В борьбе за республику. Асы испанской войны: советские, испанские и американские летчики

0 1

Для советских летчиков война в небе над Пиренеями не была легкой прогулкой, ведь пришлось вести схватки с одними из лучших европейских летчиков-истребителей.

Начало читайте в статьеАсы испанской войны. Советские летчики в схватке с авиацией Франко

Практика многочасовых сражений привела к появлению в боевом порядке истребителей двух групп — сковывающей и ударной. Как показал опыт, организованным строем удавалось произвести одну или в лучшем случае две атаки истребителей противника. Затем, как правило, начиналось маневрирование мелких групп и отдельных самолетов («карусель»), где все решали летно-тактические качества самолетов, моральный дух, боевая выучка и опыт каждого летчика.

Широкую практику получил воздушный бой, в котором взаимодействовали скоростные монопланы И-16 и маневренные бипланы И-15. Первыми в бой вступали обычно монопланы — настигнув противника, они своим огнем вынуждали его начать маневрирование (чаще всего выполнять вираж). И тогда И-15, используя свои маневренные качества, получали возможность занять выгодную позицию и сбивать вражеские самолеты.

В борьбе за республику. Асы испанской войны: советские, испанские и американские летчики

Иван Еременко перед вылетом.

В ходе испанской войны было несколько случаев успешной атаки истребителями одиночных бомбардировщиков противника в лунные ночи (без прожекторного освещения). Так, в ночь на 26 июля 1937 г. советский летчик-доброволец Михаил Якушин впервые в истории авиации сбил в ночном воздушном бою вражеский бомбардировщик. Следующей ночью успеха добился инициатор организации ночных действий истребителей Александр Серов. Победами в ночном небе пополнили свой боевой счет Иван Еременко, Евгений Степанов, Илья Финн, а также испанские летчики.

Советские летчики пользовались заслуженной славой. В документах разведчиков 2-го бюро французского Генштаба содержится такая обобщенная оценка советских летчиков: «Русские пилоты очень хорошие летчики и применяют те же правила, что и во Франции, следуя очень точно уставам. За пределами этого устава они проявляют очень мало инициативны и слепо верят начальнику построения».

На сегодняшний день самым результативным советским летчиком-добровольцем в Испании считается Сергей Грицевец с 30 победами (из которых 24 — в группе).

В борьбе за республику. Асы испанской войны: советские, испанские и американские летчики

Лучший ас правительственной авиации Сергей Грицевец

Родился ас 6 июля 1909 г. в деревне Боровцы Гродненской губернии (ныне Барановичского района Брестской области Республики Беларусь) в крестьянской семье. В годы войны семья перебралась в Курганскую область.

В борьбе за республику. Асы испанской войны: советские, испанские и американские летчики

Асы правительственной авиации в ходе гражданской войны в Испании 1939–1936 гг. (число побед больше 10)

В рядах Красной Армии с 1931 г., по комсомольской путевке направлен на учебу в Оренбургскую военную школу летчиков, навсегда связав свою жизнь с военной авиацией. По окончании в сентябре 1932 г. учебы он служит в строевых частях сначала на Дальнем Востоке, а по окончании Одесской школы воздушного боя — инструктором в Кировабадской авиационной школе. В числе прочего тут ему пришлось участвовать в подготовке испанских курсантов, которые с 1937 г. массово стали отправляться на учебу в СССР.

В июне 1938 г. он с заграничным паспортом на имя Горева Сергея Ивановича в составе группы из 34 летчиков-добровольцев прибывает в Испанию. За 116 дней «правительственной командировки» командиру эскадрильи истребителей С. И. Грицевцу пришлось участвовать в 57 воздушных боях, сбив шесть самолетов лично и 24 — в группе.

15 октября 1938 г. советские добровольцы получили приказ о возвращении на Родину. В конце декабря С. И. Грицевцу было присвоено звание майора.

В борьбе за республику. Асы испанской войны: советские, испанские и американские летчики

Советские и американские летчики в минуты отдыха. Второй справа в форме испанской авиации — «белый эмигрант», который служил переводчиком. Крайний справа — американец

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 г. майору Грицевцу Сергею Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Принимал участие в боях в районе реки Халхин-Гол летом 1939 г. За период с 22 июня по 30 августа 1939 г. в небе Монголии Грицевец выполнил 138 успешных боевых вылетов, сбив 12 вражеских самолетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 г. «за образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленный при выполнении боевых заданий, дающий право наполучение звания Героя Советского Союза», было постановлено «соорудить бронзовые бюсты и поставить их на постаменте на родине награжденных: 1. Героя Советского Союза майора Грицевца Сергея Ивановича. 2. Героя Советского Союза майора Кравченко Григория Пантелеевича».

В борьбе за республику. Асы испанской войны: советские, испанские и американские летчики

Истребитель И-16 правительственных ВВС

Но не суждено было самому результативному советскому летчику-истребителю, имевшему на своем счету 42 сбитых вражеских самолета, дважды Герою Советского Союза С. И. Грицевцу получить знаки особого отличия…

Медаль «Золотая Звезда» была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1939 г., но за месяц до этого, 16 сентября 1939 г. майор Грицевец С. И., вылетев к новому месту назначения, погиб в авиационной катастрофе в районе поселка Болбасово Оршанского района Витебской области, когда в его самолет врезался приземляющийся истребитель.

В борьбе за республику. Асы испанской войны: советские, испанские и американские летчики

Павел Рычагов. В Испании старший лейтенант, одержал 6 побед лично и 14 в группе

Однако не стоит думать, что в небе Испании воевали исключительно советские летчики-добровольцы. В рядах испанских летчиков выросли десятки первоклассных воздушных бойцов: Антонио Ариас, Мануэль Сараус, Фернандо Клаудин, Франсиско Тарасона, Хосе-Мариа Браво, Хосе Пуиг, Антонио Инето, Хосе Куртадо и многие другие. Наиболее примечальным в этом ряду выглядит биография аса с 14 победами Андреса Гарсия Лакаллье.

Он родился в провинции Вискайе в 1909 г. В 20 лет он получает гражданскую летную лицензию. Затем было поступление в военную авиацию, школа воздушных наблюдателей, школа пилотов бомбардировщиков, служба на аэродроме Таблада.

Однако Лакаллье мечтал о карьере летчика-истребителя, и вскоре в ходе очередной реорганизации он попадает в 1-ю истребительную эскадрилью, где осваивает истребитель «Ньюпор» 52. В 1933 г. Гарсия был повышен по службе, получив звание сержанта и направление во 2-ю эскадрилью 11-й Группы. Начало гражданской войны летчик встретил на аэродроме Хетафе.

Лакаллье не изменил присяге и уже 18 июля совершил свой первый боевой вылет — на бомбежку казарм артиллерийской части, которая перешла на сторону мятежников и обстреливала взлетную полосу аэродрома. Свою первую победу в воздухе (принуждение к посадке «Брегэ» XIX мятежников) он одержал 25 июля.

В борьбе за республику. Асы испанской войны: советские, испанские и американские летчики

Евгений Антонов на фоне самолета командира эскадрильи.Фото из архива М. Пруцакова (г. Киев)

В августе он стал летать на единственном в ВВС «Хаукере “Фьюри”», который стал «персональным» самолетом аса. Кстати, всего Мадрид закупил три истребителя этого типа, однако один совершил вынужденную посадку вблизи португальской границы и после восстановления был включен в состав франкистских ВВС, а второй был разбит во время приемки и отправлен для восстановления на завод «Испано».

31 августа Лакаллье был сбит «Фиат» CR.32, его летчик — итальянский доброволец лейтенант Эрнесто Монико выбросился с парашютом, но на земле был захвачен в плен и без суда и следствия расстрелян.

3 сентября Лакаллье за свои заслуги был повышен до звания младшего лейтенанта и, пилотируя «Ньюпор», «Фьюри», «Луар» 46 и «Девуатин» D.371, участвовал в многочисленных схватках в воздухе.

В начале ноября он в числе первых переучился на советский И-15 и был определен в советскую эскадрилью. В первых боях Лакаллье летает в составе тройки Ивана Копца, а после отъезда первой группы советских летчиков он становится командиром второго звена эскадрильи.

В конце февраля 1937 г. капитан Лакаллье возглавил только организованную из испанских и американских летчиков эскадрилью «чатос». Именно под его командованием подразделение участвует в сражениях под Харамой (где понесло тяжелые потери) и в районе Гвадалахары (отметилось тоже блестяще, при этом потери были минимальные).

В конце апреля Лакаллье передает командование своему товарищу Хименесу Бругуэ, а сам направляется на север, где принимает командование над смешанной советско-испанской эскадрильей. Но на этой должности он пробыл недолго, и уже в июле Лакаллье назначается руководителем второй группы курсантов (20 человек), отправленных на обучение в Кировобадскую летную школу.

По возвращении в Испанию в феврале 1938 г. какое-то время он занимает штабную должность в Субсекретариате авиации, но вскоре он возглавляет управление службой прикрытия Барселоны и каталанского побережья.

В борьбе за республику. Асы испанской войны: советские, испанские и американские летчики

Картинка с полевого аэродрома. Испания, 1937–1938 гг.

Шестого февраля 1939 г. он отдал свой последний в жизни приказ: сжечь все оставшиеся самолеты на аэродроме Виллажуга, а пилотам добираться к французской границе. Он и сам лично отправился во Францию, где был интернирован. На момент окончания конфликта на его счету было 14 воздушных побед.

В отличие от большинства своих сослуживцев, Лакаллье не уехал в СССР, а воспользовался предложением мексиканского правительства и отправился в эмиграцию в эту латиноамериканскую страну. Позже он перебрался в Кубу, где и умер в Санто-Доминго в конце 70-х гг.

Из иностранцев-асов в составе правительственной авиации стоит отметить американца — отставного лейтенанта морской авиации Фрэнка Тинкера, который за полгода стал одним из самых результативных летчиков той войны.

В борьбе за республику. Асы испанской войны: советские, испанские и американские летчики

Американец Фрэнк Тинкер в кабине советского истребителя И-15

В начале 1937 г. он прибыл в Испанию и после переобучения на И-15 был направлен в состав американского звена в Валенсии. Первый боевой вылет американский летчик совершил в Гвадалахаре в составе 1-й эскадрильи И-15 «Лакаллье» (по испанской традиции эскадрилья имела название по фамилии командира).Кроме Тинкера, в эскадрильи воевали еще три американца и восемь испанцев.

14 марта Тинкер добивается своей первой победы — во время сильной грозы он сбивает «Фиат» CR.32. Всего на И-15 он одержал три победы в воздухе, после чего в мае он вместе с еще одним летчиком-соотечественником переводится служить в 1-ю эскадрилью И-16. В этот период на истребителях И-16 воевали исключительно советские летчики, да и то лишь те, кто имел боевой опыт.

Уже 2 июня Фрэнк сбивает на И-16 очередной «Фиат» CR. 32 (это была его общая четвертая победа). Следующая победа — 16 июня, и тоже итальянский истребитель.

В борьбе за республику. Асы испанской войны: советские, испанские и американские летчики

Испанцы на фоне И-16

Принимал активное участие в битве под Брунете, где его противником были новейшие немецкие истребители «Мессершмитт» Ме-109Б. 13 июля Тинкер становится участником воздушного сражения, длившегося около часа, и претендует на победу над одним из двух сбитых тогда «мессеров». Известно, что тогда был сбит и погиб пилот немецкого легиона «Кондор» Г. Хенеш, и ряд публикаций утверждают, что эта первая победа над «Мессершмиттом» принадлежит Фрэнку Тинкеру, хотя существует версия, что этот самолет был сбит огнем стрелка бомбардировщика СБ. Неразбериха в штабной работе в этот тяжелый период, отсутствие четкого учета допускает возможность ошибок в информации. В своем дневнике Тинкер пишет, что 17 июля было сбито два Ме-109, один из которых лично им. Однако материалы немецкого командования утверждают, что в этот день «Мессершмитты» потерь не имели.

На следующий день Тинкер сбивает «Фиат». Это была его восьмая и последняя победа. Было еще несколько боевых вылетов, а 29 июля 1937 г. Фрэнк последний раз участвовал в воздушном бою над Брунете и в Испании вообще.

Боевую карьеру Фрэнка Тинкера без преувеличения можно назвать очень успешной — все его победы были над истребителями, в том числе пять — над «Фиатами», которые все на иберийской земле признавали очень серьезным противником. Две победы над Ме-109 заслуживают особого внимания, особенно если учесть, что их пилотировали лучшие пилоты немецких ВВС из состава легиона «Кондор». И несмотря на то, что вторая победа Тинкера над «сто девятым» оспаривается, общее число — восемь сбитых — признают все.

Заканчивая рассказ об американце, так успешно воевавшем на советских машинах в испанском небе, надо сказать и о последней и самой мрачной странице жизни пилота — его возвращении на родину. Тогда он перестал быть «солдатом удачи» в прямом и переносном смысле. Проблемы для Фрэнка начались сразу, как только он ступил на землю США, — Министерство иностранных дел имело к нему претензии по поводу нелегального выезда в Испанию. Потом неприятности продолжились безуспешными попытками добиться права возвращения на военную службу. Все это привело к сильной психологической депрессии Тинкера. Безнадежность и неуверенность в завтрашнем дне, травля со стороны правых сил сыграли свою страшную роль — Фрэнк Тинкер покончил с собой. Незадолго перед смертью были опубликованы его мемуары.

В целом стоит сказать, что война в Испании стала важным этапом для формирования облика воздушной войны в грядущей Второй мировой войне. Уже тогда стало проявляться отставание советской авиации от ведущих европейских держав — как в плане матчасти, так и в плане тактических новинок. Однако выводов тогдашнее военное руководство не сделало — опыт летчиков, прошедших Испанию, был фактически не востребован, как и не сделаны глобальные выводы. Во многом такое пренебрежение стало фатальным и в том числе привело к разгрому ВВС РККА 22 июня 1941 г.

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy