Броненосец «Князь Потемкин Таврический» — мятежный флагман Черноморского флота

0 1

«Князь Потемкин Таврический» стал одним из последних эскадренных броненосцев Российского флота.

Броненосец  «Князь Потемкин Таврический» - мятежный флагман Черноморского флота

Восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»

«Князь Потемкин Таврический». Один из последних эскадренных броненосцев Российского флота. Строитель его, корабельный инженер Александр Эрнестович Шотт (1854–1906), взял за основу проект броненосца «Три Святителя» и за счет выигрыша в весе, достигнутого применением нового сорта брони, при том же водоизмещении удвоил число 152-мм орудий среднего калибра, прикрыл тонкой броней носовую оконечность и устроил скосы броневой палубы к бортам. Ибо после «Ростислава» от попыток экономить деньги за счет боевых качеств отказались.

Проект нового корабля вобрал в себя ряд перспективных конструкторских решений, примененных при строительстве и других броненосцев. В частности, была усилена защита 152-мм орудий, увеличена высота надводного борта и введен полубак. Поэтому его мореходность почти соответствовала ранее построенному броненосцу «Пересвет». К тому же здесь впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнем — из центрального поста, расположенного в боевой рубке.

Броненосец  «Князь Потемкин Таврический» - мятежный флагман Черноморского флота

Эскадренный броненосец «Князь Потемкин Таврический» на момент ввода в строй

Проектное водоизмещение корабля составило 12 480 т, фактическое 12 900 т, длина 115,3 м, ширина 22,2 м, осадка 8,4 м, две вертикальные паровые машины тройного расширения, 22 котла Бельвиля, мощность 10 600 л. с., скорость 16,9 узла, дальность плавания 3 600 миль 10-узловым ходом. Вооружение: четыре 305-мм, шестнадцать 152-мм, четырнадцать 75-мм орудий, шесть 47-мм и две 37-мм пушки, пять 456-мм торпедных аппаратов. Пояс (крупповская броня) в средней части — 229 мм, в оконечностях — 178 мм, каземат — 127 мм, палуба — 38–63 мм, башни главного калибра — 254 мм, рубки — 229 мм. Экипаж 28 офицеров и 788 матросов.

«Потемкин» имел тот же самый корпус, что и «Три Святителя» с добавленным полубаком, что позволяло уменьшить заливаемость носовой части корабля при волнении и поднять до 7,6 м над поверхностью воды ось носовых орудий главного калибра. В носовой части корпус корабля имел таран, располагавшийся ниже конструктивной ватерлинии. По бортам, в подводной части корпуса устанавливались бортовые скуловые кили — пассивные успокоители качки. Основные отсеки корабля отделялись друг от друга водонепроницаемыми переборками. Такими были подбашенные и котельные отсеки, а также машинные отделения.

Броненосец  «Князь Потемкин Таврический» - мятежный флагман Черноморского флота

Схема общего расположения броненосца «Князь Потемкин Таврический»

Главный калибр четыре 305-мм орудия со стволами длиной 40 калибров, был установлен в двух башнях — носовой и кормовой. Носовая располагалась на полубаке, перед средней надстройкой, а кормовая — позади надстройки на главной палубе. Угол вертикальной наводки был сделан больше, чем на балтийских броненосцах: – 5…+ 35°. Боекомплект одного орудия составлял 60 снарядов. Средний калибр — шестнадцать 152-мм орудий Канэ с длиной ствола 45 калибров. Причем четыре из них размещались на верхней палубе, а 12 — на главной.

Для защиты прислуги орудия размещались в бронированных казематах. По углам средней надстройки для установки 152-мм орудий были сделаны специальные выгородки с выходами из шахт элеваторов подачи боеприпасов. Пушки на главной палубе ставились поднадстройкой до носовой башни главного калибра. 75-мм орудия с длиной ствола 29,5 калибра, установленные на верхней палубе между 152-мм (шесть), на надстройке (четыре), в носу корабля, на срезах полубака (побортно, по одному), а также в корме ниже главной палубы, броневой защиты не имели. Четыре 47-мм пушки Гочкиса были установлены на боевом марсе фок-мачты, две 37-мм пушки Гочкиса — на мостике. Помимо этого, корабль имел пять подводных торпедных аппаратов.

Броненосец  «Князь Потемкин Таврический» - мятежный флагман Черноморского флота

Спуск на воду броненосца «Князь Потемкин Таврический»

Броня в районе ватерлинии состояла из листов толщиной 229 мм в средней части (между башнями главного калибра) и 203 мм в районе самих башен, носовая часть прикрывалась 51-мм листами. Подбашенные отделения артиллерии главного калибра и внутренние помещения корабля, находившиеся под надстройкой между башен, защищались бортовой 152-мм броней верхнего пояса, а также носовой и кормовой броневыми 178-мм переборками, располагавшимися под углом к диаметральной плоскости корпуса. Бронирование казематов средней артиллерии, установленной на верхней палубе в надстройке, достигало 127 мм (бортовое, между палубой полубака и главной). Башенные установки главного калибра имели вертикальное 254-мм бронирование и крыши толщиной 51 мм. Броневая палуба между траверзами имела толщину 64–51 мм, вне пояса по грузовой ватерлинии (карапасная) — 76 мм, верхняя над верхним казематом — 38 мм.

Энергетическая установка — три группы паровых котлов. Две из них — 14 котлов — работали на жидком топливе. Еще одна, установленная взамен испорченных пожаром, из восьми котлов — на угле. Котлы питали паром две вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 10 600 л. с. Броненосец должен был стать первым кораблем с котлами новой конструкции, на нем вместо огнетрубных должны были быть установлены водотрубные, предназначавшиеся для жидкого топлива, но пожар, повредив часть котлов, сорвал этот план. Гребные валы располагались симметрично и были оснащены винтами диаметром 4,2 м. Полный запас топлива — 950 т, усиленный — 1 100 т (на уголь приходилось 340 т). Дальность плавания экономическим 10-узловым ходом — 3 600 миль.

Броненосец «Князь Потемкин Таврический» заложен 25 сентября 1898 г. в городе Николаеве, в эллинге Николаевского Адмиралтейства, спуск на воду в торжественной обстановке был произведен 26 сентября 1900 г., а летом 1902 г. броненосец переведен в Севастополь — для достройки и вооружения. Корабль должен был войти в строй в 1903 г., но в начале 1902 г. в котельном отделении произошел большой пожар, который был потушен, но успел причинить серьезный урон. Особенно пострадали котлы, и их пришлось заменить. Вновь поставленные котлы были оборудованы для сжигания только твердого топлива. В этом же году проводились испытания орудийных башен главного калибра, во время которых обнаружились раковины в броне. Башни были забракованы, что отодвинуло срок ввода корабля в строй примерно на два года. В конце 1904 г. новые башни были готовы для установки на место. Корабль с рейда перевели к стенке морского завода.

В строй действующего флота броненосец вошел лишь весной 1905 г. 27 июня 1905 г. на корабле произошло первое в Российском флоте революционное восстание матросов. Овладев кораблем и убив при этом часть офицеров, восставшие моряки избрали судовую комиссию и командный состав. Мятеж продолжался одиннадцать дней, в течение которых команде восставшего броненосца так и не удалось привлечь на свою сторону другие корабли. 8 июля 1905 г. «Потемкин» ушел в Констанцу, где был интернирован румынским правительством, но затем возвращен России.

Броненосец  «Князь Потемкин Таврический» - мятежный флагман Черноморского флота Броненосец  «Князь Потемкин Таврический» - мятежный флагман Черноморского флота

Схема бронирования броненосца «Князь Потемкин Таврический» до и после модернизации 1912 г

После восстания броненосец переименовали в «Пантелеймон», а в 1906 г. он стал флагманом Отдельного практического отряда. Этому соединению предстояло отработать методы централизованного управления артиллерийским огнем на больших дистанциях и скоростях. В ночь на 29 мая 1907 г. «Пантелеймон», возглавляя возвращавшийся в Севастополь отряд, подвергся удачной учебной атаке подводной лодки «Камбала», но из-за неосторожности ее командира лодка попала под таран шедшего вторым в строю «Ростислава».

В 1911 г. линкор прошел модернизацию в Севастополе и стал флагманом Черноморского флота. Фок-мачту с громадным боевым марсом, заполненным 47-мм пушками, предполагали заменить более легкой, но пока ограничились только снятием с обеих мачт боевых марсов. Значительно перестроили надстройки: исчезли передний командный мостик, штурманская и командирская рубки, отходившие от них к бортам крылья. По корпусу самой главной работой было продление броневого пояса по ватерлинии до штевней. Ряд изменений произошел во внутреннем расположении корабля, особенно значительной перепланировке подверглись помещения командира и адмиральский салон, так как «Пантелеймон» после перевода «Ростислава» в резерв должен был стать флагманским кораблем флота, и следовало предусмотреть дополнительные места для офицеров штаба и штабной команды.

Броненосец  «Князь Потемкин Таврический» - мятежный флагман Черноморского флота

«Пантелеймон», 1906 г

Участвовал в Первой мировой войне: 5 ноября 1914 г. принимал участиев бою у мыса Сарыч и 10 мая 1915 г. — в бою у пролива Босфор. 21–24 мая 1915 г. в перерыве между очередными походами на носу корабля установили фор-трал (нечто вроде параванов, отводящих якорные мины), а на спардеке — две 57-мм «аэропушки» Норденфельда. Корабль осуществлял обстрелы побережья и действия на коммуникациях противника, прикрытие воинских перевозок и минно-заградительных операций разнородных сил флота. Особенно отличился, когда поддерживал сухопутные войска в Трапезундской наступательной операции 5 февраля — 18 апреля 1916 г. Действия кораблей Батумского отряда по своей организованности и эффективности считаются в истории военноморского искусства примером поддержки флотом флангов своей армии.

3 января 1917 г. «Пантелеймон» вернулся в Севастополь из очередного похода в район Босфора. На этот раз пребывание его в базе затянулось почти на полгода: корабль, вынесший с бригадой старых линкоров всю тяжесть первого периода войны, нуждался в ремонте. 13 апреля 1917 г., после Февральской революции, его вновь переименовали, возвратив за революционные заслуги первоначальное имя «Потемкин Таврический» (слово «князь» было исключено). Наконец, 11 мая 1917 г. броненосец получил последнее имя — «Борец за свободу». 29 декабря 1917 г. вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 г. находился в Севастопольском военном порту на долговременном хранении — сказалась нехватка команды, часть которой передали новым дредноутам, а другая ушла на фронты гражданской войны. 1 мая 1918 г. был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 г. — англо-французскими интервентами. До 29 апреля 1919 г. корабль простоял в Южной бухте, но в тот день уходившие из Севастополя англичане затопили 12 русских подводных лодок и подорвали цилиндры главных машин на старых линкорах. После гражданской войны восстановление поврежденного и уже устаревшего корабля признали нецелесообразным. В 1923 г. его отвели в Северный док и к октябрю 1925 г. демонтировали.

Броненосец  «Князь Потемкин Таврический» - мятежный флагман Черноморского флота

«Пантелеймон» после модернизации 1911 г
Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy