Была ли авария в космосе? Обломок украинской ракеты мог повредить китайский спутник

Китайский спутник Yunhai 1-02, который был поврежден в результате столкновения с космическим мусором на орбите, мог столкнуться с обломком украинской ракеты-носителя «Зенит-2». Об этом сообщил 15августа американский эксперт по космонавтике Джонатан Макдауэлл в Twitter.

«Быстрый анализ данных показывает, что спутник Yunhai 1-02 и обломок 1996-051Q прошли в километре друг друга (то есть в пределах погрешности данных) 18марта в 7:41 по Всемирному координированному времени (10.41 МСК) точно тогда, когда 18-я эскадрилья сообщила о разрушении Yunhai»,— написал Макдауэлл.

«Столкновения пропорциональны квадрату количества объектов наорбите. Тоесть, если увас будет в10 раз больше спутников, выполучите в100 раз больше столкновений. Это просто математика. Мыможем достичь этого всего занесколько лет».

Обломок 1996-051Q— это обломок второй ступени украинской ракеты «Зенит-2», стартовавшей в сентябре 1996 года со спутником радиотехнической разведки «Целина-2» на борту.

Отметим, спутник Yunhai 1-02 был выведен на орбиту 25сентября 2019 года и предназначен для наблюдения за океаном, мониторинга чрезвычайных ситуаций и научных исследований.

Аварияпроизошлавмарте 2021 года, интересно, что после столкновения спутник продолжил передавать сигналы.

В марте 18-я эскадрилья космических сил США (18SPCS) сообщила о разрушении китайского военного спутника Yunhai 1−02, запущенного в сентябре 2019 года. В то время было неясно, случился ли какой-либо сбой или возможно, взрыв в его двигательной установке, или он столкнулся с чем-то на орбите.

Теперь известно, что последнее объяснение верно, благодаря некоторым расследованиям, проведенным астрофизиком Джонатаном МакДауэллом, который работает вГарвард-Смитсоновском центре астрофизики вКембридже, штат Массачусетс.

14августа Макдауэлл заметил обновление вкаталоге Space-Track.org. Обновление включало«примечание для объекта 48078, 1996−051Q: Столкнулся соспутником».

«Это новый вид комментариев— яраньше невидел таких комментариев нидля каких других спутников»,— написал Макдауэлл.

Онпогрузился вданные отслеживания, чтобы узнать больше. Макдауэлл обнаружил, что Объект 48078 представляет собой небольшой кусок космического мусора — вероятно, шириной от 10 до 50 см от созданной в украинском КБ Южное ракеты«Зенит-2», которая запустила российский спутник-шпион«Целина-2» в сентябре 1996 года. По его словам, запрошедшие годы было отслежено восемь обломков этой ракеты, ноуОбъекта 48078 есть только один набор орбитальных данных, которые были собраны вмарте этого года.

«Яприхожу квыводу, что они, вероятно, заметили его вданных только после того, как онстолкнулся счем-то, ипоэтому существует только один набор орбитальных данных»,— добавил Макдауэлл.

Спутник Yunhai 1−02, распавшийся 18марта, был«очевидным кандидатом», добавил он, иданные показали, что это действительно была жертва. Yunhai 1−02 иОбъект 48078 прошли впределах 1км друг отдруга— впределах погрешности системы слежения— в3:41 утра повосточному поясному времени(07:41 поГринвичу) 18марта, «именно тогда, когда ВВС США сообщили, что Юньхай сломался»,— написал Макдауэлл вдругом твите.

Несмотря наповреждения, Yunhai 1−02, по-видимому, выжил встолкновении, которое произошло навысоте 780км. Пословам Макдауэлла, любительские радиотрекеры продолжают обнаруживать сигналы соспутника, хотя неясно, можетли Yunhai 1−02 выполнять туработу, для которой онбыл создан.

Макдауэлл назвал этот инцидент первым крупным подтвержденным орбитальным столкновением сфевраля 2009 года, когда неработающий российский военный космический корабль Космос-2251 врезался вИридиум 33, оперативный спутник связи.

Однако мы, возможно, вступаем вэру все более частых космических столкновений— особенно столкновений, таких как инцидент сЮньхаем, вкотором относительно небольшой кусок мусора ранит, нонеубивает спутник.

Источник: naukatehnika.com