Критика космической отрасли РФ в прессе США глазами РОСКОСМОСА

0 0

Содержание страницы

Научный журналист Михаил Котов проанализировал последние публикации США на критику космической отрасли РФ и задал соответствующие вопросы сотруднику Роскосмоса.

За последние пару недель в американской прессе вышло сразу несколько удивительно похожих статей о российской космонавтике. Сначала Эрик Бергер в Ars Technica выпустилстатьюс подзаголовком «Братишка, одолжи хоть рубль», затем к нему присоединились другие американские журналисты, как, к примеру, Дэвид Экс вThe Daily Beast. Статьи во многом одинаковы, в них критикуется российская космонавтика в целом и задаются вопросы, а нужно ли НАСA продолжать сотрудничать с русскими в космосе?

Критика космической отрасли РФ в прессе США глазами РОСКОСМОСА

Если разобрать эти материалы по косточкам, то можно вычленить отдельные претензии к космической отрасли РФ — их же можно увидеть и в российских СМИ и блогах. Кроме того, я озвучил их высокопоставленному чиновнику в российской космической отрасли, который согласился дать комментарии к ним на условиях анонимности — они достаточно четко отражают видение российского руководства сложившейся ситуации.

Тезис №1. «Россия не может поддерживать в рабочем состоянии космическую инфраструктуру, доставшуюся от СССР»

«А надо ли ее вообще поддерживать?» — задается вопросом мой собеседник. Например, когда Российская Федерация заключила долгосрочное соглашение по Байконуру, то космодром представлял собой тогда 18 стартовых комплексов. На сегодняшний день их осталось три — два «Протона» и 31-я площадка как для пилотируемых, так и для грузовых запусков. Думаю, сейчас уместнее говорить не о поддержании в рабочем состоянии космической советской инфраструктуры, а о создании принципиально новой. Примером того является масштабное строительство на космодроме Восточный, где первая очередь стартового комплекса под «Союз-2» уже работает, а количество пусков будет только расти.

Гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин неоднократно заявлял на совещаниях, что проще все снести и построить новое, чем пытаться переделать старое. Именно на Восточномразворачивается пилотируемая инфраструктура под новый корабль, и в 2023 году РФ готовит первые летно-конструкторские испытания корабля «Орел».

При прежней администрации руководство пыталось эксплуатировать старую советскую инфраструктуру, ничего не меняя, не строя новый космодром на Дальнем Востоке, не готовя переход на новые корабли и ракеты-носители.

Сейчас же создаются новые заводы: «Красмаш» (изготовитель межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат»), производственное объединение «Полет» в Омске (выпускает ракету-носитель «Ангара» всех модификаций), «Протон-ПМ» (новое производство ракетных двигателей), самарский «Прогресс» (производство ракет «Союз-5» и «Амур СПГ») — везде строятся цеха, закупается новейшее технологическое оборудование, создается современная стендовая база, строится Национальный космический центр в Москве для размещения 20 тыс.отраслевых инженеров.

На мой взгляд, отрасль переживает сейчас период бурного строительства принципиально новой российской инфраструктуры, при этом сохраняя конкурентность между ведущими конструкторскими бюро.

Тезис №2. «Россия уже не лидер в космосе»

В реальном, а не выдуманном мирене бывает такого, что одна некая страна является бесспорным лидером по всем направлениям даже в рамках одной отрасли — в нашем случае космической. Где-то есть передовые разработки у США, где-то — у России, а по каким-то направлениям Китай наступает всем на пятки.

Например, как можно говорить о том, что РФ не лидер в космосе, если США до сих пор закупают российские ракетные двигатели. Более того, недавно правительство России одобрило экспортные сделки по поставкам в США модернизированного двигателя РД-181М для доставки полезных нагрузок на МКС американской ракетой Antares. Как известно, со скипом в НАСА готовятся летно-конструкторские испытания корабля Starliner (производства Boeing) — под него сертифицирована ракета Atlas-5, также с российским двигателем РД-180. Несмотря на многократные заявления американских производителей о том, что они создадут аналог РД-180, его до сих пор нет.

О сохранении российского лидерства, в частности, в военном космосе говорит и тот аспект, что у США нет таких средств доставки оружия, как у РФ, уточняет мой анонимный собеседник. Так, за последние годы в рамках реализации государственной программы вооружения Россия практически полностью перевооружила мобильные, шахтные и морские твердотопливные ракетные комплексы. Сейчас же страна вышла на финишную прямую в рамках подготовки летно-конструкторских испытаний тяжелой межконтинентальной ракеты «Сармат», аналогов которых в Штатах нет.

Тезис №3. «У российской ракетно-космической отрасли серьезные кадровые проблемы — текучесть кадров, молодежь без опыта»

С этой претензией придется согласиться — это наследие развала СССР, драматических 1990-х годов, когда прекрасные специалисты в расцвете сил были вынуждены покидать ракетно-космические предприятия из-за крайне низких зарплат. Это касается не только Роскосмоса и его подструктур, а всех высокотехнологических отраслей промышленности. Есть люди старшего возраста и молодежь, а между ними достаточно серьезный разрыв.

Конечно, руководство Роскосмоса старается решить эту проблему, идет целевой набор молодых специалистов. На сегодняшний день практически все разработчики и главные конструкторы новых аппаратов, таких как «Спектр-РГ», «Луна-25», «Луна-26», «Луна-27», «Экзомарс», — это молодые люди до 40 лет.

Тезис №4. «НАСAвсе меньше доверяет Роскосмосу»

Такое доверие должно быть прежде всего взаимным, но и у России не так много причин, чтобы доверять США в космосе, подчеркнул сотрудник Роскосмоса. Ведь не РФ, а именно Штаты ввели санкции в отношении ряда ведущих предприятий Роскосмоса. Среди них самарский РКЦ «Прогресс», хотя именно это предприятие производит ракеты «Союз-2», которые выводят пилотируемые корабли в том числе с американскими астронавтами на борту на околоземную орбиту. А как объяснить санкции в отношении Центрального научно-исследовательского института машиностроения (АО «ЦНИИМаш»)? Надо понимать, что в его состав входит Центр управления полетами в Королеве. Получается, что, с одной стороны, предприятие находится под санкциями, а с другой — сотрудники должныработать с американцами, в том числе и над безопасностью полетов.

Тезис №5. «НАA занимается на МКС научной деятельностью, а Роскосмос направляет туда космонавтов лишь для поддержания станции в рабочем состоянии»

Поддержание станции в рабочем состоянии — это общая задача всех стран — участниц проекта. Американские астронавты, как и все остальные, по большей части занимаются своим огромным сегментом, который весит более 400 т. В его состав входят модули, которым, как и самой МКС, уже два с половиной десятка лет. Работы по ремонту и замене оборудования стоят им колоссального количества часов и средств, но все равно поломки на американском сегменте, включая регулярно не работающий туалет, — это не редкость, а правило.

РФ знает достаточное количество случаев, когда отказ систем на американском сегменте приводил к необходимости для астронавтов переждать проблему в российских модулях — о чем, по словам моего собеседника, Россия не спешит рассказывать в прессе и соцсетях.

Если говорить о российских экспериментах, то именно для расширения возможностей их проведения на МКС был недавно отправлен в космос российский модуль «Наука».

Тезис №6. «Проблема после стыковки «Науки»

По словам моего собеседника, трудности с запуском многофункционального лабораторного модуля «Наука» были предсказуемы — прежде всего из-за того, что он долгое время находился на Землекак долгострой. Но в итоге работы были выполнены — модуль технически подготовлен, запущен в космос и филигранно по точности пристыкован. Проблемы, которые возникли после стыковки, — предмет исследования, которое уже инициировано руководством Роскосмоса.

Критика космической отрасли РФ в прессе США глазами РОСКОСМОСА

Но вот что интересно в этом деле: американские авторы пишут, что «Хьюстон дал команду на включение двигателей», чтобы компенсировать стабильное состояние МКС, — что нельзя назвать правдой. У Хьюстона и американских астронавтов такой возможности просто нет. Стабилизация положения МКС проводилась за счет двигателей одного из модулей российского сегмента— «Звезды» и двигателей корабля «Прогресс». Только российские модули и корабли на Международной космической станции способны компенсировать ошибку программного обеспечения и менять положение станции, уклоняясь от опасных столкновений с космическим мусором.

Тезис №7. «Кроме «Науки» у русских в космосе очень много проблем: дыра в»Союзе-МС-09″, авария «Союза МС-10″, проблемы с утечкой воздуха и многие другие»

Для тогочтобы установить, что же на самом деле произошло в случае с «дыркой» в «Союзе», был предпринят выход российских космонавтов в открытый космос еще в декабре 2018 года. Они добрались до бортового отсека корабля, которому было нанесено повреждение, и взяли необходимые пробы.

Надо иметь в виду, что такого рода повреждение не могло произойти на Земле, потому что корабль перед запуском проходит вакуумную камеру. Если в нем были бы какие-то отверстия, то давление в этом корабле немедленно бы упалои он не прошел бы соответствующие испытания. Таким образом, в Роскосмосе исключили сразу версию повреждения «Союза-МС-09» на Земле.

Что касается получения им отверстия на орбите, то следует учесть некоторые обстоятельства, считает мой анонимный собеседник. Во-первых, заболевание одной из астронавток — как стало известно изнаучной работыо первом случае тромбообразования на орбите, когда Серина Мария Ауньон-Чанселлор уже была на Земле, она подверглась этой напасти. «А это и могло спровоцировать острый психологический кризис», который мог привести к попыткам разными способами ускорить ее возвращение на планету, считает мой анонимный собеседник. Во-вторых, по какой-то непонятной для Роскосмоса причинене работала видеокамера на стыке российского и американского сегментов в тот период. В-третьих, американцы отказались пройти полиграф, в отличие от российских космонавтов. В-четвертых, РФ не получила возможности исследовать инструменты и сверла, которые есть на МКС, на предмет наличия на них остатков металлической стружки корпуса бытового отсека нашего корабля.

Наконец, пятое: из восьми отверстий только одно было сквозное — остальные насверлены словно с отскоками сверла, что скорее говорит о сверлении именно в условиях невесомости без необходимого упора. Одно отверстие вообще было сделано в шпангоут (поперечное ребро корпуса судна), то есть сверлил кто-то, не проходивший подготовку по устройству именно корабля «Союз МС».

Что касается октябрьского инцидента в 2018 году с «Союзом МС-10», то, к сожалению, аварии и в космосе случаются, и не только с нашей техникой. Так, из-за двух катастроф, в которых Штаты потеряли два экипажа с профессиональными астронавтами и гражданскими лицами, НАСА было вынуждено вовсе отказаться от своих пилотируемых кораблей и с 2011 года на долгие девять лет пересесть на российские корабли.

В нашем же случае уникальность системы аварийного спасения обеспечила полную безопасность экипажа, он был возвращен на Землю без единой царапины — как и американский астронавт Ник Хейг.

Тезис №8. «Россия хорошо проектирует корабли и модули, но плохо их строит и эксплуатирует»

Это совсем непонятная претензия, на мой взгляд и по мнению моего собеседника. Именно сейчас в РФ проектируют и создают новые корабли и модули: по программе достройки российского сегмента МКС 24 ноября планируется запустить российский модуль «Причал». В работе и на испытаниях находится научно-энергетический модуль, по которому в скором времени может быть принято решение, что он станет базовым модулем Российской орбитальной служебной станции. На испытаниях находится новый пилотируемый корабль «Орел». Также на летно-конструкторских испытаниях находятся ракетный комплекс «Ангара», а в2023 годус Байконурабудет произведен первый пуск ракеты «Союз-5» полутяжелого класса.

Россия находится сейчас в переходе от старой советской к новой российской технике. Кстати, и ракета «Союз-2», в отличие от «Союз-ФГ», тоже является уже глубокой модернизацией этой легендарной ракеты.

Тезис №9. «В России слабо финансируется космическая отрасль. Раньше доставка американцев на МКС приносила Роскосмосу миллиарды, а сейчас этого нет»

Заход понятный, но удивительно некрасивый. Финансирование Роскосмоса по гражданским программам примерно в 12 раз меньше, чем у НАСА. Это так. Но такая диспропорция в бюджетах говорит, скорее, в пользу Роскосмоса — имея более чем скромный бюджет, российские специалисты в полном объеме выполняют Федеральную космическую программу.

При этом мой собеседник отметил, что РФ, обеспечивая полетную возможность американских астронавтов, прежде всего стремилась показать — что такое реальное сотрудничество, и дело тут вовсе не в деньгах. Тем более, средства, которые Штаты платили за полеты на российских кораблях, несопоставимо малы относительно трат РФ в этой отрасли. При этомименно из-за того, что Россия пошла навстречу американцам и стала включать одного-двух астронавтов в каждую пилотируемую миссию (а значит, количество наших космонавтов уменьшилось), резко сократился объем экспериментов на борту российского сегмента МКС.

Тезис №10. «Фильм «Вызов» и увольнение Крикалева из-за него»

«Сергей Крикалев замечательный специалист и по-прежнему работает на той же должности, в которой он работал», — подчеркнул мой собеседник. Именно департамент пилотируемых систем и комплексов, который он возглавляет, обеспечивает выполнение всех задач по подготовке миссии культурно-просветительского проекта.

Критика космической отрасли РФ в прессе США глазами РОСКОСМОСА

Фильм «Вызов» может стать первой в мире съемкой настоящего художественного фильма, который покажет возможные нештатные ситуации в космосе. В общих интересах России и Америки пропагандировать космическую деятельность, показывать, как действует специальная техника, как работают космонавты и люди, которые готовят их к преодолению колоссальных нагрузок. Ведь они не просто летают на ту же МКС, но и выполняют там свою определенную профессиональную задачу.

Именно к Роскосмосу обратился некогда кинорежиссер Даг Лайман с предложением снять на МКС фильм с участием Тома Круза. В январе 2020 года он и его группа даже посетили РКК «Энергия» и хотели заключить контракт по полету и съемкам. Уже был согласован график, начались съемки каскадеров в летающей лаборатории Роскосмоса в Чкаловском. Однако из-за негативной реакции конгресса США проект не воплотился в жизнь. Российская сторона решила продолжить работу в этом важном направлении самостоятельно.

Тезис №11. «Россия отказалась сотрудничать, и теперь американская лунная станция будет, скорее всего, создаваться без РФ»

Снова в обвинениях видится какая-то затаенная обида. Тем не менееНАСАбыло прямо сказано, что Роскосмос может пойти на эту программу исключительно как равноценный партнер. «Мы предложили сохранить дух партнерства, который есть у МКС. Увы, США отказались», — подчеркнул мой собеседник из Роскосмоса.

Поэтому у России и Штатов были принципиальные разногласия по принципам сотрудничества как в рамках исследования поверхности Луны, так и по созданию международной обитаемой окололунной станции Gateway. В этой ситуации Россия нашла альтернативу в лице КНР, и сегодня, уже с национальной китайской космической администрацией, прорабатывается вопрос создания совместной лунной станции.

Тезис №12. «Для США разрыв отношений в космосе с Россией является вопросом безопасности»

«Безопасность в космическом ракурсе может быть только общей, и в интересах США сохранить партнерство с Россией», — сказал мне собеседник. Ведь никто не может дать гарантий, что в дальнем космосе все обойдутся без проблем. Поэтому необходимо делать все, чтобы было чувство взаимной поддержки, подкрепленное реальными действиями, а отказываться от этого — губительно для любой космонавтики.

хотели заключить контракт по полету и съемкам. Уже был согласован график, начались съемки каскадеров в летающей лаборатории Роскосмоса в Чкаловском. Однако из-за негативной реакции конгресса США проект не воплотился в жизнь. Российская сторона решила продолжить работу в этом важном направлении самостоятельно.

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy