Когда я пришел работать в школу, то очень был удивлен тому, что наши деревенские ребятишки начали петь со сцены.
Объясню.
К примеру, какое-то школьное мероприятие (или вообще "9 мая"). Ведущий объявляет:
— А теперь наша ученица исполнит песню "Журавли".
Выходит ученица, ей дают микрофон. И она начинает петь.
Как может спеть ребенок, который не имеет к этому талантов, а еще с ним не работал тот, кто действительно разбирается в постановке вокала (или как там это называется)?
Хлопают потом, конечно, в конце. Но как-то без энтузиазма.
— А теперь песню "Детство" будет петь другой ученик! Давайте похлопаем ему.
И опять. А тут плюс еще к этой веселой песне нужны хотя бы какие-то движения исполнителю, а не просто стоять истуканом.
Хлопают исполнителю, а он смущается. Его же заставили спеть, а он не особо и хотел.
Потом я понял, почему начали петь — пока меня не было в школе, в ней появились два микрофона. А что это значит? Если есть микрофоны, значит нужно кому-то петь. Иначе зачем выдали микрофоны?
Когда я сам учился в этой школе, никто не пел сольно. Во-первых, не было у нас Робертинов Лореттей и Этитов Пьехов. Во-вторых, кто бы их научил в деревне правильно петь?. В-третьих, петь парням в наше время было как-то "не по статусу".
Пели, конечно, но только если всем классом. Каждый старался сделать свой голос как можно больше бесслышным, чтобы не прослыть.
— Када удём сашкольнава двара …
Но это всё присказка.
А теперь:
Сказка
Это в большой городской школе хорошо — один быстро бегает, другой — громко курекает, третий — отлично рисует, четвертый — играет в шахматы, пятый — имеет связи, шестой — играет на гитаре руками, седьмой — танцует чечетку по ночам. Короче, есть из кого выбрать.
А в деревенской школе? Предоставить нужно тех же самых. Но где их взять?
И швец, и жнец, и на дуде игрец — и его постоянно тягают в район, чтобы он защищал честь школы, так как эту мифическую честь, во-первых, никто точно не видел, а во-вторых, нужно выполнять распоряжения командования.
— Кто знает правила игры в настольный теннис?
— Кто может хотя бы просто пробежать 3 километра?
— Кто умеет рисовать не только колобков?
— Кто умеет рассказывать стих как Белла Ахмадулина?
— Кто знает приблизительные правила дорожного движения?
— Кто умеет петь на уровне Льва Лещенко?
— Кто знает физику ?
— А английский язык?
Честно говоря, у нас деревенской школе чуть другие критерии успеха.
— Ура, мы заняли первое место среди деревенских школ! Если городские не считать.
— Десятое место занял? Нормально. Среди тридцати участников? Да ты вообще молодец!
А куда деваться?
Да и ладно бы, если бы нужно было предоставить 2-3 человека. Тогда, конечно, насобирали бы талантов. А если 10 человек? Фонд школьников у нас не бесконечный.
Каждый ребенок обязательно имеет талант. Я еще не встречал детей, которые бы ни в чем себя не могли проявить. У кого-то спектр талантов шире, а у кого-то уже, но они обязательно есть.
Один плохо знает таблицу помножения, но быстро бегает по прямой и пересеченной местности. Второй хорошо поёт и всё. Третий — будущий Крамник, но только его талант нужно пробудить (а еще он хорошо рисует). Четвертый — вообще ни на что не горазд, но играет в футбол не щадя ног и тапок.
***
Знаете, лучше не смотреть в глаза детям, когда на очередном соревновании или конкурсе, они провалились. Им стыдно за тех взрослых, которым приcпичило, чтобы участвовали все, вне зависимости от талантов и способностей. Без массовки не будет красивых фотокарточек.