Второе поколение «Черноморцев». Броненосец «Три Святителя»: сильнейший корабль российского флота и один из наимощнейших в мире
Cудостроительной программе 1881 г. было предпослано указание, что главная сила Черноморского флота должна состоять из восьми эскадренных броненосцев.
Срок осуществления — 20 лет (1882– 1902 гг.). Во исполнение этой программы в 1883 г. были заложены первые три броненосца («Чесма», «Синоп», «Екатерина II»). Особое совещание в 1885 г. сократило программу, причем в отношении Черноморского флота это выразилось в исключении из него двух броненосцев (шесть вместо восьми). В это время уже находились в постройке еще два барбетных броненосца («XII Апостолов» и «Георгий Победоносец»).
Шестым кораблем стал броненосец «Три Святителя». В начале 1890-х гг. основу Черноморского флота составляли барбетные броненосцы, но при всей своей оригинальности эти корабли стремительно устаревали, причем устаревала сама их концепция. Поэтому в сентябре 1891 г. был заложен башенный броненосец «английской» схемы, получивший название «Три Святителя». Он ознаменовал собой важный этап в отечественном кораблестроении. Прототипом послужил балтийский броненосец «Наварин», но основные недостатки последнего в новом проекте удалось в значительной мере устранить.
Во-первых, было решено отказаться от неоправданного ограничения размеров.
Во-вторых, с учетом негативного опыта поставок брони с отечественных заводов для «Наварина», плиты поясной брони были заказаны в Англии в компании «Виккерс», заводу Шнейдера (Франция) заказали траверзные броневые плиты, а французскому же заводу «Шамоне» — броню казематов, башен, боевой рубки. Более прочная, чем у «Наварина», никелевая броня была доставлена своевременно.
В-третьих, также были закуплены в Англии и главные механизмы, которые прекрасно показали себя. На заводских испытаниях корабль развил скорость 17,7 узла вместо проектных 16, и до самого конца службысохранял установленный тактическими документами Г эскадренный ход 15–16 узлов.
В-четвертых, уже в ходе строительства 35-кали- берные 305-мм орудия главного калибра заменили новыми 40-калиберными.
В результате к моменту ввода в строй новый черноморский броненосец «Три Святителя» считался не только сильнейшим кораблем Российского флота, но и одним из самых мощных в мире.
Водоизмещение 13 300 т, длина 115,1 м, ширина 22,2 м, осадка 8,6 м, две вертикальные паровые машины тройного расширения, 14 цилиндрических котлов, мощность 11 300 л. с., скорость хода 17 узлов, дальность плавания 2 400 миль 10-узловым ходом, экипаж 26 офицеров и 705 матросов. Бронирование (сталеникелевая броня): борт — от 406 до 457 мм, башни — 406 мм, палубы — от 76 до 229 мм, боевая рубка — 305/76 мм, казематы — 406 мм. Вооружение: четыре 305-мм, восемь 152-мм, четыре 120-мм орудия, десять 47-мм и тридцать 37-мм пушек, шесть 18-дюймовых торпедных аппаратов.
По конструкции корпуса «Три Святителя» приближался к типу брустверных мониторов без броневого пояса в оконечностях и в значительной степени повторял «Наварин». Главный броневой пояс корабля достиг небывалой в российской практике толщины 457 мм (в оконечностях 406 мм), траверзы 406 мм, стенки нижнего каземата 406 мм, крышка нижнего каземата 53 мм. Башни главного калибра защищала 406-мм броня. Нижняя палуба из листов никелевой стали толщиной 76 мм имела скосы к нижней кромке главного пояса, стены боевой рубки прикрывались 305-мм плитами, а крыша — 76-мм.
Главный калибр составляли четыре 305-мм орудия, созданные на Обуховском заводе. Расположены они были в двух башенных артиллерийских установках. Каждая башня имела угол обстрела в 270°, боезапас по 75 выстрелов на ствол. Средний калибр состоял из восьми 152-мм орудий длиной 45 калибров, которые располагались в бронированном каземате на верхней палубе.
Углы вертикальной наводки составляли + 20° и — 5°. Максимальная дальность выстрела составляла 11 500 м. Противоминное вооружение состояло из орудий нескольких калибров. Четыре 120-мм скорострельных орудия Канэ были установлены на углах надстройки (небронированного верхнего каземата). Шесть 47-мм пушек Гочкиса — в средней части верхнего каземата, еще четыре — в носу и корме побортно на жилой палубе. Тридцать 37-мм орудий находились: по восемь на каждом из боевых марсов, еще 14 в носу и корме побортно на жилой палубе.
Главная энергетическая установка состояла из двух трехцилиндровых вертикальных паровых машин, которые были сделаны британской фирмой «Хэмфрис, Тэннант и К» (Humphreys & Tennant). Обе машины вместе имели проектную мощность в 10 600 л. с. и размещались в двух машинных отделениях. Пар вырабатывали 14 цилиндрических котлов так называемого «шотландского» типа, которые расположили в четырех котельных отделениях, причем в носовых кочегарках установили побортно по три котла, а в кормовых — по четыре. Машины вращали два четырехлопастных гребных винта. На ходовых испытаниях максимальная скорость равнялась 16,5 узла, при этом броненосец был при полном грузе. Запас топлива — 1 000 т угля, что предлагало дальность хода 2 250 миль.
Строительство начато 4 сентября 1891 г. в эллинге № 7 «Николаевского адмиралтейства», корабль спущен на воду 31 октября 1893 г., укомплектован в 1895 г. В начале 1897 г. эскадренный броненосец «Три Святителя» окончательно приняли в казну, и началась его служба в составе эскадры Черноморского флота, не отмеченная особо выдающимися событиями.
После русско-японской войны, когда отсутствовали реальные возможности закладки для Черноморского флота новых крупных кораблей, перед руководством морского ведомства встал вопрос о модернизации существующих броненосцев, в том числе и «Трех Святителей».
В период с ноября 1911 г. и до августа 1912 г. он прошел капитальный ремонт. Было множество различных предложений по модернизации корабля, в том числе и о замене устаревшей никелевой брони на крупповскую. Но оно было отклонено, так как стоимость всего переоборудования была слишком велика. Тем не менее переделки были существенными.
Мачты с боевыми марсами были заменены мачтами-однодеревками, все легкие пушки и торпедные аппараты сняты (кроме двух 47-мм), четыре 120-мм орудия были заменены четырьмя 152-мм пушками, а сам каземат был изменен, для того чтобы вместить еще две дополнительные 152-мм пушки. Кроме того, были установлены щиты для четырех 152-мм орудий на спардеке. Была уменьшена в размерах надстройка. После модернизации и перевооружения водоизмещение «Трех Святителей» составило 13 318 т при средней осадке 8,7 м. Вооружение корабля состояло из четырех 305-мм орудий, четырнадцати 152-мм орудий, из них десять в каземате и четыре в башенноподобных щитах на его крыше, двух 47-мм салютных пушек и четырех 7,62-мм пулеметов.
Первую мировую войну «Три Святителя» встретил в составе бригады линейных кораблей. Утром 17 ноября 1914 г. русская эскадра обстреляла Трапезунд, а на обратном пути произошел бой с германо-турецким линейным крейсером «Гебен» (Goeben) у мыса Сарыч, однако плохая видимость не позволила броненосцу «Три Святителя» вести прицельную стрельбу, это смог только флагман «Евстафий». 18 марта 1915 г. «Три Святителя» и «Ростислав» подвергли бомбардировке укрепления в устье Босфора, но выпустили только 105 снарядов. На следующий день броненосцы хотели повторить бомбардировку, но помешал сильный туман.
25 апреля броненосцам наконец удалось повторить бомбардировку фортов Босфора. 10 мая 1915 г. Черноморская бригада линкоров вновь встретила «Гебен», на этот раз у входа в пролив Босфор. 20-минутный бой шел на дистанции 16 километров. Большая дальность предопределила низкую результативность — в русские корабли не попал ни один снаряд, немецкий крейсер поразили три 305-мм снаряда, уничтожив при этом одно 150-мм орудие. В результате боя «Гебен» был вынужден отойти.
В дальнейшем «Три Святителя» вместе с другими броненосцами блокировали Босфор, поддерживали операцию в Трапезунде, а также обстреливали угольные разработки в Зонгулдаке. Со вступлением в строй дредноутов «Три Святителя», зачисленный во 2-ю бригаду, к совместным действиям с новыми линейными кораблями не привлекался.
23 июня 1916 г. его направили в Новороссийск для усиления обороны порта. Позже он участвовал в конвоировании транспортов к пунктам высадки войск на турецком побережье. Летом 1917 г. «Три Святителя» вернулся в Севастополь, где у причала Южной бухты разделил судьбу других кораблей 2-й бригады: исключение из состава флота и сдачу в порт в марте 1918 г. Больше линкор в море не выходил, но ему пришлось пережить германскую оккупацию и англо-французскую интервенцию. По приказу английского командования в марте 1919 г. на корабле были взорваны цилиндры машин, и он окончательно утратил боеспособность. В 1923 г. корабль разобрали на металл.
Продолжение следует
Статья была опубликована в июньском номере журнала «Наука и техника» за 2016 год