Асы испанской войны. Советские летчики в схватке с авиацией Франко

0 1

Окончание мировой войны, которая в памяти нескольких поколений осталась как Великая, тем не менее не привело к миру во всем мире. Потерпевшая поражение Германия жаждала реванша, появившийся на развалинах Российской империи Советский Союз провозгласил крайне агрессивную политику «разжигания мировой революции», поддерживая революционеров и «левых» по всему миру. Все это очень быстро привело к состоянию перманентного конфликта, который время от времени переходил в «горячую стадию». Одним из таких конфликтов, который некоторые исследователи относят к ранней фазе Второй мировой войны, стала гражданская война в Испании.

Испания не принимала участия в войне, однако в начале 1930-х гг. пережила тектонический сдвиг, который выразился в свержении монархии и приходе к власти коммунистов, социалистов и прочих представителей «левых» политических движений. Однако реформы, которые они затеяли, были слишком революционными для испанского общества и натолкнулись на серьезное противодействие военной элиты. В итоге в июле 1936 г. вспыхнул военный мятеж. Вскоре началась полноценная гражданская война, в которой в той или иной мере приняли участие все сверхдержавы того времени.

Асы испанской войны. Советские летчики в схватке с авиацией Франко

Советские и испанские летчики и техники, 1937 г. Фото из архива М. Пруцакова (г. Киев). Публикуется впервые

Официально испанская авиация появилась в марте 1911 г., когда недалеко от Мадрида на аэродроме Куатро Виентос была организована авиашкола. С самого начала испанцы очень активно сотрудничали с законодателями авиационной моды того времени — французами. Однако к 1918 г. состояние испанской истребительной авиации было плачевным — для колониальной войны в Марокко больше были нужны легкие бомбардировщики. Положение кардинально изменилось с окончанием войны, когда на рынке вооружений появилось большое количество достаточно современной авиатехники и по приемлемым ценам. За короткое время испанская авиация была перевооружена. Так, на вооружении появились «Бристоль» F.2b, SPAD XIIIC.1. А в 1927 г. началось лицензионное производство истребителей «Ньюпор-Деляж» 52. Однако страна была небогатой, и в итоге к 1936 г. испанские ВВС были небольшими и вооружены откровенно устаревшей техникой.

В 1935 г. было объявлено о планах перевооружения испанской авиации на самолеты новых типов. Несколько иностранных компаний прислали свои предложения и сами образцы. Однако реально на момент начала мятежа получить новую авиатехнику не удалось.

После путча материальная часть ВВС была разделена крайне неравномерно. В руках правительства осталось 39 истребителей (в том числе 28 «Ньюпор 52», пять «Хаукер “Фьюри”» и шесть «Мартинсайд» F-4), а мятежники располагали всего семью крайне устаревшими «Ньюпор 52». Что касается личного состава, то в условиях начинавшейся гражданской войны каждый летчик делал свой выбор, и часто это было крайне непросто.

Асы испанской войны. Советские летчики в схватке с авиацией Франко

Истребитель Hispano-Nieuport Ni-52 — основной истребитель испанских ВВС на момент начала мятежа в июле 1936 г.

По данным испанского историка Рамона Саласа, из 210 500 человек, находившихся на момент начала мятежа на военной службе, верность присяге сохранили 112 025 человек. Что касается авиации, то из 5 500 человек только 2 200 перешли на сторону мятежников. Солидарен с ним и бывший командующий республиканской авиацией Игнасио Сиснерос, который в своих мемуарах писал о 35 процентах офицеров и 90 процентах младшего командного состава авиационных частей, сохранивших верность Республике.

К концу июля казалось, что мятеж близок к разгрому, ведь правительство сохранило контроль над основными промышленными районами и наиболее развитыми сельскохозяйственными провинциями, всеми портами Средиземноморского побережья — от Барселоны до Малаги. В его руках остался весь золотой запас и основные финансовые ресурсы страны. В то же время мятежникам удалось удержать в своих руках фактически только Испанское Марокко, причем большая часть войск оказалась запертой здесь. На «большой земле» они захватили только некоторые незначительные в стратегическом отношении районы.

Однако в дело вмешалась большая политика — и с начала августа 1936 г. мятежники во главе с генералом Франко получили масштабную помощь со стороны Германии и Италии, которые имели свои экономические интересы в стране.

Асы испанской войны. Советские летчики в схватке с авиацией Франко

Советские летчики в Испании. На переднем плане — слева Иван Еременко (9 побед в Испании) и справа Евгений Антонов (две победы в Испании). Фото из архива М. Пруцакова (г. Киев)

При этом правительство Испании нашло себе союзников в лице французского левого правительства Леона Блюма. За короткое время удалось приобрести несколько десятков боевых самолетов, в том числе несколько прототипов истребителей «Луар» 46 и «Спад» 916. Для обхода международного эмбарго, которое было введено с началом войны, все разрешения на экспорт были оформлены с нарушением существовавшего законодательства.

Времени для переподготовки испанских летчиков на новейшую технику не было, и тогда прибегли к найму ветеранов войны, «солдат удачи», вернувшихся из Абиссинии, Китая или Южной Америки. С ними заключали контракт (ставший позже стандартным) на выплату 50 тысяч франков в месяц со страховкой в 500 тысяч песет.

Из иностранных летчиков-истребителей на аэродроме Хетафе организовали 2-ю интернациональную эскадрилью под командованием капитана Мартина-Луна Лерсунди. Кроме французов, в состав входили британцы Браян Гриффин (кстати, первый иностранный пилот в правительственных ВВС) и Коллинз, итальянец Локателли и три советских летчика — старшие лейтенанты Иван Копец, Антон Ковалевский и Евгений Ерлыкин — на тот момент это были единственные «советские» летчики-истребители в стране (правда, объявленные поляками и получившие соответствующие фальшивые документы).

Асы испанской войны. Советские летчики в схватке с авиацией Франко

Советские летчики-добровольцы 1-й эскадрильи «чатос». Испания, 1937 г. Фото из архива М. Пруцакова (г. Киев)

Один из этих первых советских летчиков Иван Копец стал асом в Испании, сбив шесть вражеских самолетов. Правда, его последующая судьба крайне трагична. Он родился в 1908 г. в Царском Селе в семье слесаря. В 1929 г. закончил знаменитую «Качу» — Качинскую военную авиационную школу пилотов. Летом 1936 г. служил в 70-м отдельном истребительном авиаотряде авиационной бригады при Академии имени Жуковского, откуда был направлен в служебную командировку в Испанию. Воевал до июня 1937 г.

За боевую работу был награжден орденом Красного Знамени, удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и особой грамоты.

После Испании его военная карьера резко пошла вверх — уже в 1938 г. он был назначен заместителем командующего Военно-воздушных сил Ленинградского военного округа.

Во время советско-финской войны был командующим ВВС 8-й армии, лично участвовал в боевых вылетах. За эту войну он был удостоен второго ордена Ленина и 31 марта 1940 г. был повышен до звания комдива. На 22 июня 1941 г. Копец был командующим ВВС Западного Особого Военного Округа. После потери за первый день войны 738 самолетов вверенного ему округа, узнав вечером о масштабах потерь, он застрелился в своем служебном кабинете.

Асы испанской войны. Советские летчики в схватке с авиацией Франко

Осмотр места гибели советского добровольца Ильи Финна, 26 октября 1937 г. Фото из архива М. Пруцакова (г. Киев)

Возвращаясь к боевой работе интернациональной эскадрильи, отметим, что просуществовала она недолго — к середине сентября, с прибытием большого количества хорошо подготовленных итальянских кадровых летчиков и новых самолетов потери стали зашкаливать, и летчики после окончания месячного контракта начали разъезжаться по домам.

В конце августа ситуация в небе Испании кардинальным образом изменилась — Сталин увидел в гражданской войне прекрасный повод для создания европейской марионетки и решил принять участие в конфликте. 28 августа был подписан декрет об отправке в Испанию инструкторов-добровольцев и военной техники. Уже 10 сентября первые советские военные летчики прибыли в Картахену. Следом стали разгружаться и современные истребители И-15 и И-16.

Дебют истребителей И-15 (или «чатос» (курносые), как их называли в Испании) в пиренейском небе произошел 4 ноября, когда советские летчики перехватили над Мадридом группу бомбардировщиков «Юнкерс» Ю-52 под прикрытием истребителей «Фиат» CR.32. Привычно не ожидавшие сопротивления в воздухе испанцы и итальянцы за это поплатились. Героями этого дня стали летчики Рычагов (два сбитых самолета противника), Ковтун и Мирошниченко (по одному).

Асы испанской войны. Советские летчики в схватке с авиацией Франко

Советские и испанские летчики перед вылетом

С республиканской стороны был поврежден И-15 лейтенанта Михаила Воронова. Раненый летчик не справился с управлением, и самолет рухнул на улицы Мадрида. Летчика извлекли из-под обломков и отправили в госпиталь. Но, несмотря на все усилия врачей, 8 ноября Воронов скончался.

Один из участников этого самого первого боя Павел Рычагов, известный в Испании как Пабло Паланкар, стал одним из лучших асов республиканских ВВС, одержав за очень короткое время (а он был отозван в феврале 1937 г. досрочно) шесть побед в воздухе лично и 14 — в группе. К сожалению, его жизненный путь, как и многих «испанцев», в СССР закончился трагически.

Практически сразу летчик был направлен в другую командировку — в Китай, в ранге советника. Результат — звание комбрига и орден Красного Знамени. Следующее назначение с повышением в должности — командующий ВВС Приморской группы Дальневосточного фронта. Под его командованием советские летчики летом 1938 г. приняли ограниченное участие в конфликте на озере Хасан. На этом поприще его деятельность была оценена государством во второе Красное Знамя.

Асы испанской войны. Советские летчики в схватке с авиацией Франко

Между боями

С началом войны с Финляндией в конце 1939 г. комдив Рычагов назначен командующим ВВС 9-й армии, которая вела наступление в средней Карелии.

Вскоре Рычагову было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации, и он вошел в высшую военную элиту. Уже в августе 1940 г. он назначен начальником Главного управления ВВС РККА, затем — членом Главного военного совета РККА, а в феврале 1941 г. — заместителем наркома обороны СССР по авиации. На тот момент ему было всего 29 лет!

Однако отсутствие соответствующего образования и тяжелый характер Рычагова привели к катастрофе. 12 апреля 1941 г. Рычагов был снят с должности и направлен на учебу в Военную академию Генштаба.Репрессирован в июне 1941 г., расстрелян в октябре того же года. Посмертно реабилитирован в 1954 г.

Асы испанской войны. Советские летчики в схватке с авиацией Франко

Советские летчики в Испании. Слева — Александр Осипенко, который дослужился впоследствии до заместителя командующего ПВО СССР

Начиная с осени 1936 г., количество советских военных летчиков постоянно увеличивалось, но если в 1936 г. (вернее, за сентябрь — декабрь) их прибыло 311, то за весь 1937 г. — 276, а под занавес конфликта в 1938 г. — 183.

Всего «через Испанию» прошли 770 летчиков. Многие из них были отмечены высокими правительственными наградами, 36 авиаторам было присвоено звание Героя Советского Союза, часть из них удостоились этого звания посмертно. Интересно, что 22 из 28 Героев впоследствии стали генералами. В свою очередь, семь из них, т. е. каждый третий, были репрессированы в ближайшие годы.

Вообще для советских летчиков война в небе над Пиренеями не была легкой прогулкой, ведь пришлось вести схватки с одними из лучших европейских летчиков-истребителей.

Продолжение следует

Статья была опубликована в июльском номере журнала «Наука и техника» за 2017 год

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy