Парики, дворцы и парки: модные тенденции европейской элиты XVIII столетия

0 0

За изучением войн и сражений, революций и восстаний мы совсем забываем о повседневной жизни. Одной из самых интересных составляющих этой темы является мода — совокупность привычек, ценностей и вкусов.

XVIII век — эпоха расцвета (и одновременно заката) абсолютизма, когда короли и их свита определяли жизнь Европы. Именно культура дворянства считалась эталоном высокой моды. Давайте разберем самые популярные модные привычки европейской элиты в XVIII веке.

Фрэнсис Хейман «Джордж и Маргарет Роджерсы» / Йельский центр британского искусства, США

Законодатели моды и влияния

Для начала о стилях. В XVIII веке два стиля диктовали моду дворянству: рококо и классицизм. Рококо считалось разновидностью, а возможно даже самой высокой стадией барокко. Отсюда любовь к яркости, изысканности, утонченности: удивительная лепнина на потолках и узорный паркет на полу, огромные люстры, позолота вокруг, яркие одеяния, пудра и парики, нежные духи.

Классицизм призывал подражать античному искусству. Простые и прямые формы, естественность, симметрия, ценность человека, в культуре — академизм.

Как Людовик XIV Версаль строил?МИР ИСТОРИИ — WOH29 июля

Изначально законодателем мод в Европе была Франция. Именно подражая французским королям, создавшим в XVII веке Версаль и Марли, местные дворяне создают схожие (хотя естественно не такие масштабные) особняки.

Вскоре Англия, руководствуясь лидерством в мировой политике, также начинает задавать тон в архитектуре и планировке ландшафта среди элит. Но в одежде, запахах, цветах — образцом оставались именно французские дворяне.

Парики, дворцы и парки: модные тенденции европейской элиты XVIII столетияНиколя де Ларжийер «Портрет Людовика XIV с семьёй» / Собрание Уоллеса, Лондон

Мода в одежде

Мужская одежда состояла из нескольких основных элементов:

  • Камзол — иногда с рукавами, иногда без. Надевался под пиджак.
  • Кафтан — собственно пиджак.
  • Кюлоты — короткие брюки. Это было что-то наподобие бриджей, чуть ниже колена. Считалось, что бедняки носят лишь длинные штаны, поэтому про них говорили “те, кто без кюлотов” или “санкюлоты”. Голень у дворян была не голой, а прикрытая шелковыми чулками.
  • Башмаки с металлической пряжкой. Красный каблук был в особенной моде.
  • Под низом часто была рубашка, которая выполняла гигиеническую роль. Общим было то, что дворяне предпочитали вышивку, яркие цвета, приталенность, но объемность снизу.
  • На голове носили треуголку, но с конца XVIII века в моду входит головной убор английского дворянства — цилиндр.

Парики, дворцы и парки: модные тенденции европейской элиты XVIII столетияФрагмент портрета короля Людовика XV. На короле белые башмаки с красными каблуками и блестящими пряжками

Главными элементами женского гардероба были:

  • Сорочки — их могли надевать несколько штук, чтобы придать фигуре необходимую форму.
  • Корсет на шнуровках. В моде была узкая талия, поэтому корсет сильно стягивали, из-за чего у девушек часто были проблемы с дыханием и частая боль в ребрах.
  • Платье. Перед тем, как надеть платье, готовили фижму — каркас из прутьев, на который затем надевали платье, чтобы оно было пышным.
  • Чулки.
  • Мюли — босоножки.

Парики, дворцы и парки: модные тенденции европейской элиты XVIII столетияФрансуа Буше «Дама, подвязывающая чулок, обута в мюли» / Музей Тиссена-Борнемисы, Испания

В XVIII веке в моде было три вида женских платьев:

  1. Французский стиль. Длинное, пышное платье, с двумя прямыми складками, от шеи до ног.
  2. Английский стиль. Более простой фасон, отсутствие ярких цветов. Платье было более приталенным, но считалось более удобным, чем французское.
  3. Польский стиль. Платье имело волнообразную драпировку и было чуть выше голеностопа. С помощью регулируемой фижмы можно было определять степень складок и высоту юбки.

Естественно, весь свой гардероб можно было показать во время бала, который продолжали устраивать богатые, приглашая музыкантов и артистов. Во второй половине XVIII столетия второй “столицей европейского бала”, после Парижа, становится Вена.

Парики, дворцы и парки: модные тенденции европейской элиты XVIII столетияАлександр Рослин «Портрет Марии Амалии Австрийской»

Прически

Обычно когда вспоминаешь о моде французского дворянства, в голове всплывают образы мужчины с длинным кудрявым париком. Но это осталось в XVII веке. Аллонж (парик) и в начале XVIII века был в моде, но длина его заметно уменьшилась. Лицо и волосы и дальше посыпают пудрой разного цвета.

Примечательно, что уже в 1730-е парики носят только люди более старшего возраста. Теперь в моде естественность, собственные волосы. Их завязывали в хвостик сзади, часто используя бант или ленточку.

Парики, дворцы и парки: модные тенденции европейской элиты XVIII столетияЖан-Франсуа де Труа «Общество в парке» / Дворец Шарлоттенбург, Германия

Также в моде прическа в стиле “крыло голубя” — немного уложенные по бокам короткие локоны. Вскоре вместо укладки локонов в моду входит легкая небрежность, а с конца XVIII века популярной и вовсе становится короткая стрижка — “а-ля Тит”.

Женские прически в XVIII веке оставались пышными и роскошными. Волосы украшались бантами, ленточками, на них наносилась пудра. Во второй половине XVIII века опять в моду входит вертикальная женская прическа.

Парики, дворцы и парки: модные тенденции европейской элиты XVIII столетияЖан Жирардо «Король Станислав Лещинский в парике "бинет"» /Музей князей Чарторыйских, Польша

Садово-парковое искусство

Еще в начале XVIII века французские дворяне во всю подражали своему королю. Каждый хотел иметь свой миниатюрный Версаль. Важной частью личных усадеб становится сад и парк вокруг резиденции. В первой половине доминируют идеальные пропорции, словно аллеи Версаля. Такой стиль садово-паркового искусства получил название “французский”.

Вскоре в этой сфере моду начинают диктовать англичане. Архитекторы и скульпторы пришли к выводу, что источником садово-парковых комплексов должна быть сама природа, а в ней нет идеально ровных аллей и абсолютно четких пропорций.

Если на территории усадьбы есть холм — то пусть он остается, только можно его засадить самыми необычными растениями. Аллеи для прогулки не должны быть прямыми, прогулка должна быть свободной и непринужденной. Именно в XVIII веке в моду вошла коротко скошенная трава — предвестник газона.

Каждый парк должен был иметь озеро, а лучше несколько. Приветствовались различные декорации: мосты, гроты, скульптуры. Часто на территории усадеб делали амфитеатры.

Парики, дворцы и парки: модные тенденции европейской элиты XVIII столетияЧасовня Версаля

Поместье

В центре садово-паркового комплекса находилось поместье. Возле него обычно было несколько зданий: дом прислуги, конюшня, мастерская. К поместью от главных ворот вела главная улица. Сам особняк во второй половине XVIII века чаще всего строили в стиле классицизм, с четкой симметрией и колоннами. В середине была богатая лепнина, яркий паркет, много пышных, ярких люстр и зеркал. Особняк имел сложную систему каминного отопления.

XVIII век называют "галантным": дамы и кавалеры были больше похожи на фарфоровые статуэтки, но это было настоящее пиршество для глаз. Эстетика была превыше удобства, но все больше в моду входила естественность.

Все статьи по теме: #woh_это интересно

Статья написана для канала «Мир истории», автор: Денис Цепко, историк

Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy