских землях, то здесь четко указывается, что Кий занимался переправой через реку или был ловцом (охотником).

Кий, Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь: легенда или реальность, связанная с основанием Киева?Артур Орленов «Кий с отцом принимают гунских послов. 450 год»

Здесь тоже можно проследить некий политический момент, ведь Новгород, также, являлся центром зарождения государственности на древнерусских землях. Важно помнить, что время ее создания, XIII — первая половина XV века, это период возвышения Новгорода на политической арене Древнерусского государства.

Итак, летопись говорит, что от словосочетания «перевоз Киев» и пошло название города. Здесь же указана четкая дата – 854 г. – когда жил Кий. В объективности такой датировки многие историки сомневаются. Вероятно, события происходили все же ранее.

Интересным источником является армянский манускрипт «История Тарона», созданная Зенобом Глаком. В нем содержится примечательный рассказ, который перекликается с нестеровским описанием. В нем основание Киева датируют периодом ранее конца VI в. Стоит отметить, что схожесть описания легенды, вполне возможно не имеет исторических связей и лишь отожествлена с легендой из начальной русской летописи из-за некоторых перекликающихся моментов.

Более поздние русские летописи и иностранные исторические манускрипты, основываются на первые русские летописные источники и повторяют лишь изложенное в них.

Спорным вопросом является, то кем были основатели Киева. В российской царской историографии доказывалось их славянское происхождение. Разные источники говорят, что они могли быть сарматами, гунами, аварами.

Кий, Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь: легенда или реальность, связанная с основанием Киева?Артур Орленов «Князь Кий защищает крепость Киевец, 487 год»

А что же археология?

Нужно помнить, что историческая наука не располагает ни одним письменным источником, автор которого жил в ту эпоху, когда Киев-град был основан. Археологические изыскания говорят нам, что уже в конце V—VI вв. на месте Киева было некое поселение, а найденные артефакты не местного происхождения датируют V—VII вв., что говорит о ранних внешних контактах местного населения.

Но археологи уверены, что говорить о формировании градских стен, элементов городской жизни и в целом функционирования поселения, как города, можно не ранее, чем с VIII века. Известный советский историк Н. Тихомиров, в своих исследованиях опирается на конец VIII века, как вероятный период возникновения Киева. Конечно, сейчас датой основания Киева считается 482 год, но эта датировка не имеет под собой исторических оснований и выбрана для состаривания города.

Кий, Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь: легенда или реальность, связанная с основанием Киева?Артур Орленов «Кий, Щек, Хорив и Лыбедь основывают город Киев, 482 год»

Современная историческая наука, в купе с продвижением цивилизационного подхода к формированию государственности на Руси, уверено называет личность Кия легендарным персонажем. Его имя и имена его братьев и сестры они определяют, как эпоним.

Таким образом, сказание об основателях будущей столицы Древнерусского государства, по мнению современной академической науки, изложили для того, чтобы дать объяснение наименованию поселения, истинное происхождение которого, вероятно, кануло в прошлое и уже никому было не известно на момент фиксирования истории в первые письменные источники.

Все статьи по теме: #woh_рюриковичи

Статья написана для канала «Мир истории», автор: Анастасия Прохорова, магистр истории

Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy