Как придать устойчивости плавучему маяку? Дерзкая идея капитана Муди и классическая корабельная схема

0 0

Во многих развитых морских державах неоднократно предпринимались попытки создать маячные суда, лишенные такихнедостатков, какухудшение заметности огня в штормовых условиях, подрыва якорей и необходимости преждевременно убирать маяки при усложнении ледовой обстановки. В качестве альтернативы наиболее дерзкие новаторы предлагали придавать судам плавучих маяков форму покатых круглых платформ большой площади. Об одном таком проекте, доведенном до действующего макета, стоит рассказать. Опытный моряк, закаленный морскими штормами и много повидавший, английский капитан Moody в конце 60-х гг. XIX в. предложил в качестве основы плавучего маяка использовать платформу, по форме напоминающую четырехлучевую морскую звезду. По мнению изобретателя, огромная поверхность такой звезды с лучами, плавно снисходящими от центра к оконечностям лепестками округлой формы, должна исключить удары волн о корпус, а пологость от центра к концам и обтекаемость лучей должны обеспечить мягкое вхождение волн с любых направлений. Это обещало свести беспорядочную качку к плавному и равномерному поднятию и опусканию корпуса маяка подобно качающейся на волнах чайки.

В проекте Муди лепестки лучами расходились под углом 90º от центральной круглой платформы, огражденной четырехфутовым по высоте плавно загнутым наружу брекватером. Внутри образовавшегося цирка автор предусматривал возведение либо обычной металлической круглой маячной башни, либо, как показано на рисунке, ажурной каркасной вышки, увенчанной платформой, на которой установлен фонарный отсек со светооптическим аппаратом Френеля. По мнению изобретателя, при низком центре тяжести маячного судна, расположенном на общей вертикальной оси с оптическим аппаратом, амплитуда колебаний фонарного отсека не будет превышать нескольких градусов, а плавная качка практически не скажется на качестве освещения маячного огня. В этом, по мнению многих экспертов, состояло одно из основных достоинств нового маяка. Изображенный на рисунке маяк имел в длину, ширину и между концами оконечностей закругленных лучей звезды по 65 футов. Огонь, поднятый на высоту 60 футов над уровнем моря, при спокойной воде позволял его наблюдать на удалении не менее 12 миль. Возвышение палубы над ватерлинией составляло 9 футов при высоте наружного борта кольцевого ограждения 4 фута23. Внутреннее пространство лучей звезды и среднего корпуса позволяло разместить внутри и комфортабельные каюты для экипажа, и механическую мастерскую, и все необходимые кладовые, а также большой запас пресной воды и прочие магазины. Как утверждал автор, «такого вида плавучий маяк, в противоположность обыкновенному, будет всегда сух, и вместо того, чтобы при бурной погоде допускать волны вкатываться на палубу, станет отбрасывать их изогнутым бортом или пропускать поверх выступов»24.

Как придать устойчивости плавучему маяку? Дерзкая идея капитана Муди и классическая корабельная схема

Плавучий маяк капитана Moody

Для самостоятельного следования к месту стоянки и удержания плавмаяка в случае возникновения дрейфа, вероятность которого Муди считал ничтожной, предполагалось оснастить судно парусами или гидравлической водометной машиной. Для создания большой удерживающей силы он намеревался использовать три якоря, расположив их в вершинах вписанного в центр звезды треугольника. Такая схема выкладки якорей действительно привлекательна, поскольку исключает появление боковой качки, а при большой общей смоченной площади корпуса размах ее невелик даже при сильном волнении. Исключены в этом случае и резкие подергивания якорных канатов, отчего, как правило, и происходят обрывы цепей на плавучих маяках.

Во всех положительных качествах своего маяка автор убедился после пятнадцатимесячного испытания в море небольшого судна-макета, выполненного в масштабе 1 : 5. За пятнадцать месяцев непрерывной стоянки у Соутенда (Southend) (церемониальное графство Эссекс, Восточная Англия) маяк благополучно пережил зимние штормы, не получив ни одного повреждения, о чем с восторгом докладывал автору в своем отчете смотритель близлежащего берегового маяка: «Мне приходится сказать, что ваша пробная модель выдержала шторм, разразившийся 13 и 14 мая, удивительно хорошо, не допустив на палубу ни пинты, ни даже капли воды. Между прочим, волнение было громадное, ветер от NO. Чтобы дать вам приблизительное понятие о силе ветра, я упомяну только, что восемнадцать больших винтовых пароходов стали неподалеку от нас на якорь, опасаясь при столь сильной буре продолжать путь. Во время шторма якорную цепь вашему судну заменял небольшой конец веревочного каната. При первом южном ветре испытаю вашу модель еще раз, но уверен заранее, что она управится с громадным волнением не хуже чайки»25.

Как придать устойчивости плавучему маяку? Дерзкая идея капитана Муди и классическая корабельная схема

К сожалению, дальше опытных испытаний макета дело не пошло. По каким причинам, нам не известно. Имеются отрывочные сообщения, что судостроители-профессионалы, во все времена с подозрением относившиеся к чудакам-изобретателям, напрочь раскритиковали «морскую звезду» капитана Moody, поставив крест на надеждах автора воплотить в жизнь эту задумку. Но идея судов круглой формы, с середины шестидесятых годов витавшая в воздухе, нашла свое воплощение в России при царствовании Александра II (1855–1881), и связано это было с постройкой первых в мире круглых броненосных плавучих батарей «поповок», названых так императором в честь автора проекта — талантливого и целеустремленного военного инженера, контр-адмирала (с 1873 г. вице-адмирала) Андрея Александровича Попова. Не вдаваясь в детали этой эпопеи (интересующихся отсылаю к книге: Андриенко В. Г. Круглые суда адмирала Попова / В. Г. Андриенко.– СПб. : Гангут, 1994. — (Серия «Корабли отечества», вып.4)), можно сказать, что и этот проект оказался нежизнеспособен, а построенные две броненосные «поповки» «Новгород» (1873 г.) и «Вице-адмирал Попов» (1876 г.) закончили свой недолгий век в 1903 г. на разделочной базе Николаевского порта. В конце 1911 г. их продали частным лицам на металлолом. Но прежде чем это произошло, военное министерство в 1880 г. предложило Дирекции Черноморских маяков построить плавучий маяк-башню на базе одной из «поповок». Однако проект этот не состоялся. Вместо него по заданию Дирекции маяков Черного моря был разработан проект плавучего маяка на круглой платформе диаметром 60 футов, осадкой 7 футов, водоизмещением 477 тонн. На маяке предполагалось широко использовать электричество, которое должно было поступать на судно с берега по специальному кабелю. Для этого в корпусе плавмаяка с каждой стороны предусматривалось по специальному клюзу. Но чрезмерно высокая стоимость (один только корпус оценивался в 150 000 рублей) вынудила отказаться от осуществления задуманного плавучего маяка26.

Как придать устойчивости плавучему маяку? Дерзкая идея капитана Муди и классическая корабельная схема

Отказавшись от экзотических вариантов, гидрографы сосредоточили все внимание на строительстве железных плавучих маяков классической корабельной схемы, стараясь оснастить их всеми самыми современными приборами и машинами. Историки сообщают, что к концу XIX в. все плавучие маяки, как строившиеся в России, так и закупаемые за границей, оборудовались техническими новинками того времени: динамо-машиной, электрическим освещением, звукосигнальными установками, беспроволочным телеграфом и радиостанциями. Это были надежные суда с хорошими мореходными качествами, надлежащими техническими характеристиками и высоким качеством обитаемости27. К середине XX в. в СССР разработали типовые проекты плавучих маяков водоизмещением 582 тонн с осадкой в полном грузе 3,5 м, наибольшей длиной 43,3 м и шириной в миделе 9,5 м. Такие суда могли развивать скорость до 8,7 узлов при запасах 90 тонн топлива, 40 тонн пресной воды и 3 тонны смазочных масел. Они оснащались становым грибовидным якорем массой 2,5 тонны и запасным якорем Холла массой 1 тонна. Маяк имел две спасательные шлюпки на 13 человек каждая, два спасательных плота на 12 человек каждый и лоцманский разъездной катер. Штатная численность экипажа составляла 18 человек. Автономность плавучего маяка 50 суток. В комплект плавучего маяка входили средства навигационного оборудования: радиомаяк, наутофон и маячный светооптический аппарат с фокусным расстоянием линзы 250 мм. Высота маячного аппарата над уровнем воды 17,5 м. Среднеквадратическая погрешность определения места постановки плавучего маяка не превышала 50 м28.

Продолжение следует

23 Плавучие маяки / пер. с англ. корпуса штурманов прапорщика Иванова // Морской сборник. — 1869. — Т. CV, № 11, неоф. — С. 123–132.

24 Там же. — С. 130.

25 Там же. — С. 132.

26 Башмаков П. Маячное дело и его историческое развитие. Глава V. Плавучие маяки. — Л., : 1925 — С. 153.

27 Иванов А. Шары на мачтах // А. Иванов // Тарпон. — 2014. — № 4 (6). — С. 43–47.

28 Справочник по средствам навигационного оборудования / МО СССР, гидрографическое управление. — Изд. 3-е. — М., 1967. — 313 с.

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy