Путь от «Фудзи» до «Микасы»: японские броненосцы Русско-японской войны

0 0

В 2009 г. на экраны вышел первый сезон фильма-эпопеи, снятого по роману Сиба Ретаро «Тучи над холмами», где впервые широкая мировая аудитория смогла наглядно увидеть процесс модернизации японской нации. Из отсталой полуфеодальной страны, какой была Япония в начале фильма, она к исходу третьего сезона превратилась в мировую супердержаву, разгромившую Россию на суше и на море. Но даже к концу XIX в., еще до победы над Китаем, японский флот с технической точки зрения уже не имел ничего общего с флотом периода гражданской войны.

На момент начала Японо-китайской войны самый лучший японский броненосец «Фусо» даже самими японцами признавался безнадежно устаревшим. Хотя его и модернизировали, но эта переделка, скорее, «подтянула» старый корабль лишь до уровня крейсера. Так что фактически японцам предстояло создать свой броненосный флот с нуля. И первую «заявку» на владение морем они подали еще в 1893 г. Чтобы не напугать потенциальных жертв и соседей, официально было представлено, что броненосцы «Фудзи» и «Ясима» заказываются в противовес китайским «Чжень Юань» и «Динь Юань». Но в действительности японцы быстро осознали, что, ограничив водоизмещение цифрой 8 000 тонн, как на китайском оппоненте, они в лучшем случае смогут получить броненосец второго ранга. Поэтому верхняя планка водоизмещения была поднята, и в итоге по набору боевых качеств они получили боевую единицу, многократно превосходящую порядком устаревшую главную мощь китайского флота.Да и вообще японские броненосцы могли дать достойный отпор любому противнику в тихоокеанских водах.

Путь от «Фудзи» до «Микасы»: японские броненосцы Русско-японской войны

Броненосец «Сикисима» в битве на Желтом море. 10 августа 1904 г.

Победа Японии в войне с Китаем стала полной неожиданностью для большинства европейских государств, ведь Китай потерпел поражение, несмотря на огромный перевес в силах как на суше, так и на море. Но воспользоваться плодами своих побед японцам не дали. Под давлением ряда европейских государств, в первую очередь России, им пришлось отказаться от взятого штурмом Порт-Артура и от претензий на Манчжурию. Противостоять российскому флоту японцы пока не могли и потому уже в 1895 г. приняли грандиозную судостроительную программу, имевшую явную антирусскую направленность. В соответствии с ней планировалось построить еще четыре броненосца. Поскольку Япония не имела собственных судостроительных мощностей, все шесть кораблей создавались лучшими кораблестроителями Англии. Интересно отметить, что на претворение в жизнь этой программы пошла большая часть контрибуции, полученной у Китая. В результате в 1897–1899 гг. японцы потратили на новое кораблестроение свыше 100 млн иен. Для сравнения, Россия в этот период тратила суммы, более чем в два раза меньшие. Позже Российской империи пришлось резко увеличить ассигнования, но, увы, время было уже упущено…

Заказ на первые два эскадренных броненосца «Фудзи» и «Ясиму» разместили на знаменитых английских заводах «Таймс Айрон Вокс» в Блекволле и «Армстронг» в Эльзвике. В качестве прототипа для них был выбран броненосец «Ройял Соверен», но инженер Джон Мэкроу, адаптировавший проект под японские требования, предложил для «Фудзи» несколько очень существенных нововведений. Во-первых, вместо громоздких 343-мм старомодных барбетных орудий он поставил новейшие 305-мм 40-калиберные орудия Армстронга, кстати, на четыре года раньше самих британцев, у которых подобные орудия вошли в состав вооружения броненосцев лишь на типе «Формидейбл»! Во-вторых, броня-компаунд уступила место новейшей гарвеевской, имевшей при той же сопротивляемости бронебойным снарядам намного меньшую толщину и, значит, массу. По логике, при этом следовало бы увеличить забронированную площадь, но схема бронирования осталась прежняя с явно избыточными толщинами в центральной части и полностью беззащитными оконечностями. По-видимому, англичане просто скрыли от японцев тот факт, что кораблю не обеспечивается плавучесть при полном затоплении небронированных отсеков! Справедливости ради следует отметить, что ни конструкторы, ни заказчики еще толком не знали, насколько броня, изобретенная американским инженером г. Гарвеем, превосходит сталежелезную, поэтому и сохранили явно избыточную толщину плит. В результате главный пояс и барбеты получились абсолютно «непробиваемыми».

В-третьих, для увеличения скорости количество котлов пришлось увеличить с восьми до десяти, следствием чего стала полная перекомпоновка котельных, в ходе которой две дымовые трубы оказались не бок о бок, как на английском броненосце, а одна за другой. Чтобы уложиться в заданное водоизмещение, которое, кстати, было примерно на 2 000 тонн меньше, чем у «Ройал Соверен», пришлось несколько снизить емкости артиллерийских погребов и запасы угля. Но в итоге японцы все-таки получили то, что хотели: скоростной корабль с мощной артиллерией и с хорошей (по крайней мере, на бумаге) защитой. По совокупности характеристик японская пара заметно превосходила новейшие российские броненосцы того времени «Сисой Великий» и «Наварин», особенно по скорости хода.

Путь от «Фудзи» до «Микасы»: японские броненосцы Русско-японской войны

Броненосец «ФУДЗИ» (Япония, 1896 г.) Рис. С. А. Балакина Водоизмещение 12 320 т. Размерения 118,8 х 22,4 х 8,0 м. Мощность машин 14 000 л. с., скорость 18 уз., запас угля 700 т. Бронирование: главный пояс 356–457 мм, барбеты 229–356 мм, казематы 51–152 мм, палуба 64 мм, рубка 356 мм. Вооружение 4 х 305 мм, 10 х 152 мм, 20 х 76 мм, 4 х 47 мм, 5 торпедных аппаратов. Экипаж 637 чел. Заложен 28.12.1894, спущен на воду 28.2.1896, укомплектован 09.09.1897. Всего построено два: «Фузди» и «Ясима».

Первого августа 1894 г. в Блекволле состоялась закладка «Фудзи» (в день официального объявления войны Китаю!) и одновременно был подписан контракт на постройку «Ясимы». Будущий конструктор «Дредноута» Ф. Уоттс также попытался внести небольшие дополнения в проект «Фудзи». Так, на «Ясиме», в отличие от ее близнеца, были срезаны дейдвуды и появился балансирный руль, поскольку на фирме Армстронга небезосновательно считали, что эта мера серьезно улучшает маневренность и управляемость. Кроме того, существенно изменилась вентиляция машинно-котельной группы, что, кстати, предопределило главное внешнее отличие между броненосцами: если на «Фудзи» в районе спардека имелось десять больших дефлекторных труб, то на «Ясиме» всего пять.

На ходовых испытаниях в марте 1897 г. «Фудзи» развил мощность 14 100 индикаторных л. с., показав скорость 18,5 узла, а кратковременно оба броненосца вообще могли идти со скоростью более 19 узлов. Но на нормальной тяге, т. е. без создания избыточного давления в котельных отделениях, корабли развивали лишь 17–17,5 узла, а в реальных условиях и того меньше. Так, скорость «Фузди» в июле 1904 г. не превышала 15 узлов.

Стапельный период «Фудзи» по ряду причин затянулся, в результате заложенная позже «Ясима» сошла на воду на полтора месяца раньше. Но в итоге британская судостроительная промышленность подтвердила свою высокую репутацию, и оба корабля вошли в строй в контрактные сроки. Кстати, 26 июня 1897 г. «Фудзи», еще не вступивший в состав флота, принял участие в грандиозном военно-морском параде на Спитхедском рейде, посвященном «бриллиантовому» юбилею королевы Виктории, вызвав заметный резонанс в морских кругах.

Путь от «Фудзи» до «Микасы»: японские броненосцы Русско-японской войны

Броненосец «Фудзи», июнь 1897 г.

Если при заказе первой пары броненосцев японцы ориентировались на лучшие образцы, существовавшие к тому времени в мире, то для следующих кораблей была принята стратегия опережающего развития. По мнению морского министра г. Ямамото, чтобы в течение ближайших пяти-десяти лет новые броненосцыне сильно устарели, предполагалось, во-первых, говоря современным языком, заложить в них модернизационный потенциал в виде водоизмещения 15 тыс. тонн. И это при том, что многие ведущие военно-морские державы, включая Россию, с целью экономии средств ограничивали водоизмещение своих броненосцев планкой 10–12 тыс. тонн! Во-вторых, в качестве прототипа выбирались не уже построенные и проверенные технические решения, а еще только проектируемые, при этом всячески поощрялось применение самых последний изобретений и новшеств. И наконец, в-третьих, корабли следовало построить максимально быстро, чтобы избежать устаревания в процессе строительства. При всей очевидности этого требования выполнить его, например, в России, оказалось просто невозможно, в результате шести-семилетний срок от закладки до ввода корабля в строй там нередко сводил на нет все достоинства проекта.

Следующую пару броненосцев программы 1895 г. «Сикисима» и «Хатсусе» японцы заказали на тех же самых заводах. Подрядчиком третьего — «Асахи» выступила не менее известная фирма «Джон Браун» из Клайдебанка. В этой связи интересно отметить, что в ряде справочников упоминается, что их прототипом стал британский «Формидейбл». В действительности же все происходило с точностью до наоборот. За основу проекта выбрали новейший британский броненосец «Канопус», а «Формидейблы» разрабатывались уже на основе проекта «Сикисимы»!

В отличие от «Фудзи» и «Ясимы», новые броненосцы имели по 14 орудий среднего калибра вместо 10 и более рациональную систему защиты. Новые водотрубные котлы позволили повысить скорость, а часть резервов, полученных от увеличения водоизмещения, пошла на рост запасов угля, что повысило дальность плавания. Хотя формально главный калибр всех броненосцев был одинаковым, очень важной инновацией стала новая система подачи боеприпасов орудий главного калибра.

Путь от «Фудзи» до «Микасы»: японские броненосцы Русско-японской войны

Броненосец «Ясима», 22 февраля 1900 г.

Барбетные установки «Фудзи» и «Ясимы», аналогичные броненосцам типа «Маджестик», позволяли осуществить заряжание только в диаметральной плоскости при угле возвышения стволов в 1°, т. е. после каждого выстрела приходилось не только разворачивать орудия вдоль оси корабля, но и опускать стволы. Поэтому скорострельность такой схемы была невелика — примерно один выстрел за 2–2,5 минуты. Установки главного калибра броненосцев «Сикисима», «Хатсусе» и «Асахи» были совершенно иными. Они монтировались в круглых неподвижных барбетах и могли заряжаться при любом положении орудий относительно диаметральной плоскости. Хотя заряжание осуществлялось только при фиксированном угле возвышения стволов в 13,5°, внедрение этих установок позволяло делать не менее двух выстрелов за три минуты.

Как и в случае с «Фудзи» и «Ясимой», «Сикисима» и «Хатсусе» получились практически однотипные, если не считать срезанные дейдвуды и балансирные рули на «Хатсусе» («визитной карточки» Армстронга). А вот проект «Асахи» оказался полностью перекомпонованным. В результате другой планировки котельных отделений он отличался от предыдущей пары количеством дымовых труб (две вместо трех), а корпус за счет менее выступающего тарана стал чуть короче. И, как на «Фудзи» и «Ясиме», все три броненосца второго поколения различались системами вентиляции, что внешне выразилось в разном размещении дефлекторов вентиляционных труб.

Но наиболее существенно от своих собратьев отличался четвертый броненосец программы 1895 г. — «Микаса», строившийся фирмой «Виккерс». Главное его отличие состояло в том, что барбеты главного калибра были сдвинуты ближе к миделю, из-за чего стало меньше расстояние между мачтами, длина спардека и т. д. Но меньшая протяженность цитадели не позволила там разместить 152-мм орудия в индивидуальных казематах — для них просто не хваталоместа! Поэтому на корабле появился третий броневой пояс, доходивший по высоте до верхней палубы и защищавший батарею из десяти шестидюймовок. В отдельных казематах теперь устанавливались лишь четыре орудия, расположенные ярусом выше. Интересно отметить, что вынужденное решение разместить большую часть 152-мм орудий в единой батарее оказалось очень удачным: оно обеспечило хорошую защиту прислуги и повысило удобство обслуживания. И впоследствии англичане опять распространили приобретенный опыт на свой флот — в проекте броненосца «Кинг Эдуард VII» они применили ту же схему расположения шестидюймовой батареи, что и на «Микасе».

Путь от «Фудзи» до «Микасы»: японские броненосцы Русско-японской войны

Броненосец «СИКИСИМА» (Япония, 1898 г.). Рис. С. А. Балакина Водоизмещение 14 850 т. Размерения 126,5 х 23,4 х 8,3 м. Мощность машин 14 500 л. с., скорость 18 уз., запас угля 700 т. Бронирование: главный пояс 102–229 мм, верхний пояс 152 мм, барбеты 203–356 мм, казематы 51–152 мм, палуба 64–102 мм, рубка 76–356 мм. Вооружение: 4 х 305 мм, 14 х 152 мм, 20 х 76 мм, 12 х 47 мм, 5 торпедных аппаратов. Экипаж 836 чел. Заложен 29.03.1897, спущен на воду 01.11.1898, укомплектован 26.01.1900. Всего построено два: «Сикисима» и «Хатсусе».

Но, наверное, даже не это стало главной «изюминкой» проекта. «Микаса» стала первым японским броненосцем с крупповской броней, обладавшим еще лучшей сопротивляемостью бронебойному снаряду. Поэтому толщины и расположение брони, помня о неудачном опыте «Фудзи», были существенно пересмотрены.

Установки главного калибра «Микасы» в целом были похожи на предыдущий тип, но отличались важным нововведением: подачу боеприпасов в них разбили на два этапа. Под вращающейся платформой со станками орудий теперь находилось перегрузочное отделение, куда снаряды поступали из погребов по центральному элеватору. Далее боезапас подавался на короткие наклонные элеваторы, соединяющие перегрузочное отделение с кормовой частью башни. Такое усложнение схемы позволило свести к минимуму риск распространения огня по элеватору от орудий в пороховой погреб, а также еще более повысить скорострельность. На испытаниях в Англии броненосцу удалось выпустить три 305-мм снаряда с интервалами в 48 секунд!

Боекомплект японских броненосцев, как и у их английских собратьев, состоял из бронебойных, фугасных и небольшого числа шрапнельных снарядов. Однако если в Российском императорском флоте считалось, что успех в морском бою могут принести бронебойные снаряды, способные проникнуть и вывести из строя жизненно важные части корабля противника, то японцы, основываясь на результатах сражения при Ялу, сделали ставку на фугасные. В результате были приняты на вооружение снаряды, уступавшие русским по бронепробиваемости, но многократно превосходившие их по фугасному воздействию. Так, если русский 305-мм стальной фугасный снаряд содержал всего 12,4 кг взрывчатого вещества, то его японский аналог, прозванный нашими моряками «чемоданом», — 48,5 кг! Японцы снаряжали свои боеприпасы (за исключением бронебойных) так называемой «шимозой» — взрывчатым веществом на основе пикриновой кислоты, разработанным профессором М. Симосе и близким по составу к английскому лиддиту или французскому мелиниту. Хотя по взрывчатой силе он практически соответствовал применяемому российским флотом пироксилину, в российской литературе создалось ошибочное мнение, что «шимоза» во много раз превосходит все прочие взрывчатые вещества. Вполне очевидно, что оно сформировалось на основании показаний выживших моряков. Как известно из теории горения и взрыва, радиус разрушений фугасного заряда пропорционален кубу его массы. Отсюда получается, что в четыре раза более массивные японские заряды создают в 64 раза больший фугасный эффект! Правда, за это пришлось заплатить худшей бронепробиваемостью и риском детонации снаряда в канале ствола, что неоднократно имело место в Русско-японской войне.

Путь от «Фудзи» до «Микасы»: японские броненосцы Русско-японской войны

Броненосец «Сикисима», январь1900 г

По сложившейся традиции все броненосцы японского флота получили наименования в честь географических объектов страны: Фудзи (или Фудзияма), Асахи и Микаса — это горы, Хатсусе — река, Сикисима — остров и одновременно название древней столицы, Ясима (Восемь островов) — одно из поэтических названий Японии.

Строительство каждого из броненосцев заняло от двух до трех лет, что позволило уже в конце 1902 г. сосредоточить корабли в одном соединении и приступить к активному освоению новой материальной части. Все шесть новых японских броненосцев составили 1-й боевой отряд Первой эскадры. Хотя формально Россия имела на Дальнем Востоке в этот период семь кораблей этого класса, японские броненосцы были крупнее их и значительно мощнее. Но самое важное, если к началу 1904 г. новейшие русские броненосцы типа «Князь Суворов» отчаянно достраивались, японцы, завершив курс боевой подготовки, были полностью готовы к борьбе со своим северным соседом.

Продолжение следует

Статья была опубликована в декабрьскомномере журнала «Наука и техника» за 2016 год

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy