Броненосец «Ростислав» — второй из плеяды «Черноморцев»

0 0

Когда было принято решение все- таки выполнить первоначальную программу судо­строения для Черного моря, то для экономии средств он был задуман как тип малого корабля с мощной артиллерией, обладающего небольшим водоизмеще­нием, хорошей мореходностью и уменьшенной осад­кой, что позволило бы ему действовать в прибрежных районах.

Броненосец представлял собой, по сути, умень­шенную копию «Полтавы», при этом многие узлы были взяты у других кораблей. Так, теоретический чертеж корпуса и механизмы «Ростислава» были заимствованы у «Сисоя Великого», башни главного калибра — от броненосцев береговой обороны типа «Адмирал Ушаков», башни среднего калибра — так­же от «Полтавы». Непотопляемость корабля обес­печивалась двойным дном и делением корпуса по­перечными переборками на 14 водонепроницаемых отсеков.

Водоизмещение проектное 8 880 т, фактическое 10 520 т; длина наибольшая 107,2 м, по ватерлинии 105,3 м, между перпендикулярами 100,2 м; ширина 20,7 м; осадка проектная 6,71 м, фактическая 7,68 м. Вооружение: четыре 254/45-мм и восемь 152/45- мм орудий, двенадцать 47-мм и шестнадцать 37-мм противоминных пушек; четыре надводных и два под­водных 381-мм торпедных аппарата.

Надводные ап­параты сняты в 1906 г.; в 1915 г. сняты все 47-мм и двенадцать 37-мм пушек, а взамен установлено четы­ре 75-мм противоминных, по четыре 75-мм и 63,5-мм зенитных орудия. Бронирование (гарвеевская сталь): пояс по ватерлинии в средней части 368-254 мм, верхний пояс 152 мм, палуба 63,5-76 мм, башни главного калибра 254 мм, среднего калибра 152 мм, боевая рубка 152 мм.

Мощность механизмов проект­ная 8 500 л. с., фактическая 8 816 л. с.; скорость про­ектная 16 узлов, на испытаниях 15,8 узла; дальность плавания 4 100 (8 узлов), 3 100 (10 узлов), 1 300 (14 узлов) миль. Экипаж 633 человека (в том числе 27 офицеров); в 1916-1917 гг. — до 852 человек.

Броненосец «Ростислав» - второй из плеяды «Черноморцев»

Эскадренный броненосец «Ростислав» на момент ввода в строй

Пояс по ватерлинии из гарвеевской стали имел длину 83,5 м и высоту 2,1 м, причем из-за сильной пе­регрузки корабля он почти полностью находился под водой. Толщина верхней части пояса в центральной части составляла 368 мм, к нижней кромке она умень­шалась до 203 мм. Вне пределов машинно-котельных отделений толщина пояса уменьшалась до 254 мм. Пояс был более чем достаточным, чтобы надежно защитить среднюю часть корабля, однако оконечно­сти оставались совершенно неброни­рованными.

Ко времени проектирова­ния «Ростислава» на вооружении уже стояли скорострельные пушки среднего калибра, чьи фугасные снаряды могли за короткое время превратить лишен­ные броневого прикрытия части корпу­са в решето, что привело бы к гибели корабля из-за обширных затоплений.

Над главным поясом шел еще более короткий верхний, имевший толщину 152 мм и заканчивающийся сразу перед носовой и за кормовой башнями глав­ного калибра. Карапасная броневая палуба защищала оконечности корабля вне главного броневого пояса; в сред­ней части корабля она была плоской, опираясь на верхнюю кромку бортовой брони. Толщина палубы составляла 63,5 мм, на скосах она увеличивалась до 76 мм. Башни главного калибра были защищены 254-мм броней, среднего— 152-мм. Боевая рубка прикры­валась 152-мм бронеплитами.

Главный калибр броненосца состо­ял из четырех 254-мм орудий с длиной ствола 45 калибров, установленных в двух башнях в диаметральной плоско­сти в носу и корме. В горизонтальной плоскости башни наводились на 240°, в вертикальной — от — 5° до + 33°. При­вод наведения — электрический и руч­ной. Средний калибр был представлен восемью 152-мм орудиями Канэ длиной 45 калибров, установленных в четырех башнях, расположенных по оба бор­та. Сектор обстрела каждой башни не превышал 110°. Привод горизонтально­го наведения — электрический и ручной, вертикаль­ного — только ручной. Противоминное вооружение первоначально включало двенадцать 47-мм и шест­надцать 37-мм пушек Гочкиса. В 1915 г. все 47-мм и двенадцать 37-мм орудий сняли, установив четыре 75-мм пушки Канэ с углом возвышения 25°. В 1915 г. корабль получил зенитное вооружение из четырех 75-мм и четырех 63,5-мм пушек; первые имели угол возвышения 51°, вторые — 74°.

Две главные паровые машины тройного расшире­ния были построены Балтийским заводом по образцу механизмов броненосца «Сисой Великий». На испы­таниях они превысили контрактную мощность, развив 8 816 л. с. вместо 8 500 л. с. по проекту. Пар выраба­тывали восемь огнетрубных котлов, причем половина из них отапливалась мазутом. Система впрыска то­плива для них была также создана Балтийским заво­дом.

«Ростислав» стал первым крупным боевым кора­блем Российского флота, на котором было применено смешанное (угольное и нефтяное) отопление. Опыт не удался, и зимой 1904-1905 гг. систему нефтяного отопления ликвидировали. Силовая установка «Рос­тислава» оказалась очень тяжелой (вместо 1 300 т по проекту она весила 1 611,3 т), внеся главный вклад в общую перегрузку корабля.

Броненосец «Ростислав» - второй из плеяды «Черноморцев»

Схема общего расположения броненосца «Ростислав»

Строительные работы начались 17 января 1894 г. на верфи Николаевского адмиралтейства. Сталь для корпуса поставлял Брянский металлургический завод; стальные штевни, кронштейны гребных валов и рулевую раму отливал Обуховский завод, он же производил и артиллерию вместе с башнями. Офици­альная закладка состоялась через год, 6 мая 1895 г. Броненосец был спущен на воду 20 августа 1896 г. Однако пушки главного калибра прибыли с Обухов­ского завода лишь летом 1899 г.

Введен в эксплуа­тацию весной 1900 г. и причислен к 35-му флотско­му экипажу. Свой первый большой поход в составе Практической эскадры «Ростислав» совершил летом 1900 г.

В кампании 1903 г. «Ростислав», достигший, наконец, реальной боеготовности, выступал в роли корабля младшего флагмана Практической эскадры. В 1904 г. значительная часть личного состава Чер­номорского флота была отправлена на укомплекто­вание кораблей Тихоокеанских эскадр. В 1904 г. на корабле ликвидировали нефтяное отопление котлов, избавившись от возни с «капризным новшеством», требовавшим от экипажа высокого уровня обслужива­ния.

В прокатившейся в 1905 г. по стране волне вос­станий «Ростислав» остался верным присяге. И если до боя с мятежным «Потемкиным» дело не дошло, то позднее, в Севастополе, он выпустил два 254-мм и семь 152-мм снарядов по восставшему крейсеру «Очаков» и еще семь 152-мм — по миноносцу «Свире­пый».

В 1906 г. с «Ростислава» демон­тировали двенадцать 37-мм револь­верных пушек и надводные торпедные аппараты. В 1908 г. «Ростислав» вошел в состав сформированного в начале года Черноморского отряда действу­ющего флота.

29 мая 1909 г. подвод­ная лодка «Камбала» была потоплена тараном шедшего 12-узловым ходом «Ростислава», 10 000-тонная грома­да корабля не успела даже замедлить ход, как острый бивень литого сталь­ного форштевня легко, словно топор яичную скорлупу, рассек лодку надвое.

Броненосец «Ростислав» - второй из плеяды «Черноморцев»

Схема бронирования и размещения артиллерии броненосца «Ростислав» (рисунок из справочника Jane’s)

В 1910 г. «Ростислав», «Пантелеймон» и «Три Святителя» образовали бригаду линейных кораблей действующего флота, к которой был при­числен крейсер «Кагул» (бывший «Очаков»). В октя­бре 1912 г. «Ростислав» вместе с крейсером «Кагул» был направлен в Константинополь, где собралась международная эскадра под общим командованием французского адмирала. Шла Первая Балканская война (1912-1913), и успехи болгарской армии могли вызвать в городе беспорядки. Защитить европейские посольства от погромов и были призваны собравши­еся здесь корабли (до 21 единицы). 8 октября 1913 г. «Ростислав» был зачислен в вооруженный резерв и поставлен на ремонт. Чинили машины и котлы, пере­бирали башенные установки, устанавливали новые прицелы, меняли износившийся деревянный настил верхней палубы. В строй корабль вернулся перед са­мой войной.

Броненосец «Ростислав» - второй из плеяды «Черноморцев»

«Ростислав» в годы Первой мировой войны

4 ноября 1914 г. русская эскадра приблизилась к Босфору, прикрывая постановку минного загражде­ния, произведенную эсминцами типа «Новик». На следующий день на обратном пути в Севастополь у мыса Сарыч произошло первое столкновение с вра­жескими кораблями — линейным крейсером «Гёбен» и легким крейсером «Бреслау». Бой продолжал­ся всего 14 минут и не дал реальных результатов.

С начала сентября 1916 г. «Ростислав» действовал у западных берегов Черного моря, базируясь на Кон­станцу. Он возглавлял отряд особого назначения, сформированный при вступлении Румынии в войну. Новый 1917 г. встретил в Батуме, откуда вернулся в Севастополь 8 января. Февральская революция на Черноморском флоте, в отличие от Балтийского, сначала не оказала существенного влияния на его боеспособность, и флот продолжал вести активную боевую деятельность. В море, однако, «Ростислав» долгое время не выходил, но стоял в полной боевой готовности со всеми запасами на Одесском рейде, хотя уже с изрядно поредевшей командой.

В янва­ре 1918 г. «Ростислав» под красным флагом принял участие в восстании против власти Украинской Рады и в установлении в Одессе советской власти. С мар­та 1918 г. находился на хранении в Севастопольском военном порту. В апреле 1918 г. оставшиеся нижние чины и офицеры перешли с «Ростислава» на плава­ющие корабли и с ними, когда немцы 30 апреля за­хватили Севастополь, ушли в Новороссийск. На бро­шенных кораблях немцы подняли свои флаги. После их ухода город захватили англо-французские «союз­ники». Покидая его в 1919 г., они подорвали машины на всех остававшихся броненосцах и затопили почти все подводные лодки. «Ростислав», лишенный хода, но сохранивший артиллерию, был превращен белы­ми в плавучую батарею и переведен в Керчь.

Бывший броненосец, укомплектованный разношерстной ко­мандой — студенческой молодежью, гимназистами, кадетами, юнкерами и несколькими офицерами, ох­ранял с севера подходы к Керченскому проливу. В но­ябре 1920 г., когда судьба белого движения была уже окончательно решена, корабль затопили в проливе, чтобы затруднить красной флотилии выход из Азов­ского моря. Полуразрушенный корпус «Ростислава» и сейчас остается там.

Окончание следует

Статья была опубликована в июньском номере журнала «Наука и техника» за 2016 год

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy