Второе поколение «Черноморцев». Броненосец «Три Святителя»: сильнейший корабль российского флота и один из наимощнейших в мире

0 10

Cудостроительной программе 1881 г. было предпослано указание, что главная сила Черноморского флота должна состоять из восьми эскадренных броненосцев.

Срок осуществления — 20 лет (1882– 1902 гг.). Во исполнение этой программы в 1883 г. были заложены первые три броненосца («Чесма», «Синоп», «Екатерина II»). Особое совещание в 1885 г. сократило программу, причем в отношении Черноморского флота это выразилось в исключении из него двух броненосцев (шесть вместо восьми). В это время уже находились в постройке еще два барбетных броненосца («XII Апостолов» и «Георгий Победоносец»).

Второе поколение «Черноморцев». Броненосец «Три Святителя»: сильнейший корабль российского флота и один из наимощнейших в мире

Эскадренный броненосец «Три Святителя» на момент ввода в строй

Шестым кораблем стал броненосец «Три Святителя». В начале 1890-х гг. основу Черноморского флота составляли барбетные броненосцы, но при всей своей оригинальности эти корабли стремительно устаревали, причем устаревала сама их концепция. Поэтому в сентябре 1891 г. был заложен башенный броненосец «английской» схемы, получивший название «Три Святителя». Он ознаменовал собой важный этап в отечественном кораблестроении. Прототипом послужил балтийский броненосец «Наварин», но основные недостатки последнего в новом проекте удалось в значительной мере устранить.

Во-первых, было решено отказаться от неоправданного ограничения размеров.

Во-вторых, с учетом негативного опыта поставок брони с отечественных заводов для «Наварина», плиты поясной брони были заказаны в Англии в компании «Виккерс», заводу Шнейдера (Франция) заказали траверзные броневые плиты, а французскому же заводу «Шамоне» — броню казематов, башен, боевой рубки. Более прочная, чем у «Наварина», никелевая броня была доставлена своевременно.

В-третьих, также были закуплены в Англии и главные механизмы, которые прекрасно показали себя. На заводских испытаниях корабль развил скорость 17,7 узла вместо проектных 16, и до самого конца службысохранял установленный тактическими документами Г эскадренный ход 15–16 узлов.

В-четвертых, уже в ходе строительства 35-кали- берные 305-мм орудия главного калибра заменили новыми 40-калиберными.

В результате к моменту ввода в строй новый чер­номорский броненосец «Три Святителя» считался не только сильнейшим кораблем Российского флота, но и одним из самых мощных в мире.

Водоизмещение 13 300 т, длина 115,1 м, ширина 22,2 м, осадка 8,6 м, две вертикальные паровые ма­шины тройного расширения, 14 цилиндрических кот­лов, мощность 11 300 л. с., скорость хода 17 узлов, дальность плавания 2 400 миль 10-узловым ходом, экипаж 26 офицеров и 705 матросов. Бронирование (сталеникелевая броня): борт — от 406 до 457 мм, башни — 406 мм, палубы — от 76 до 229 мм, боевая рубка — 305/76 мм, казематы — 406 мм. Вооруже­ние: четыре 305-мм, восемь 152-мм, четыре 120-мм орудия, десять 47-мм и тридцать 37-мм пушек, шесть 18-дюймовых торпедных аппаратов.

По конструкции корпуса «Три Святителя» при­ближался к типу брустверных мониторов без броне­вого пояса в оконечностях и в значительной степени повторял «Наварин». Главный броневой пояс кора­бля достиг небывалой в российской практике толщи­ны 457 мм (в оконечностях 406 мм), траверзы 406 мм, стенки нижнего каземата 406 мм, крышка нижнего каземата 53 мм. Башни главного калибра защищала 406-мм броня. Нижняя палуба из листов никелевой стали толщиной 76 мм имела скосы к нижней кром­ке главного пояса, стены боевой рубки прикрывались 305-мм плитами, а кры­ша — 76-мм.

Главный калибр составляли четыре 305-мм орудия, созданные на Обухов­ском заводе. Расположены они были в двух башенных артиллерийских уста­новках. Каждая башня имела угол об­стрела в 270°, боезапас по 75 выстрелов на ствол. Средний калибр состоял из восьми 152-мм орудий длиной 45 кали­бров, которые располагались в брони­рованном каземате на верхней палубе.

Углы вертикальной наводки составляли + 20° и — 5°. Максимальная дальность выстрела составляла 11 500 м. Про­тивоминное вооружение состояло из орудий нескольких калибров. Четыре 120-мм скорострельных орудия Канэ были установлены на углах надстрой­ки (небронированного верхнего казе­мата). Шесть 47-мм пушек Гочкиса — в средней части верхнего каземата, еще четыре — в носу и корме побортно на жилой палубе. Тридцать 37-мм ору­дий находились: по восемь на каждом из боевых марсов, еще 14 в носу и кор­ме побортно на жилой палубе.

Главная энергетическая установ­ка состояла из двух трехцилиндровых вертикальных паровых машин, кото­рые были сделаны британской фирмой «Хэмфрис, Тэннант и К» (Humphreys & Tennant). Обе машины вместе име­ли проектную мощность в 10 600 л. с. и размещались в двух машинных отделениях. Пар вырабатывали 14 цилиндрических котлов так назы­ваемого «шотландского» типа, которые расположили в четырех котельных отделениях, причем в носовых кочегарках установили побортно по три котла, а в кормовых — по четыре. Машины вращали два четы­рехлопастных гребных винта. На ходовых испытани­ях максимальная скорость равнялась 16,5 узла, при этом броненосец был при полном грузе. Запас топли­ва — 1 000 т угля, что предлагало дальность хода 2 250 миль.

Второе поколение «Черноморцев». Броненосец «Три Святителя»: сильнейший корабль российского флота и один из наимощнейших в мире

Схема общего расположения броненосца «Три Святителя» до и после модернизации

Строительство начато 4 сентября 1891 г. в эллин­ге № 7 «Николаевского адмиралтейства», корабль спущен на воду 31 октября 1893 г., укомплектован в 1895 г. В начале 1897 г. эскадренный броненосец «Три Святителя» окончательно приняли в казну, и началась его служба в составе эскадры Черноморского флота, не отмеченная особо выдающимися событиями.

По­сле русско-японской войны, когда отсутствовали ре­альные возможности закладки для Черноморского флота новых крупных кораблей, перед руководством морского ведомства встал вопрос о модернизации су­ществующих броненосцев, в том числе и «Трех Святи­телей».

В период с ноября 1911 г. и до августа 1912 г. он прошел капитальный ремонт. Было множество различных предложений по модернизации корабля, в том числе и о замене устаревшей никелевой бро­ни на крупповскую. Но оно было отклонено, так как стоимость всего переоборудования была слишком велика. Тем не менее переделки были существенны­ми.

Мачты с боевыми марсами были заменены мач­тами-однодеревками, все легкие пушки и торпедные аппараты сняты (кроме двух 47-мм), четыре 120-мм орудия были заменены четырьмя 152-мм пушками, а сам каземат был изменен, для того чтобы вместить еще две дополнительные 152-мм пушки. Кроме того, были установлены щиты для четырех 152-мм орудий на спардеке. Была уменьшена в размерах надстрой­ка. После модернизации и перевооружения водоиз­мещение «Трех Святителей» составило 13 318 т при средней осадке 8,7 м. Вооружение корабля состояло из четырех 305-мм орудий, четырнадцати 152-мм ору­дий, из них десять в каземате и четыре в башенно­подобных щитах на его крыше, двух 47-мм салютных пушек и четырех 7,62-мм пулеметов.

Второе поколение «Черноморцев». Броненосец «Три Святителя»: сильнейший корабль российского флота и один из наимощнейших в мире

Схема бронирования и вооружения броненосца «три Святителя», приведенная в британском альманахе Brassey’s Naval Annual, 1896 г.

Первую мировую войну «Три Святителя» встретил в составе бригады линейных кораблей. Утром 17 нояб­ря 1914 г. русская эскадра обстреляла Трапезунд, а на обратном пути произошел бой с германо-турецким линейным крейсером «Гебен» (Goeben) у мыса Сарыч, однако плохая видимость не позволила броненосцу «Три Святителя» вести прицельную стрельбу, это смог только флагман «Евстафий». 18 марта 1915 г. «Три Святителя» и «Ростислав» подвергли бомбардиров­ке укрепления в устье Босфора, но выпустили толь­ко 105 снарядов. На следующий день броненосцы хотели повторить бомбар­дировку, но помешал сильный туман.

25 апреля броненосцам наконец уда­лось повторить бомбардировку фортов Босфора. 10 мая 1915 г. Черноморская бригада линкоров вновь встретила «Гебен», на этот раз у входа в пролив Бос­фор. 20-минутный бой шел на дистан­ции 16 километров. Большая дальность предопределила низкую результатив­ность — в русские корабли не попал ни один снаряд, немецкий крейсер порази­ли три 305-мм снаряда, уничтожив при этом одно 150-мм орудие. В результа­те боя «Гебен» был вынужден отойти.

Второе поколение «Черноморцев». Броненосец «Три Святителя»: сильнейший корабль российского флота и один из наимощнейших в мире

«Три Святителя» в 1911 г.

В дальнейшем «Три Святителя» вме­сте с другими броненосцами блокиро­вали Босфор, поддерживали операцию в Трапезунде, а также обстреливали угольные разработки в Зонгулдаке. Со вступлением в строй дредноутов «Три Святителя», зачисленный во 2-ю бригаду, к совместным действиям с но­выми линейными кораблями не привле­кался.

23 июня 1916 г. его направили в Новороссийск для усиления обороны порта. Позже он участвовал в конвои­ровании транспортов к пунктам высад­ки войск на турецком побережье. Летом 1917 г. «Три Святителя» вернулся в Се­вастополь, где у причала Южной бухты разделил судьбу других кораблей 2-й бригады: исключение из состава флота и сдачу в порт в марте 1918 г. Больше линкор в море не выходил, но ему при­шлось пережить германскую оккупацию и англо-французскую интервенцию. По приказу английского командования в марте 1919 г. на корабле были взорва­ны цилиндры машин, и он окончатель­но утратил боеспособность. В 1923 г. корабль разобрали на металл.

Продолжение следует

Статья была опубликована в июньском номере журнала «Наука и техника» за 2016 год

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy