Цусимское сражение. Япония входит в клуб ведущих военно-морских держав

0 0

Императорский указ о начале военных действий против России адмирал Того, державший свой флаг на «Микасе», получил вскоре после полуночи 6 февраля (24 января) 1904 г., и уже утром Соединенный флот вышел из Сасебо и направился в Желтое море.

Начало читайте в статье Путь от «Фудзи» до «Микасы»: японские броненосцы Русско-японской войны

Цусимское сражение. Япония входит в клуб ведущих военно-морских держав

Броненосец «Хатсусе», 24 июня 1905 г.

Утром 9 февраля, когда корабли Того появились перед Порт-Артуром, он еще не знал о результатах ночной торпедной атаки. Получив известие от высланных вперед крейсеров, что русские корабли находятся на внешнем рейде и некоторые из них, по-видимому, повреждены, японский адмирал решил вступить в бой. Около 11-00 носовая башня «Микасы» сделала первый выстрел. Неожиданно русские корабли начали сниматься с якоря и вскоре пять русских броненосцев малым ходом начали сближение с противником. Они открыли ответный огонь, к которому присоединились береговые батареи. Всего за полчаса японская эскадра получила несколько прямых попаданий. 254-мм снаряд разорвался у грот-мачты «Микасы», ранив трех офицеров, гардемарина и трех матросов. Снаряд крупного калибра угодил в мостик и переднюю трубу «Фудзи», убив двух офицеров и 12 человек ранив. 152-мм снаряд, попавший в «Сикисиму», вывел из строя сразу 17 человек, в том числе двух офицеров. Но сильнее всех пострадал замыкавший строй «Хатсусе», получивший сразу три попадания: 305-, 120- и 75-мм снарядов. Интересно, что официально опубликованные после войны японские данные сообщали лишь о двух убитых и 14 раненых на этом корабле. Но, как стало известно совсем недавно из рассекреченных японских и британских источников, эти данные сильно занижены. Так или иначе, решив не искушать судьбу, адмирал Того в 11-45 приказал прекратить огонь и выйти из боя. В русские корабли в общей сложности попало 14 снарядов, но лишь один из них — 305-мм с «Микасы», попавший в «Победу», убивший и ранивший пять человек, — можно охарактеризовать как серьезное попадание.

Поняв, что легкой победы не будет, японцы приготовились к долгой осаде крепости. После неудачи с брандерами по закупорке внутреннего рейда, японцы применили еще один новый тактических ход. 10 марта (26 февраля) они впервые предприняли перекидную стрельбу по внутреннему рейду через горный массив Ляотешань с дистанции 6,5–8 миль. Всего было выпущено 154 305-мм снаряда, из-за отсутствия должной корректировки причинивших весьма незначительные повреждения русским (7 убитых и 20 раненых на эскадре и несколько мирных жителей в городе). Место для стрельбы Того выбирал специально такое, чтобы исключить ответный огонь русских береговых батарей. Но каково же было его удивление 22 (9) марта во время второй подобной бомбардировки, когда в ответ начали падать русские снаряды с «Ретвизана» и «Победы». В отличие от японцев, стрельба русских корректировалась с вынесенного на горы Ляотешань поста, и поэтому, как только российский 305-мм снаряд лег всего в 4–5 м от «Фудзи», Того поспешил выйти из боя.

Поскольку эскадра в Порт-Артуре была серьезно ослаблена внезапным нападением японских миноносцев в начале войны, Того решил разделить свои броненосцы на две бригады, которые, сменяясь, могли бы нести постоянное дежурство у русской крепости.

Цусимское сражение. Япония входит в клуб ведущих военно-морских держав

Броненосец «АСАХИ» (Япония, 1899 г.) Водоизмещение 15 200 т. Размерения 126,5 х 22,9 х 8,3 м. Мощность машин 15 000 л. с., скорость 18 уз., запас угля 700 т. Бронирование:главный пояс 102–229 мм, верхний пояс 152 мм, барбеты 203–356 мм, казематы 51–152 мм, палуба 51–102 мм, рубка 76–356 мм. Вооружение: 4 х 305 мм, 14 х 152 мм, 20 х 76 мм, 12 х 47 мм, 4 торпедных аппарата. Экипаж 836 чел. Заложен 01.08.1898, спущен на воду 13.03.1899, укомплектован 31.07.1900.

Утро 15 мая 1904 г. не предвещало трагедии. Но когда вторая бригада под командованием контр-адмирала Носимы в составе броненосцев «Хатсусе», «Сикисима», «Ясима», крейсер «Касаги» и авизо «Тацута» приблизилась на 11 миль к Порт-Артуру, в 9-55 под кормой флагманского «Хатсусе» раздался мощный взрыв. Рулевое отделение корабля оказалось мгновенно затопленным. Носима приказал немедленно изменить курс, но при выполнении поворота броненосец «Ясима» наткнулся на еще одну мину. В результате взрыва он сразу же получил крен на правый борт и дифферент на нос, а через несколько мгновений под его корпусом произошел второй взрыв, лишив корабль хода и окутав его облаком пара.

Поскольку «Хатсусе» также лишился рулевого управления и одного винта, для помощи к нему подошел крейсер «Касаги». Долгое время японские броненосцы стояли неподвижно, ведя отчаянную борьбу за живучесть.

Тем временем стоящий без хода, но дрейфующий по течению «Хатсусе» еще раз пересек линию русского минного заграждения. В 11-33 под его корпусом раздался новый взрыв, вызвавший детонацию кормовых погребов. Вверх взметнулся столб черного и желтого дыма, рухнули за борт дымовая труба и грот-мачта, из корпуса вырвалось облако пара. После чего в течение всего одной минуты броненосец отправился на дно, высоко задрав нос. Вместе с кораблем погибло 36 офицеров и 457 нижних чинов.

Цусимское сражение. Япония входит в клуб ведущих военно-морских держав

Броненосец «Асахи», 31 июля1900 г.

Тем временем «Ясима» продолжал оставаться без движения и представлял собой прекрасную мишень. Все это происходило в виду русских береговых батарей и наблюдательных постов, но приказ миноносцам выйти в минную атаку пришел с большим опозданием, и лишь около часа дня русские предприняли торпедную атаку. Но все 16 миноносцев вернулись ни с чем, попав под заградительный огонь японских крейсеров.

Несмотря на принимаемые меры, вода на «Ясиме» все прибывала. К 16-40 на отбуксированном к острову Энкаутер-Рок броненосце крен достиг 16,5°. Видя тщетность своих попыток спасти корабль, его командир капитан 1-го ранга Сакамото отдал приказ покинуть броненосец. Эвакуация была произведена в полном порядке, так что единственными жертвами трагедии стали четверо раненых при взрыве матросов. И снова официальная японская версия, идя против совести, утверждает, что шансов спасти корабль практически не было. Но, как стало известно недавно из рассекреченных материалов, на следующий день 16 мая покинутая экипажем «Ясима» все еще находилась на плаву!

А причиной гибели обоих броненосцев стало минное заграждение, установленное накануне минным транспортом «Амур», ставшее в итоге самым результативным заграждением за всю историю русского и советского флота!

Цусимское сражение. Япония входит в клуб ведущих военно-морских держав

Броненосец «МИКАСА» (Япония, 1900 г.) Водоизмещение 15 140 т. Размерения 126,5 х 23,2 х 8,3 м. Мощность машин 15 000 л. с., скорость 18 уз., запас угля 700 т. Бронирование:главный пояс 102–229 мм, верхний пояс 152 мм, барбеты 203–356 мм, казематы 51–152 мм, палуба 51–76 мм. Вооружение: 4 х 305 мм, 14 х 152 мм, 20 х 76 мм, 12 х 47 мм, 4 торпедных аппарата. Экипаж 830 чел. Заложен 24.01.1899, спущен на воду 08.11.1900, укомплектован 01.03.1902.

События 15 мая стали для японцев настоящим шоком. Всего за один день линейные силы империи сократились на треть. У Того осталось всего четыре корабля этого класса, в то время как после ремонта у русских их будет шесть. Кроме того, на Балтике полным ходом шла подготовка к переброске на Дальний Восток еще восьми броненосцев, которые при благоприятном стечении обстоятельств могли быть на театре боевых действий всего через полгода. И на все это японцы могли ответить лишь завершаемыми постройкой в Англии «Касимой» и «Катори», которые в лучшем случае могли влиться в состав флота года через полтора… Единственное, что смогли сделать японцы в создавшихся обстоятельствах, это засекретить сам факт гибели «Ясимы», благо что затонул он далеко от берега и русских кораблей поблизости не было.

Но благодаря действиям армии в мае-июне обстановка вокруг Порт-Артура стремительно изменилась в пользу Японии: началась непосредственная осада крепости. Пребывание там эскадры становилось просто опасным, и ее командующий контр-адмирал Витгефт решился на прорыв по Владивосток. 10 августа (28 июля) состоялось первое по-настоящему генеральное сражение двух флотов. Против шести броненосцев и четырех крейсеров адмирал Того выставил четыре броненосца, четыре броненосных и шесть бронепалубных крейсеров. Кроме того, в его распоряжении находился и отряд устаревших тихоходных кораблей, самым мощным их которых был трофейный китайский броненосец «Чин-Йен». Несмотря на преимущество в скорости, эскадренный ход японцев ограничивался самым тихоходным кораблем «Фудзи», сумевшим дать лишь 15 узлов, что всего лишь на полузла превышал скорость русской эскадры. Японские корабли шли в следующем порядке: «Микаса» (флаг адмирала Того), «Асахи», «Фудзи», «Сикисима» (флаг контр-адмирала Насибы), броненосные крейсеры «Касуга» и «Ниссин» (флаг контрадмирала Катаоки).

Бой начался в 12-20 с расстояния 80 кабельтовых с пристрелочного выстрела с «Ниссин». Ход его хорошо описан как в военно-исторической, так и в художественной литературе, поэтому останавливаться на немнет смысла. Стоит отметить, что, как всегда, исход сражения решила досадная случайность. Два последовательных попадания во флагманский «Цесаревич» убили адмирала Витгефта и расстроили порядок русской эскадры. В результате, оставшись без единого управления, «Цесаревич», «Аскольд» и «Диана» интернировались в нейтральных портах, крейсер «Новик» погиб на Сахалине при попытке прорваться в Японское море, а остатки русской эскадры вернулась в Порт-Артур. Того мог праздновать победу: часть русских кораблей выбывала из игры до конца войны, а часть вернулась в порт-артурскую западню, где ее могла ожидать лишь медленная агония.

Цусимское сражение. Япония входит в клуб ведущих военно-морских держав

Броненосец «Микаса», 1902 г.

Но победа досталась японцам дорогой ценой. Состояние флагманской «Микасы», получившей свыше 20 попаданий, было просто плачевным. В нескольких местах оказалась пробита броневая защита, вышла из строя кормовая башня главного калибра. Общая убыль личного состава насчитывала 32 убитых и 88 раненых. На «Асахи» также вышла из строя кормовая башня, а броненосец получил подводную пробоину. И лишь на «Сикисиме» и «Фудзи» почти не было потерь, исключая повреждение одного орудия главного калибра на «Сикисиме». Причем, скорее всего, причиной выхода из строя пяти из 16 орудий главного калибра японской эскадры стала детонация снарядов с «шимозой» прямо в канале ствола.

Несмотря на более чем серьезные повреждения «Микасы», Того побоялся отпускать ее на ремонт в Японию. Хотя русские таких попыток больше не предпринимали, японцы постоянно ожидали повторения прорыва. Поэтому второе место в боевом строю японских кораблей стал занимать «Фудзи», единственный корабль, имевший полный комплект артиллерии главного калибра.

26 (13) октября примерно в 9-35 «Асахи» налетел на сорванную с якоря плававшую мину. Столб воды взметнулся до высоты грот-рея. К счастью для японцев, взрыв пришелся на броневой пояс, и броненосец отделался лишь незначительными повреждениями.

Цусимское сражение. Япония входит в клуб ведущих военно-морских держав

Броненосец «Микаса», 1905 г.

Помня о фатальных повреждениях своих кораблей от минной опасности, адмирал Того решил рискнуть и 1 ноября начал ротацию своих кораблей для проведения ремонта. И, разумеется, первым в Куре отправился «Асахи». 29 ноября, после его возвращения на передовую, в Японию отправился «Сикисима», и лишь когда стало понятно, что русская эскадра доживает свои последние дни, на ремонт ушли «Фудзи» с «Микасой».

К весне 1905 г. японские броненосцы снова были в готовности встретить противника. Они прошли ремонт, совмещенный с модернизацией. В первую очередь они лишились большинства мелкокалиберной артиллерии, проявившей свою полную неэффективность. Вместе с артиллерией демонтировались тяжелые боевые марсы. Но самое важное, по опыту предыдущих сражений, показавших рост дальности боя и расхода боеприпасов, число снарядов главного калибра увеличили с 90 до 110, причем большую часть боекомплекта теперь составляли фугасные снаряды, продемонстрировавшие, несмотря на досадные разрывы в канале ствола, свою высокую боевую эффективность. Кроме того, все корабли получили новые дальномеры.

Как показали дальнейшие события, именно эта четверка броненосцев вынесла на себе всю тяжесть Цусимского сражения. Имея неоспоримое преимущество на бумаге, тем не менее русская эскадра несла на своих новейших броненосцах практически «несплаванный» экипаж. Сами корабли из-за дополнительных запасов угля сидели в воде выше главного броневого пояса. Но даже толком не прошедшие практику стрельбы своими орудиями русские матросы смогли поразить «Микасу» свыше 40 раз, из которых не менее десяти были 305-мм снаряды. Потери в личном составе составили 18 человек убитыми и умершими от ран, а также 105 ранеными. Следующий по объему повреждений оказалась «Сикисима». В нее попало 11 снарядов, из которых один 305-мм и один 254-мм. Шесть человек экипажа были убиты и еще 16 ранены. В «Асахи» попало 10 снарядов, но поскольку среди них не было ни одного тяжелого калибра, результаты всех их можно оценить как незначительные. Броненосец потерял 8 человек убитыми и 23 ранеными. Наконец, «Фудзи» получил 12 попаданий, причем как минимум два 305-мм. Одного из таких разрывов поставил броненосец буквально на волосок от гибели. Взрывом полностью разрушило кормовую башню главного калибра, воспламенив находившиеся там и подготовленные к стрельбе заряды. К счастью для японцев, этим же взрывом оказалась пробита гидросистема, и хлынувшая под напором вода остановила распространение пламени в пороховые погреба. По официальным данным корабль в ходе боя потерял 8 человек убитыми и 21 ранеными.

Цусимское сражение. Япония входит в клуб ведущих военно-морских держав

Музей «Микаса»

Как и в сражении в Желтом море, гораздо большую угрозу японским кораблям представляли их собственные снаряды. Первый разрыв произошел на «Микасе» в 15-49. К счастью, снаряд при этом уже покинул канал ствола, так что орудие практически не пострадало. Зато около 17-46 на 28-м выстреле ствол разнесло так, что полностью вышел из строя не только механизм этого орудия, но и вся башня. Лишь в 18-22, после отчаянной «борьбы» японских моряков со своей техникой, левое неповрежденное орудие снова смогло открыть огонь. В 15-57 аналогичный случай произошел на правом орудии носовой башни «Сикисимы». Примерно полтора метра ствола было просто оторвано, противооткатный механизм полностью разрушен. Однако огонь из левого орудия удалось относительно быстро возобновить.

Победу японцам в Цусиме предрекали многие, но такого «разгромного счета» предположить не могникто. Все 14 русских броненосцев иброненосных крейсеров оказались потоплены и захвачены ценой всего трех крошечных миноносцев. После победы над Россией Япония безоговорочно вошла в клуб ведущих военно-морских держав.

Самое интересное, что всего через полгода после Цусимы судьба японских броненосцев омрачилась трагедией, сравнимой по потерям со всеми событиями Русско-японской войны. 11 сентября 1905 г. на находившемся в Сасебо «Микасе» в кормовой башне возник сильнейший пожар, вызвавший детонацию погребов. После сильнейшего взрыва броненосец отправился на дно, унеся с собой 251 человека. Еще 343 человека получили ожоги и ранения. Так, выдержав все тяготы и лишения войны, два тяжелейших сражения, броненосец отправился на дно по нелепейшей случайности. Судоподъемные работы и ремонт продолжались свыше двух лет, и только 24 августа 1908 г. флагман адмирала Того вновь вернулся в строй.

С появлением в составе японского флота более новых броненосцев герои русско-японской войны постепенно уходят в тень. Первоначально, пока их артиллерия еще недостаточно устарела, они применялись в роли учебно-артиллерийских кораблей, давая столь необходимые кадры для растущего как на дрожжах флота Микадо. Во время одной тренировочной стрельбы в Токийском заливе не повезло «Асахи»: на нем взорвалось 305-мм орудие, при этом четыре человека погибло, а еще пять получили ранения.

Цусимское сражение. Япония входит в клуб ведущих военно-морских держав

Как и следовало ожидать, первым из активного состава вывели «Фудзи». В 1910 г. он прошел капитальный ремонт с заменой артиллерии и котлов, после чего переклассифицировался в корабли береговой обороны. Остальные броненосцы «де юре» получили этот статус лишь в 1921 г., но «де-факто» уже в годы Первой мировой войны использовались исключительно для охраны своих баз. Единственное достойное упоминания событие связано с «Асахи» и «Микасой», принявшими участие в интервенции против Советской России. Но даже эта вполне рядовая операция едва не закончилась катастрофой. 17 сентября 1921 г. «Микаса» села на камни у острова Аскольд. Казалось, с началом штормов Музей «Микаса» у старого корабля не будет никаких шансов, но, как ни странно, стихия неожиданно пришла на помощь. 26 сентября «Микаса» благополучно сошла на глубокую воду, и после промежуточного ремонта во Владивостоке она вернулась в Японию.

Но даже такая вялая служба завершилась с подписанием Вашингтонского соглашения в 1922 г. Хотя всех четырех ветеранов и исключили из списков флота, ни один из них не отправился «на иголки». «Фудзи» и «Сикисима», переоборудованные, соответственно, в казарму и блокшив, благополучно дожили до окончания Второй мировой войны, после чего в 1948 г. отправились на слом. «Асахи» переоборудовали в судно спасения подводных лодок. Но за всю свою последующую карьеру он ни одной лодки так и не спас, зато сам 25 мая 1942 г. отправился на дно от торпед американской лодки «Селмон».

В отличие от своих собратьев, «Микаса» 12 ноября 1926 г. открыла свои каюты всем желающим в качестве музея. Самое интересное, что она пережила Вторую мировую войну и американскую оккупацию. Хотя за тяжелое военное время было утрачено все вооружение и часть оборудования, в 1959 г. на броненосце снова начались восстановительные работы, и 27 мая 1961 г. первые посетители вновь поднялись на палубу музея. Так что к настоящему времени «Микаса» вместе с «Авророй» являются единственными кораблями — участниками Русско-японской войны.

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy