Камни, ракушки и куски железа: чем заменяли утраченные зубы наши предки и что нас ждёт в будущем?

0 1

Первые попытки восстановления потерянных зубов путём создания имплантатов начались ещё до нашей эры. Примеры работ древних специалистов находили в разных уголках земного шара. К примеру, в VI веке до н.э. подобные операции выполнялись инками на территории Гондураса. Об этом свидетельствует фрагмент челюсти с тремя имплантатами из ракушек.

Камни, ракушки и куски железа: чем заменяли утраченные зубы наши предки и что нас ждёт в будущем?Фрагмент нижней челюсти, найденной в Гондурасе в 1931 г.

Открытие было сделано доктором Уилсоном Попено и его супругой Дороти во время исследований цивилизации майя в Плайя-де-лос-Муэртос, на правом берегу Рио-Улуа в Гондурасе. Изучая эту необычную находку, участники экспедиции сначала предположили, что имплантаты могли быть установлены посмертно в косметических целях, или, возможно, это было частью какого-то сложного погребального ритуала. Однако позже Амедео Бобби, профессор имплантологии в Университете Сантоса (Бразилия), предоставил научные доказательства того, что три имплантата были вставлены при жизни и представляют собой самое древнее свидетельство использования аллопластических имплантатов на людях.

В 1998 году в журнале Nature появилась статья о зубном имплантате из кованого железа, датированного I-II н.э. Находка была обнаружена в галло-римском захоронении в Шантамбре (Эссонн, Франция).

Камни, ракушки и куски железа: чем заменяли утраченные зубы наши предки и что нас ждёт в будущем?На верхнем снимке хорошо виден зубной имплантат из железа. Во время извлечения черепа имплант выпал и разломился на две части, которые позже были склеены. На рентгеновском снимке заметна линия разлома

Возраст человека, которому был установлен имплантат, составлял около 30 лет. Что удивительно, по словам исследователей, установленный имплантат идеально совпадал с размером лунки зуба, в которую его установили. Такая точность говорит о том, что в качестве модели для изготовления имплантата скорее всего использовался оригинальный утраченный зуб.

Ещё один древний имплантат, но только из камня, был обнаружен в 1981 году в одном из саркофагов некрополя Калабак, расположенном к востоку от древнего города Клазомены на побережье Эгейского моря. Профессор Эгейского университета Гюль Атилла считает, что возраст находки — более 2600 лет.

Камни, ракушки и куски железа: чем заменяли утраченные зубы наши предки и что нас ждёт в будущем?Каменный имплантат, найденный на территории современной Турции

С развитием научных знаний и новых технологий у человечества появились дополнительные возможности. Отцом современной стоматологии принято считать Пьера Фошара — он собрал и систематизировал знания в области не только общего зубоврачевания, но и диагностики и лечения зубов:

«Я улучшил и изобрёл несколько искусственных замен как для разрушенных частей зубов, так и для полной замены потерянных зубов, а также исправления их нарушений. И даже в ущерб собственным интересам я даю здесь совершенно точное описание, насколько это возможно».

В 1728 году Пьер Фошар изобрел первую ортодонтическую конструкцию и первые золотые коронки, после чего протезирование зубов стало набирать популярность.

Главными последователями Пьера Фошара в Европе стали дантист Николя Дюбуа де Шеман и Алекси Дюшато. Поскольку Дюшато и сам пользовался зубными протезами из слоновой кости, он знал, что такие протезы нельзя назвать практичными: пористая поверхность кости постоянно впитывала в себя слюну, напитки и остатки жидкой пищи. Такие протезы со временем неизбежно меняли цвет и становились источником ужасного запаха изо рта. Поэтому Дюшато находился в постоянных поисках более подходящего материала для зубных протезов. И после множественных экспериментов на фарфоровом заводе ему удалось создать первые зубные протезы из фарфора.

Камни, ракушки и куски железа: чем заменяли утраченные зубы наши предки и что нас ждёт в будущем?Съёмные протезы из золота и фарфора

Начало современной имплантологии

Конец XIX столетия ознаменовался открытием ключевых моментов современной имплантологии.

Например, в 1888 году были разработаны принципы биосовместимости. Чуть позже, в 1891 году, прошёл IV Пироговский съезд, на котором о своём опыте протезирования зубов на имплантатах рассказал Николай Знаменский. Приблизительно в то же время была описана методика установки внутрикостной системы имплантации с фиксацией коронки при помощи винтового крепления. Чуть позже — уже в 1909 году — другой специалист, д-р Е. Дж. Гринфилд, создал специальный замок для фиксации коронки к имплантированной в кость основе. Схема сохранилась в виде эскизов, и сейчас её изучают студенты.

Чего же не хватало имплантологии той эпохи?

В первую очередь, безопасности. Ведь пока в хирургии не появились антисептики, операции часто заканчивались инфицированием. Это повышало риски появления осложнений и отторжения. Поэтому появление антисептических растворов создало условия для настоящего прорыва.

Следующим шагом стало создание в 1914 году новой системы — пластин из нержавейки, которые фиксировались винтами в кости челюсти. Постепенно формировалась теоретическая база, содержащая сведения об антисептике и атравматичном подходе к стоматологическим операциям.

Двенадцать лет спустя учёные запатентовали молибденовую сталь — инновационный для тех времён имплантационный материал, который позже активно применялся для остеосинтеза. Ещё через десять лет был создан сплав «Виталлиум», стойкий к электрохимическим реакциям, а в 1939 году успешно проведена имплантация из этого материала.

В 40-е годы произошло событие, которое фактически разделило имплантологов на два противоборствующих лагеря. Шведские специалисты предложили инновацию — использование субпериостальных имплантатов, которые бы опирались непосредственно на кость альвеолярного отростка. Это обеспечило бы высокую стабильность имплантата и устанавливаемых коронок. Однако на родине эту идею не приняли. Зато её одобрили и развили американские дантисты.

Считается, что новая эра имплантологии началась в 1947 году, когда Ф. Формиггини в Италии задокументировал опыт успешного функционирования внутрикостных имплантатов, применяемых для установки протезов.

Не менее важным фактом стало формулирование ключевых задач и принципов имплантологии. К примеру, врачи начали активно изучать, какой будет реакция на имплантат. Ведь костная ткань может принять его или отторгнуть. Это, в свою очередь, породило ещё один вопрос — какой материал лучше всего подойдёт для выполнения операции. Дантисты-имплантологи начали активно изучать тканевый ответ, чтобы уменьшить возможные риски отторжения.

Эра инноваций

Современная дентальная имплантация базируется на работах шведского учёного П. И. Бранемарка. Именно он в начале пятидесятых сформулировал концепцию остеоинтеграции и начал разработку новых систем на основе титана, отличающегося биоинертностью. Его первые труды появились в 1952 году, а в 1954 появился один из лидеров в этой сфере — компания Straumann. Основание Райнхардом Штрауманном исследовательского института Institut Dr. Ing. R. Straumann AG в Вальденбурге открыло новую страницу в истории имплантологии.

Следующие два десятилетия работы института были посвящены исследованиям и разработкам. Прорывом стало создание в 1974 году полых цилиндрических имплантатов из титанового сплава. С этого момента торговая марка Straumann® Dental Implant System становится эталоном качества в своей сфере.

Камни, ракушки и куски железа: чем заменяли утраченные зубы наши предки и что нас ждёт в будущем?

В 1980 году Фриц Штрауманн — сын основателя компании — собирает лучших мировых экспертов в команду ITI. Эта международная команда в течение долгих лет занималась развитием дентальной имплантологии во всём мире. Через шесть лет на рынок выходит новый продукт — имплантаты Straumann Tissue Level. Был разработан конус Морзе, а в 1997 году специалистам компании удалось создать новую поверхность для имплантатов — SLA®. Это привело к существенному сокращению времени заживления. К 2005 году появилось новое поколение — гидрофильная поверхность SLActive®, благодаря которой имплантация стала доступна для пациентов с сопутствующими заболеваниями и вредными привычками (сахарный диабет, онкологические заболевания, курение и не только)

Компания приобрела несколько предприятий, открыла ряд исследовательских центров, в которых проводились сложнейшие работы с применением самого современного оборудования. В 2009 году был создан инновационный материал Roxolid® — уникальный сплав изе титана и циркония. Он оказался на 40% прочнее обычного титана. Сплав Roxolid® защищен патентом — изготавливать имплантаты из него может только компания Straumann При высокой механической прочности имплантаты обладают уникальными показателями биосовместимости. Об успешности их применения говорят цифры, полученные в результате исследований:

  • 7 стран.
  • 357 пациентов.
  • 603 успешно установленных имплантата.
  • 98% приживаемости после двух лет.
  • 100% приживаемость после 1 года при восстановлении 1 зуба.
  • 99% приживаемость после года у пациентов с полной адентией на нижней челюсти.
  • Наращивание кости применялось только в 46% операций, так как сплав Roxolid® позволяет применять имплантат меньшего размера.

Камни, ракушки и куски железа: чем заменяли утраченные зубы наши предки и что нас ждёт в будущем?

Компания не случайно занимает лидирующие позиции в мире. Использование имплантатов Straumann Roxolid® SLActive® позволило решить сразу несколько задач и устранить типичные страхи пациентов.

Операция стала менее травматичной, менее болезненной. В то же время проводятся новые исследования и создаются передовые продукты, применяемые в клиниках по всему миру, а свыше 5% годовой прибыли инвестируется в исследовательскую деятельность.

Пациенты получают пожизненную гарантию. Уменьшилось вмешательство врачей в естественные ткани. Соответственно, послеоперационный восстановительный период сократился.

Будущее стоматологии — возможные перспективы развития индустрии

Что ждёт имплантологию и стоматологию в целом? Есть несколько ключевых направлений, которые могут изменить индустрию.

Камни, ракушки и куски железа: чем заменяли утраченные зубы наши предки и что нас ждёт в будущем?

1. Искусственный интеллект

ИИ-системы давно стали важной частью науки и медицины в частности. Интеллектуальные системы собирают данные о пациентах, методиках лечения, диагностических процедурах и рекомендациях. В обозримом будущем AI сможет не только собирать и анализировать информацию, но и предлагать на её основе оптимальные решения для лечения.

2. Моделирование и 3D-принтеры

Современная 3D-печать позволяет работать не только с различными видами пластика, но и с другими материалами. Используя современное ПО, специалист может изготовить высокоточную модель коронки, которую затем воспроизведёт на специальном оборудовании. Это существенно снижает затраты времени на ожидание операции. Более того, благодаря цифровым технологиям пациентам уже сейчас доступны такие услуги, как установка имплантатов по хирургическому шаблону, восстановление зуба за одно посещение, цифровой дизайн будущей улыбки, исправление прикуса элайнерами и не только.

3. Регенеративная стоматология

Учёные выяснили, из каких клеток состоит дентин и другие ткани зуба. Они создали специальные материалы-заполнители, позволяющие зубам самостоятельно восстанавливаться. Возможно, в будущем это позволит победить кариес и меньше использовать композитные материалы для восстановления коронковой части.

4. CRISPR

Известно, что некоторые проблемы с зубами имеют наследственный характер. Редактирование генома поможет устранить врождённые патологии.

Как мы видим, за сотни лет очень многое изменилось. Имплантация теперь — целая наука, а современные технологии дают возможность получить хороший результат на длительный срок. Главное — выбирать качественные материалы от лидеров индустрии (одним из которых является Straumann) и доверять имплантацию только опытным специалистам.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy