Послевоенные аэростаты СССР

0 0

По окончанию Второй мировой войны военные специ­алисты большинства основных стран-участниц обоб­щили опыт по созданию и применению боевых аэ­ростатов различных конструкций и назначений, тем более что назревала новая, холодная война, в которой перспективность применения аэростатов просматривалась весьма четко. Не от­ставал в этом направлении и Советский Союз.

Начало статьи —

В 1945 году в нашей стране было разработано «Наставление по боевому применению аэростатов заграждения», в котором обобщался как отечественный, так и зарубежный опыт боевого применения аэростатов заграждения во Второй мировой войне.

В частности, в этом документе отмечалось, что аэростаты за­граждения являются одним из средств противовоздушной обо­роны и имеют задачу затруднять действия авиации противника в зоне заграждений. Кроме того, они могут активно применяться в сочетании с другими средствами ПВО, дополняя и усиливая их. Логичным казалось и продолжение разработки новых аэроста­тов и тактики их применения.

Послевоенные аэростаты СССР

Аэростаты времен Второй мировой войны, наряду с новейшими разработками военных, продолжали подниматься к облакам еще многие десятилетия спустя. Не изменился и принцип их обслуживания. 1960-е годы

В 1953 году прошел испытания образец аэростата «МАЗ-51», принятый на вооружение в 1955 году. Со стальным тросом диа­метром 5 мм он имел практический потолок четыре километра при допустимой скорости ветра на потолке до 29 м/с. Его тор­мозное вооружение ТВ-1 и минно-режущее вооружение МВ-2 позволяли вести борьбу с летящими со скоростью до 700 км/час самолетами и беспилотными снарядами типа крылатых ракет.

В 1956 году был разработан высотный аэростат загражде­ния, рассчитанный на потолок до девяти километров при скоро­сти ветра на рабочей высоте до 30 м/с. А с созданием ядерного оружия и средств их доставки и вплоть до начала 60-х прошлого века войсковые части аэростатных заграждений привлекались даже для защиты советских ядерных полигонов.

В 1961 г., во время Карибского кризиса, в СССР было сфор­мировано два отдельных дивизиона аэростатов заграждения для перекрытия воздушного моста ФРГ — Западный Берлин. С нормализацией отношений между СССР и США дивизионы были расформированы. В то же время малообъемные морские аэростаты заграждения МАЗ-1 и МАЗ-55 использовались для защиты советских торговых кораблей, идущих на Кубу, от прово­каций американских самолетов.

Наряду с мерами по усилению отечественных ПВО руководс­твом Советского Союза было принято решение о создании инф­раструктуры отечественного военного воздухоплавания, основ­ным направлением деятельности которой должно было стать оснащение Вооруженных Сил СССР воздухоплавательной тех­никой.

Причиной для этого послужил тот факт, что американцы в 1956 г. запустили через Советский Союз, из Германии до Тихого океана, на высоте 32 км армаду автоматических аэростатов-фоторазведчиков, которые беспрепятственно отсняли территорию нашей страны, и наша ПВО оказалась бессильна против тако­го нашествия «воздушных шаров». И все же нам даже в этой ситуации в какой-то степени повезло, т.к. несколько аэростатов ввиду своей неисправности упали на территории СССР Изучив их конструкцию, военные подали свои предложения для реше­ния новой проблемы, в результате чего и вышло специальное постановление правительства в духе Н.С. Хрущева — «догнать и перегнать». Для решения этой задачи была создана широкая кооперация, в которую были включены ведущие предприятия промышленности, КБ, НИИ и вузы МО СССР.

В качестве испытательного учреждения Министерства обороны СССР 15 июля 1957 года на фондах Второй военной школы авиационных механиков, дислоцирующейся в г. Вольске Саратовской области, был сформирован Воздухоплавательный научно-испытательный исследовательский центр ВВС, в задачи которого входили:

  • проведение всех видов испытаний воздухоплавательной техники и исследований по ее развитию и применению;
  • организация и проведение летных испытаний свободных автоматических и привязных аэростатов;
  • отработка вопросов боевого применения и оказания по­мощи войскам;
  • создание для целей испытаний собственной методичес­кой и лабораторно-испытательной баз и др.

Благодаря таким принятым мерам уже к концу 1957 г. был создан первый отечественный свободный автоматический аги­тационный аэростат АГ-1, к испытаниям которого и приступил данный Центр. Аэростат состоял из полиэтиленовой оболочки объемом 12 м3 и полезной нагрузки в виде агитационно-пропа­гандистских материалов.

К первому поколению новой воздухоплавательной техники Центра, которая была создана с момента его основания и до 1961 г., относятся также тренировочный пилотируемый аэростат ТА, аэростат-постановщик пассивных помех АРП, боевые аэро­статы ближнего и дальнего действий БАБ-325 и БАД-3500, аэ­ростат-метеоразведчик МР-1, высотный аэростат-лаборатория ВА, модернизированы ранее созданные привязные аэростаты ДАГ-2, АН-800 и АЗ-55, аэростатные боеприпасы, стартовые ус­тройства.

Одновременно с испытаниями проводилась отработка вопросов боевого применения воздухоплавательной техники. Одним из таких вопросов была экспериментальная проверка эффективности постановки пассивных помех группой автома­тических аэростатов в заданном районе. Эта работа проводи­лась совместно с центром боевого применения ВВС и завер­шилась участием Центра в совместных учениях ПВО и ВВС, в которых отрабатывались вопросы противодействия фронто­вым ракетам ПВО.

В апреле 1961 года вышло новое постановление Совета Министров СССР, предусматривавшее более высокий этап развития отечественного военного воздухоплавания, которое обязывало промышленность приступить к разработке второго послевоенного поколения воздухоплавательной техники. Этим постановлением предусматривалось создание необходимых условий, обеспечивающих проведение широкомасштабных ис­пытаний: были значительно расширены границы испытательной трассы, благодаря чему свободные автоматические аэростаты могли даже совершать посадку на части территории Монголь­ской Народной Республики, организованы дополнительные пункты слежения и управления полетами аэростатов, сформи­рованы филиал ВНИЦ ВВС с дислокацией на станции Степь Читинской области и воздухоплавательная станция филиала в Улан-Баторе.

Директивами Генерального штаба ВС и Главного штаба ВВС в 1962 году на основе воздухоплавательного испытательного дивизиона ВНИЦ ВВС был создан 262-й отдельный воздухоп­лавательный дивизион. Он обеспечивал проведение в ВНИЦ испытательных работ. С его созданием закладывался опыт формирования воздухоплавательной части.

Послевоенные аэростаты СССР

Американцы в Корее. Первая половина 1950-х гг. Новый тип аэростата, в ногах у солдата лежит газовый баллон со шлангами заправки — новшества на службе у бога войны

Период с середины 60-х гг. прошлого века — это период интенсивных испытаний воздухоплавательной техники как на базе ВНИЦ ВВС, так и на базе его филиала. В этот период были испытаны и приняты на вооружение ВВС: стратосферный сво­бодный автоматический аэростат-носитель средств поражения, радиоэлектронной борьбы и агитматериалов АН-В, высотный аэростат-носитель АН-С, аэростат-фоторазведчик АФ-3Б, спо­собный лететь к цели на одной высоте, а возвращаться на дру­гой по принципу бумеранга, аэростаты-трассзонды АТ-С и АТ-В, аэростат метеорологической разведки МР-2, стратосферный аэростат-лаборатория ВАЛ-120, высотный аэростат-носитель агитматериалов АГ-6 и другие, а также средства наземного обеспечения этих аэростатов.

В этот же период создаются эффективные аэростатные бое­вые средства. Они проходят все виды испытаний и принимают­ся на вооружение.

Интересно, что в середине 60-х гг. прошлого века на базе ОКБ О. К. Антонова была создана группа гражданского дирижаб­лестроения, что обуславливалось появлением в авиации новых надежных синтетических тканей. Этой группой был разработан дирижабль жесткой монококовой оболочки трехслойной конс­трукции из стеклопластика с заполнением ее пенопластом, од­нако далее ОКР дело не пошло — вертолеты надежно заняли нишу удобных перевозчиков грузов на союзных стройках, хотя настойчивые возгласы об их неэкономичности давали опреде­ленные шансы параллельного существования и дирижаблям.

К тому же среди специалистов и до сих пор не забыты слова К.Э. Циолковского: «Сделайте дирижабль даже из чистого золота, и он даст вам сто процентов прибыли». От себя добавим: в наше время топливных кризисов стоит задуматься и об этом.

Послевоенные аэростаты СССР

По мнению западных военных, современные войны немыслимы без аэростатов. Их дешевизна в сравнении с беспилотниками оставляет великолепный шанс воздушным шарам внести свою весомую лепту в стратегию войны

Одной из ярких работ, проводимых данным ВНИЦ в 60-е годы прошлого века, явилась работа по подготовке Советского Союза к отправке первого в истории человека в космос. С этой целью производился полет стратосферного аэростата-лабора­тории «Волга», предназначенного для медико-биологических исследований и испытаний опытных скафандров для будущих космонавтов, а также средств спасения экипажей стратосфер­ных и космических летательных аппаратов.

На этом аэростате парашютистами-испытателями было установлено два мировых рекорда по прыжкам из стратосферы. С высоты 25 км 350 м с не­медленным раскрытием парашюта выполнял прыжок П.И. Дол­гов, с высоты 25 км 180 м и с раскрытием парашюта на высоте 800 м — Е.Н. Андреев. Во время прыжка Долгова произошла не­штатная ситуация с парашютом, в результате чего испытатель погиб. За мужество и героизм, проявленные при выполнении испытаний средств спасе­ния экипажей, обоим парашютистам было присвоено звание Героя Советского Союза, П.И. Долгову — посмертно.

В этот же период начались испытания, а затем штатные полеты аэростата АС, пред­назначенного для полетов на высоте 20 км с астрономической станцией «Сатурн», мас­са которой составляла более шести тонн.

Кроме этого, впервые в мире были созда­ны тепловые аэростаты с автоматической газовой горелкой. Дополнительно велись работы по разработке высотной аэростат­ной мишени М-9 для испытаний ракетных систем ПВО.

Сложная и трудоемкая работа была проведена ВНИЦ в 1968-1970 гг. по програм­ме совместного советско-французского эксперимента, связанная со стартами оте­чественных и французских стратосферных автоматических аэростатов из северных районов Советского Союза.

В эти же годы Советский Союз смог проверить свои аэростаты заграждений последних разработок непосредственно в боевой обстановке и, к тому же, в новых условиях реактивной авиации. Египетско-­израильское противостояние 1968-1970 гг. оказалось последней военной операцией СССР, в которой производилось массовое применение аэро­статного заграждения — в воздушном пространстве над Асу­анской плотиной, проводимое в рамках операции по усилению ПВО Египта.

По результатам этой войны директивой Генерального штаба ВС СССР с июля 1970 г. для полномасштабных испытаний стра­тосферных аэростатов дополнительно расширен испытатель­ный район полетов. Теперь он включал в себя практически всю территорию Советского Союза и Монгольской Народной Рес­публики, а также акваторию Северного Ледовитого океана по линии Земля Франца Иосифа, Северная Земля, остров Герольд, мыс Дежнева и акваторию Тихого океана до 180° в.д. Этой же директивой филиал ВНИЦ из поселка Степь Читинской области был передислоцирован в п. Ключи Камчатской области, а 262-й отдельный воздухоплавательный дивизион — из г. Вольска в г. Николаевск-на-Амуре.

Наряду с испытаниями воздухоплавательной техники и про­ведением исследований ВНИЦ в начале 70-х годов прошлого века принимал участие в различных учениях:

  • учения «Днестр», проводимые по плану Главного штаба ВВС. С помощью 60 аэростатов АРП была создана область по­мех, размеры которой составили 170 х20х12 км, тем самым была показана достаточно высокая эффективность применения сво­бодных автоматических аэростатов для этих целей;
  • исследовательские учения ПВО «Аэростат-70» по отра­ботке методов и способов борьбы с иностранными автоматичес­кими аэростатами.

Во второй половине 70-х и начале 80-х годов прошлого века Центр участвовал в отработке практических мер по уничтожению малообъемных аэростатов, которые могли выполнять полет на высотах до 4 км. Кроме того, проведен показ воздухоплаватель­ной техники руководству страны и МО СССР с демонстрацией стартов автоматических аэростатов и сбросом листовок.

В 1972 году по плану Генерального штаба МО СССР с пред­ставителями командования всех видов и родов войск прове­дены занятия по ознакомлению с новой аэростатной военной техникой. Были представлены свободные автоматические аэростаты-носители бое­вых средств, аэростаты-фоторазведчики и агитационные аэростаты. В этом же году были показаны свободные автоматические аэростаты-постановщики пассивных помех РЭБ. Дополнительно по инициативе специ­алистов Центра был разработан, а промыш­ленностью проведены опытно-конструктор­ские работы по созданию ретранслятора связи.

Ввиду того, что в первой половине 1970-х годов вопрос о возобновлении массового использования аэростатов заграждений начал регулярно подниматься и в западных военно-научных кругах, в СССР были ус­пешно проведены государственные испы­тания последних образцов второго поколе­ния свободных автоматических аэростатов и средств их наземного обеспечения.

Работы по совершенствованию аэро­статного дела в СССР продолжались пол­ным ходом. В период с 1975 по 1977 гг. были сформированы воздухоплавательные час­ти в четырех военных округах страны. Про­изводилось обучение личного состава воз­духоплавательных частей. В середине 1978 года проводились учения с привлечением личного состава воздухоплавательных час­тей из четырех воздушных армий, самоле­тов и вертолетов МиГ-17, Ту-16, Ан-26, Ми-8, а также радиолокационных частей войск ПВО. Подобные учения проводились практически ежегодно в 80-е годы прошлого века. Полученные результаты учений были проанализированы, и по ним были подготовлены предложения в существующие штат и табель воздухоплавательных частей.

Кроме того, были уточнены виды подготовок воздухоплава­тельной техники к применению, исследованы методы управле­ния воздухоплавательными частями и пути их совершенство­вания, отработаны практические вопросы взаимодействия и обеспечения безопасности полетов авиации в районах боевого применения аэростатов. Привлекались аэростатчики и в обеспе­чении радиосвязи с боевыми вертолетами, работающими в го­рах Афганистана, а также в подъемах на привязных аэростатах осветительных установок над возводимым укрытием четвертого блока Чернобыльской АЭС.

В начале 80-х годов прошлого века завершены государствен­ные испытания и принято на вооружение следующее поколение воздухоплавательной техники: аэростаты-носители АН-С1, АН- В1Б, аэростаты-ретрансляторы связи „Выпь-АМ» и „Выпь-ПМ», передвижной газозаправщик ПГЗ-2500, водороддобывающие установки ВУ-500 и ПВДУ-1М, компрессор ПВК-320, стартовые устройства УСУ-2К и УСУ-3, передвижная криогенная установка ПКУ В эти же годы проведена работа по совершенствованию методов старта свободных автоматических аэростатов, успеш­но прошло государственные испытания универсальное стар­товое устройство УСУ-5, позволяющее проводить старты всех типов свободных автоматических аэростатов.

В эти годы разрабатываются Боевой устав воздухоплавательной час­ти, Руководство по инженерной воздухоплавательной службе, временные нормы боеготовности воздухоплавательной части в мирное и военное время, учебные пособия по свободным авто­матическим и привязным аэростатам, их бортовой аппаратуре и вооружению, методические пособия по применению воздухоп­лавательной техники.

А вот вторая половина 80-х годов прошлого века ознамено­вала собой плавный развал всех структур Советского Союза, не обошла стороной легендарная гласность и аэростаты… Во что это все вылилось, известно.Но вся инфраструктура аэростатных войск оказалась на территории России.

Продолжение следует.

Статья была опубликована в мартовском номере журнала «Наука и техника» за 2010 год

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy