«Козырные тузы» военной авиации

0 3

В истории воздушных войн ХХ века есть одно устойчивое выражение, полностью характеризующее лучших летчиков-истребителей, — «ас».

Кто же такие асы? Этот вопрос и простой и сложный одновременно. Самый простой ответ ныне — летчик, который одержал более пяти побед в воздухе. Однако не все так однозначно. Даже происхождение самого слова «ас» на сегодняшний день не определено четко — по одной из версий оно произошло от написания буквы «А» («авиатор») во французских военных донесениях, по другой — из статьи французской газеты о Пегу, в которой он был назван «l’as de notre aviation», после чего парижане переиначили его в «лучший». В России, а затем и в СССР это слово связывали со словом «туз» — As во французском языке, Ace — в английском, Asso — в итальянском…

«Козырные тузы» военной авиации

Командир эскадрильи 69-го ГИАП Федор Иванович Шикунов у своего истребителя P-39N-1 «Аэрокобра». 1-й Украинский фронт, 1944 год

Как бы то ни было, но выражение быстро прижилось. Причем очень скоро в разных странах в него стали вкладывать разный смысл — и если во Франции, Германии, США и Италии этого титула удостаивали летчика за сбитые самолеты противника, то в Великобритании термин «ас» имел единственное значение — «лучший», а в России (и позже Советском Союзе) лишь в значениях «лихой, отчаянный пилот, сорвиголова».

В годы Первой и Второй мировых войн газеты писали о них буквально взахлеб на первых полосах, представляя летчиков-истребителей исключительно как «рыцарей неба». Впрочем, это определение было недалеко от истины: как и средневековые рыцари, летчики в начале Первой мировой (или, как ее предпочитают называть в Европе, Великой) войны сходились один на один, чтобы победить или погибнуть в честном поединке. Сохранялись и важные элементы «рыцарства» в поведении, когда подбитый вражеский самолет сознательно не добивали, не стреляли по выпрыгнувшему с парашютом летчику или совершившей аварийную посадку машине. Мало того, сбив вражеский самолет (а, как правило, это практически всегда означало гибель пилота), противники нередко сбрасывали на вражескую территорию записку с сожалениями, а на похоронах именитых асов часто были венки и от противника.

Однако уже к середине войны в связи с резким увеличением количества самолетов и ростом интенсивности воздушных боев «рыцарство» резко испарилось. Стало обычным и безжалостное добивание подбитых машин, и бои «трое на одного», и расстрел парашютистов. Произошло то, что у психологов называется «расчеловечевание» противника.

Естественно, что в каждых военно-воздушных силах были свои критерии воздушной победы, поэтому и асами летчики становились не сразу. Первым национальным асом в октябре 1915 года пресса окрестила француза Адольфа-Селестена Пегу. Первым германским асом считается Макс Иммельман со своими15 победами, первым британским стал Ланоэ Хаукер с девятью победами, а американским (летая в составе французской авиации) — Рауль Лафбери с 17.

«Козырные тузы» военной авиации

Мгновения Первой мировой войны — вооруженный пулеметом «Фарман» авиации Антанты атакует германский «Таубе»

Да и конкретного наполнения общеевропейского термина «ас» фактически не было — немцы использовали свой термин — «experten» («эксперт»), причем получение это почетного неофициального статуса предполагало наличие у летчика 10 побед (вдвое больше, чем у тех же французов).

При этом, говоря о количестве и качестве побед, одержанных асами Первой мировой войны, нужно принимать во внимание то, что критерии их оценки довольно сильно различались между собой в зависимости от причин их объявления. Как правило, в официальных документах противоборствующих сторон в качестве побед обычно учитывались только случаи, когда сам факт уничтожения или захвата в плен вражеского воздушного средства не вызывал никаких сомнений, и только тогда они были основанием для получения наград и повышений в званиях. Высшее военное командование поначалу довольно скептически относилось к боевым возможностям авиации, но уж если случался реальный успех, то даже за одну победу пилоты могли рассчитывать на награждение одним из престижных орденов.

Появление асов широко использовалось авиационными командирами для привлечения внимания. Мало того, вскоре начался отбор и дополнительная подготовка лучших курсантов летных училищ. Причем отбоя от желающих туда поступить не было — раскрутка в прессе сделала свое дело. Но, как показывает практика, целенаправленная селекция в большинстве случаев оказалась неэффективной. Так, по статистике всех воздушных войн ХХ века, пятьдесят процентов воздушных побед было одержано всего пятью процентами летчиков-истребителей. Мало того, часть топ-асов закончила летное обучение с посредственными результатами. Некоторые из асов, как, например, японец Садааки Акамацу (более 27 побед) или канадец Джордж Бёрлинг (31 победа), были по своей натуре вообще «антисоциальными элементами» — одиночками по жизни, и единственным их желанием было самоутверждение.

Асами становились прежде всего летчики с ярко выраженным «инстинктом охотника» и везучие в хорошем смысле этого слова. Как говорил «лучший ас всех времен и народов» Эрих Хартманн (352 победы) среди асов есть два типа: те, кто одерживают победы головой, и те, кто своим здоровьем. В его понимании «головой» заключалось в использовании более прогрессивной тактики ведения боя, выдерживании оптимального расстояния для атаки. В то же время другие летчики побеждали за счет того, что могли выдерживать большие перегрузки, чем их противник.

«Козырные тузы» военной авиации

Лучший ас Первой мировой войны Манфред фон Рихтгофен (в центре) со своим знаменитым стеком — атрибутом командира группы

Немаловажным фактором (особенно в годы первой мировой войны) было преимущество в технике. В историю воздушных войн золотыми буквами вписаны лучшие самолеты-истребители — германский триплан «Фоккер» Dr. I, британский «Сопвич Кэмел» Первой мировой войны, немецкие Bf 109 и Fw 190, японский А6М2 «Зеро», британский «Спитфайр», американский P-51 «Мустанг», советский Як-3 времен Второй мировой, советский МиГ-15 корейской войны и «Мираж» IIIC времен арабо-израильских войн. Именно на этих машинах было одержано большинство побед в воздушных войнах ХХ века.

В годы Первой мировой войны обе стороны противостояния летали на технике с примерно одинаковыми техническими характеристиками, поэтому очень часто исход воздушного боя решала тактика, которая, несомненно, была лучшей у немцев (такой же она оставалась и во время Второй мировой). Именно они первые стали использовать превышение в высоте, выбирать места для боя — преимущественно над своими позициями с использованием отсекающего огня зенитных орудий с земли.

Лучшими асами Первой мировой войны считаются немцы Манфред фон Рихтхофен (80 побед) и Эрнст Удет (62), французы Рене Фонк (75) и Жорж Гинемер (54), британцы Уильям Бишоп (72), Эдвард Мэннок (68) и Реймонд Коллишоу (62). Американцы, несмотря на то, что воевали непродолжительное время, тем не менее тоже успели «обзавестись» асами — это были Эдди Рикенбейкер (26) и Вильям Ламберт (22 победы). Стоит также вспомнить итальянцев Франческо Барраку (34 победы) и Сильвио Скарони (26), россиянина Александра Козакова (17) и летчиков Австро-Венгерский империи Годвина Брумовски (40) и Юлиуса Ариги (32 победы).

В годы Второй мировой войны отношение командования к асам кардинально поменялось. Так, в союзной авиации по опыту Первой мировой войны был принят принцип ротации, когда подразделения на фронте находились строго определенный срок. В довершение всего, после того как летчик добивался определенныхуспехов (становился асом), его вообще отзывали на штабную работу, так как его гибель в бою могла бы чисто теоретически ударить по имиджу ВВС.

«Козырные тузы» военной авиации

Самый результативный ас всех времен и народов Эрих Хартман. Считается, что он одержал 352 победы в воздухе

В то же время японские, немецкие или финские летчики сражались на фронте до тех пор, пока не погибали или не получали ранения. Поэтому, кстати, и счета союзных авиаторов во Второй мировой войне, мягко говоря, не заоблачные.

В ВВС Красной Армии летчик часто практически всю войну служил в одном полку, и его персональная боевая эффективность во многом зависела от того, на каком участке фронта («горячем» или «спокойном») находилось подразделение. Нельзя также сбрасывать со счетов и частую ротацию советских авиачастей. Так, в начале войны зачастую полк прибывал на фронт, его «выбивали» в течение одного-двух месяцев, и он убывал на переформирование (как вариант — переобучение) в тыл. Подготовка и уровень летчиков в строевом полку ВВС КА обычно была неравномерной, и только к концу войны стали создаваться так называемые «асовские» полки, куда собирали лучших пилотов, однако такая практика не получила широкого распространения.

Лучшими асами Второй мировой войны в странах «Оси» считаются немцы Эрих Хартман (352 победы) и Герхард Баркхорн (301), японцы Хиройоши Нишизава (87) и Тецузо Ивамото (80), финн Эйно Юутилайнен (92 победы). Лучшим асом Британского Содружества традиционно считают Джонни Джонсона (38 побед).

В Советском Союзе традиционно лучшим асом считается Кожедуб Иван Никитович с 64 победами (два американских самолета, сбитых ошибочно, в официальный счет не вошли). Хотя тут стоит отметить другую особенность — следующие за ним «по ранжиру» летчики сбили всего на несколько машин меньше. Так, советский ас № 2 Покрышкин Александр Иванович закончил войну с 59 победами, а Речкалов Григорий Андреевич — с 58, Гулаев Николай Дмитриевич — с 57. Для авиации Красной Армии вообще характерно наличие достаточно большого количества асов с 10–20 победами, которые фактически и сбили основную часть самолетов Люфтваффе на Восточном фронте. Интересно, что примерно такая же картина наблюдалась в годы Второй мировой войны у американцев, когда в отдельных подразделениях (например, 56-й Истребительной Группе (56 Fighter Group)) воевало большое количество летчиков с относительно небольшими личными счетами, однако результаты действия всей группы влияли на исход воздушного противостояния на том или ином участке фронта.

«Козырные тузы» военной авиации

Советский истребитель Як-3 — прекрасная машина для воздушного боя

Если уж заговорили об американцах, то тут стоит отметить Ричарда Бонга (40 побед), Томми Мак-Гвайра (38), Дэвида Мак-Кэмпбелла (34) и Фрэнсиса Габрески (28 + 6,5 в Корее). С подсчетом итальянских побед все не так просто, однако считается, что Андриано Висконти одержал 33 победы. Среди французов лучшим был Марсель Альберт с 23 победами.

В годы Второй мировой войны большое значение придавалось боевым действиям в темное время суток, появились и асы ночного боя. Это были немцы Гейнц Шнауффер (121 победа), Гельмут Лент (102), британцы Бранс Бурбидж (21) и Джонн Каннингэм (19 побед).

С появлением в Люфтваффе под конец войны реактивных истребителей предстали также и первые реактивные асы мира, такие как Гейнц Бэр, который из своих 220 побед 16 одержал, летая на реактивном истребителе.

Важным этапом в истории воздушных войн ХХ века стала война в Корее 1950–1953 годов, когда в воздухе впервые сошлись лучшие на тот момент советские и американские летчики на лучшей реактивной технике — истребителях МиГ-15 и F-86 «Сейбр». Топ-асами стали Евгений Пепеляев (23 победы) и Джозеф Мак-Коннелл (16).

«Козырные тузы» военной авиации

Дважды Герой Советского Союза гвардии майор Иван Никитович Кожедуб у истребителя Ла-7 перед боевым вылетом

Что касается войн после Кореи, то, по всей видимости, наиболее результативными, с достаточно большим количеством асов были израильскиеВВС. Что, впрочем, и неудивительно, так как эта небольшая ближневосточная страна уже больше 50 лет непрерывно воюет с окружающими арабскими странами. Лучшими тут признаны Гиора Эпштейн (17 побед), Ифтах Спектор (15), Амир Нахуми (14) и Ашер Снир (13,5). Об арабских результативных летчиках говорить сложно ввиду закрытости самого общества, однако такие летчики, вероятно, все-таки были.

Известно по крайней мере о двух пакистанских асах, лучший из которых Мохаммед Махмуд Алам в ходе индийско-пакистанской войны 1967 года претендовал на сбитие девяти и повреждение двух самолетов противника.

Во время Вьетнамской войны 1966–1972 годов асами стали 16 северовьетнамских пилотов, что можно считать большим успехом для страны, до 1964 года не имевшей истребительной авиации вовсе. Как интересную особенность можно отметить тот факт, что в личном счете летчиков победы над беспилотными самолетами-разведчиками от прочих не отделяли. Все четыре лучших вьетнамских аса — Нгуен Ван Кок (11 побед, включая два БПЛА), Май Ван Куонг (8), Нгуен Хонг Ни (8) и Фам Тхань Нган (8) — одержали свои победы, летая на МиГ-21.

В последние годы достаточно много информации появилось об иранской авиации, в которой тоже есть свои герои. Известен, например, самый результативный летчик-истребитель на тяжелом перехватчике F-14 Джилил Занди, на счет которого относят от шести до девяти побед, одержанных в ходе ирано-иракской войны 1980–1988 годов.

«Козырные тузы» военной авиации

Мессершмитт Bf 109G-2 самого результативного финского летчика-истребителя Эйно Илмари Юутилайнена — 94 официальные победы

В следующей части поговоримименно о самом термине «воздушная победа»,вокруг которого за последние годы сломано столько копий.

Статья была опубликована вмартовском номере журнала «Наука и техника» за 2016 год

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy