А это наблюдение из моей учительской практики.
В определенное время в учебнике по иностранному языку появляется тема "Определение времени". Цель — научить ребенка отвечать на вопрос "Который час?" на иностранном языке. Для этого отрабатываются различные ситуации и комбинации.
Закрепляем, к примеру, новый материал урока. Я быстро рисую на доске часы, ставлю деления, рисую стрелки.
Отрабатываем ситуацию "Который час?".
Вижу, что школьникам тяжело. Плохо идет закрепление.
— Не поняли тему?
— Вроде поняли.
— А чего так?
— А вы нам лучше цифрами пишите время, — посоветовал ученик.
Стал писать по принципу 15:35, 12:45, 13:30 (чтобы отработать использование слова "четверть", "полчаса" и т.д.).
И дело пошло. Ученики запросто всё отвечают.
В чем было дело?
— Вы по стрелкам что ли плохо определяете? — дошло до меня.
— По стрелкам трудно, там представлять надо, — ответили ученики.
— Кто умеет определять время по часам со стрелкой? Поднимите руки.
Подняли руки почти все. Почти!
Как так? Это ведь элементарно.
— Неужели не умеешь?
— Я путаюсь, мне с цифрами удобнее.
— А дома у вас есть на часы со стрелками?
— Есть, но они не идут.
И ведь это далеко не начальная школа.
И так было практически в каждом классе. Обязательно есть дети, которым определять время по стрелкам не очень просто. И обязательно есть хотя бы один, для кого это реально проблема.
Неужели уже так все привыкли к цифрам?
Может быть это уже норма для нашего времени, когда время на всех устройствах отображается в виде цифр?
***
Когда я учился в школе, то носить на руке часы было модно, стильно и молодежно. Часы у всех были самые обычные — у кого-то "командирские", у кого-то "женские", у кого-то "с барского плеча".
А потом вдруг у всех появились так называемые "электронные часы". Самый шик был, конечно, "Монтана". У меня у самого были "часы с калькулятором".
Все стали смотреть время в "цифровом формате". А со стрелками, конечно, все умели. Да и как не уметь, если это на уровне "правое — левое".
***
Хотелось бы спросить у читателей:
Используете ли вы в жизни слово "четверть" по отношению ко времени? Без четверти пять, четверть четвертого …
Мне школьники задавали вопрос — "А зачем использовать слово четверть, если мы его не используем".
при изучении хоть английского, хоть немецкого в учебниках обязательно есть задания на отработку слова "четверть"
А ведь действительно, я давно уже не слышал такого диалога:
— Который час?
— Без четверти два.
Мы же говорим "Без пятнадцати два". Не стало ли слово "четверть" некоторым анахронизмом для нашего времени? Может быть в культурной столице до сих пор вариант ответа с "четвертью" пользуется популярностью даже среди подростков?