«Черные гусары» Люфтваффе. Первые модификации Ju-87

0 0

Пикирующий бомбардировщик «Юнкерс» Ju-87 — один из самых известных и примечательных боевых самолетов Второй мировой войны. Распространенное в Германии и вообще на Западе общеупотребительное название этой машины «Штука» (Stuka, сокращение от немецкого Sturzkampfflugzeug — «пикирующий боевой самолет») давно уже ассоциируется со словом «блицкриг». В годы войны в Польше, во Франции, на Балканах и в Советском Союзе Ju-87 стал символом беды, страха, горя и разрушения.

По другую сторону фронта, для миллионов немцев сам вид «штук» в кадрах ежедневного киножурнала «Die Deutsche Wochenschau», с четкостью хорошо отлаженного механизма одна за другой входящих в пике «классическим» переворотом через крыло, не оставлял и тени сомнения — все в абсолютном порядке, мы побеждаем.

«Черные гусары» Люфтваффе. Первые модификации Ju-87

Ju-87D-3 из StG2 в зимнем камуфляже, Восточный фронт, 1942 г.

Поэтому неудивительно, что Ju-87 стал почти легендой, активно подогреваемой и раскручиваемой мощным аппаратом германского министерства пропаганды, создавшим вокруг самолета ореол превосходного и непревзойденного оружия. Показательно, что единственным кавалером высшей награды Третьего рейха — Рыцарского креста с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами также стал летчик-пикировщик, небезызвестный Г.-У. Рудель. Отметим, что сотворенная легенда пережила и сам самолет, и летавших на нем пилотов. Даже через 70 лет после окончания войны старые пропагандистские штампы все еще находят своих сторонников и поклонников.

Свою боевую карьеру Ju-87 начал еще до начала Второй мировой войны в Испании. «Штуки» летали на всех театрах военных действий от Африки до Норвегии, но начиная с 22 июня 1941 г. основным для пикирующих бомбардировщиков Люфтваффе стал Восточный фронт. Именно на Востоке «юнкерсы» достигли наиболее впечатляющих боевых успехов, там же, столкнувшись с жестким противодействием советских летчиков и зенитчиков, окончательно сошли со сцены.

А начиналась легенда в конце 20-х гг., когда в Германии после окончания Первой мировой войны возобновились работы по созданию самолета поля боя. При этом основные усилия немецких авиаконструкторов сосредоточились на создании пикирующих бомбардировщиков.

«Черные гусары» Люфтваффе. Первые модификации Ju-87

Взлетает Ju-87D-3

Первым серийным немецким пикировщиком стал биплан Не-50. В Люфтваффе Не-50А вначале поступали в летные школы и использовались для первоначального обучения курсантов. Однако с формированием в октябре 1935 г. первого экспериментального подразделения пикировщиков, так называемой авиагруппы «Шверин», часть Не-50А стала использоваться по своему прямому назначению. В апреле 1936 г. авиагруппа «Шверин» была преобразована в 1-ю группу 162-й эскадры пикирующих бомбардировщиков — I./StG162. Позже были сформированы и 2-я и 3-я группы эскадры.

Следует отметить, что немецкие стратеги считали, что применительно к доктрине молниеносной войны пикировщики наилучшим образом удовлетворяют требованиям, предъявляемым к самолету непосредственной авиационной поддержки крупных бронетанковых и механизированных соединений. Термин же «штурмовик» в тогдашних боевых уставах Люфтваффе просто отсутствовал.

Пикировщики должны были «точечными» бомбовыми ударами прокладывать дорогу танковым «клиньям» Вермахта, сметая с их пути артиллерийские и минометные батареи, огневые точки и узлы сопротивления обороняющегося противника. Кроме того, высшее командование Люфтваффе считало, что, кроме собственно боевой эффективности, важную роль играет и моральный эффект от появления самолета над полем боя. Как следствие, на пикировщиках планировалось применение всякого рода «дополнительного оборудования», наподобие «душераздирающих» сирен или «свистящих» авиабомб.

«Черные гусары» Люфтваффе. Первые модификации Ju-87

Пара бомб SC50 со свистками на стабилизаторах, на подкрыльевом бомбодержателе

Поскольку к середине 30-х гг. Не-50А считался уже устаревшим самолетом, в сентябре 1933 г. Министерство авиации Германии объявило конкурс на разработку нового пикирующего бомбардировщика. Конкурс должен был проходить в два этапа.

На первом этапе (т. н. срочная программа) предполагалось создать в самые кратчайшие сроки относительно простой самолет-биплан для временного оснащения групп пикировщиков. От этого самолета не требовали особо высоких боевых и летно-технических характеристик, так как время на его разработку было жестко ограничено.

На этом этапе свои проекты на конкурс представили фирмы «Физелер» и «Хеншель». Оба самолета, Fi-98 и Hs-123, имели бипланную схему с неубирающимся шасси. В серию пошел Hs-123A-1 фирмы «Хеншель» — одностоечный полутораплан, который на четырех подкрыльевых узлах мог нести четыре 50-кг бомбы SC50 и сбрасывать их с пикирования под углом 60°. В небольшом фюзеляжном бомбоотсеке можно было разместить еще десять бомб калибром 10 кг.

Второй этап предусматривал создание более современного самолета оснащенного воздушными тормозами и имеющего летные характеристики, сравнимые с существовавшими в этот период истребителями.

«Черные гусары» Люфтваффе. Первые модификации Ju-87

«Главный калибр» Ju-87G — 37-мм пушка ВК 3.7

Выработка задания к пикирующему бомбардировщику по второму этапу программы затянулась до 1935 г. Его направили одновременно на фирмы «Арадо», «Хейнкель», «Гамбургер флюгцойгбау» и «Юнкерс». Однако технические требования в спецификации были фактически сделаны под самолет «Юнкерса», будущего Ju-87, создание которого шло полным ходом под руководством ведущего конструктора Г. Польмана. В конце 1934 г. военным был уже предъявлен полноразмерный макет нового пикировщика, и поэтому уже почти через три месяца после получения спецификации, 17 сентября 1935 г., первый прототип Ju-87V1 поднялся в воздух с заводского аэродрома.

В новом самолете Польман сумел совместить такие качества, как хорошую управляемость, отличный обзор и достаточную прочность конструкции, что было крайне необходимо пикировщику, совершающему маневры с большой перегрузкой. Не желая ослаблять крыло вырезами под ниши для уборки шасси, их стойки выполнили неубирающимися, а для уменьшения аэродинамического сопротивления их поместили в большие обтекатели — «штаны». Чтобы уменьшить высоту стоек шасси, применили крыло с изломом в виде «обратной чайки». Оно придало «штуке» весьма характерный внешний вид. Хорошей маневренности и управляемости способствовали щелевые элероны и закрылки типа Юнкерс и двухкилевое оперение.

Из-за отсутствия на тот момент в Германии достаточно мощных двигателей жидкостного охлаждения на первый прототип установили английский двигатель «Роллс-Ройс» «Кестрел V», с деревянным двухлопастным винтом фиксированного шага. Во время первых испытательных полетов двигатель перегревался, что потребовало установки радиатора большей площади.

«Черные гусары» Люфтваффе. Первые модификации Ju-87

Противотанковый Ju-87G-1

Воздушные тормоза в виде решетки, поворачивающейся при пикировании на 90°, предполагалось установить у передней кромки крыла сразу за обтекателями стоек шасси. Но на первый опытный самолет их поставить не успели, а в одном из испытательных полетов на пикирование оторвалась правая килевая шайба вместе с частью стабилизатора, и самолет разбился вместе с экипажем.

Испытания продолжились на второй опытной машине Ju-87V2 с двигателем жидкостного охлаждения Jumo-210Аа (610 л. с.) и трехлопастным винтом изменяемого шага. Оперение стало однокилевым, с большей площадью киля и руля направления, что увеличило общую длину самолета. Одновременно усилили конструкцию хвостовой части фюзеляжа. Затем последовал третий прототип Ju-87V3. Его конструкция вновь была изменена по результатам испытаний двух первых машин. Основным нововведением стала переделанная моторама, позволившая несколько опустить двигатель вниз и тем самым несколько улучшить пилоту обзор. Снова переделали оперение. Его площадь была увеличена, а на концах стабилизатора появились небольшие шайбы.

Воздушные тормоза Ju-87V2 получил перед официальными сравнительными испытаниями в Рехлине в марте 1936 г. При этом Ju-87V3 использовался в качестве дублера.

«Черные гусары» Люфтваффе. Первые модификации Ju-87

Обер-фельдфебель, борт-стрелок у спарки 7,92-мм пулеметов MG-81Z

Следует отметить, что единства взглядов на перспективы применения пикировщиков в руководстве Люфтваффе не было. Так, против развития такого класса боевых самолетов резко выступал начальник Технического управления Рейхсминистерства авиации полковник В. фон Рихтгофен. 9 июня 1936 г. он даже издал директиву о прекращении всех работ по Ju-87. Но на следующий день фон Рихтгофен был снят со своей должности. Его сменил Э. Удет, горячий энтузиаст пикировщиков, который немедленно отменил распоряжение своего предшественника. Любопытно, что по иронии судьбы В. фон Рихтгофену во время Второй мировой войны предстоит командовать 8-м авиационным корпусом, основную ударную силу которого составят именно «Штуки».

Конкуренцию Ju-87 составили самолеты фирм «Хейнкель» He-118, «Арадо» Ar-81 и «Гамбургер флюгцойгбау» Ha-137. По результатам предварительных испытаний в качестве основных претендентов остались только машины «Юнкерса» и «Хейнкеля». Однако после того, как Э. Удет разбил в пикировании опытный He-118V3 (сам пилот спасся на парашюте), конкурентов у Ju-87 вообще не осталось. Впрочем, большинство чиновников в Рейхсминистерстве авиации считало, что Ju-87 был бы выбран в любом случае.

Эталоном для серийного производства стал Ju-87V4. Он отличался еще более опущенным вниз двигателем, большим по площади и более угловатым килем, новыми обтекателями стоек шасси и перепроектированным фонарем кабины. В полу у пилотского кресла появилось специальное окно для улучшения обзора в момент ввода в пикирование. За радиатором установили специальную трапецию для одной бомбы крупного калибра, выводившую ее на пикировании из площади, ометаемой винтом. Самолет получил специальный прицел Stuvi A2 для стрельбы и бомбометания с пикирования. Важнейшим новшеством стал автомат, обеспечивавший выход машины из пике после сброса бомбы с постоянной перегрузкой, при этом усилия на ручке управления не превышали стандартных для горизонтального полета.

«Черные гусары» Люфтваффе. Первые модификации Ju-87

Ju-87D идут к цели в сопровождении «Мессершмиттов». Восточный фронт

По образцу четвертого прототипа были построены десять Ju-87A-0, однако они несколько отличались от эталона. На этих машинах стояли двигатели Jumo-210Ca (600 л. с.). Конструкция планера стала более технологичной. В правой консоли крыла, как и на V4, устанавливался один 7,92-мм пулемет MG-17. В кабине стрелка-радиста на подвижной установке смонтировали 7,92-мм пулемет MG-15 с весьма ограниченными углами обстрела.

За установочной серией с заводского конвейера завода «Юнкерс» в Дессау стали выходить самолеты модификации А-1. В конце 1937 г. в серию пошли пикировщики Ju-87A-2, отличавшиеся от А-1 двигателем Jumo-210Da (680 л. с.) с двухскоростным центробежным нагнетателем. Кроме того, А-2 получил усовершенствованное радиооборудование.

Тем не менее и после этого боевая нагрузка Ju-87A не удовлетворяла командование Люфтваффе. Самолет мог поднять 500-кг бомбу только в перегруз, при этом стрелок-радист оставался на земле. Нормальная же бомбовая нагрузка не превышала 250 кг.

«Черные гусары» Люфтваффе. Первые модификации Ju-87

Оружейник заряжает пушку ВК 3.7 перед очередным боевым вылетом

В конце 1936 г. Ju-87A появились в Испании в составе Легиона «Кондор». Первый опыт боевого применения ярко продемонстрировал как сильные, так и слабые стороны нового самолета. В целом самолет получил положительную оценку у летного состава, прежде всего за высочайшую точность бомбометания (опытный летчик «укладывал» бомбу в круг радиусом 15 м). Несмотря на недостатки, такие как небольшая бомбовая нагрузка, ограниченный потолок, небольшая дальность и скорость полета, был сделан вывод, что концепция пикирующего бомбардировщика безупречна, а сам самолет имеет неплохие перспективы развития.

Тем не менее с конца весны 1938 г. выпуск Ju-87A начал сворачиваться. К началу Второй мировой войны все пикировщики этой модификации были выведены из состава боевых частей и использовались только в качестве учебных. Ju-87А-1 применялись как учебно-тренировочные и в ВВС Венгрии, а два Ju-87A-2 (под экспортным обозначением Ju-87K-1) продали в Японию.

Радикально улучшить летно-технические характеристики «Штуки» по замыслу конструкторов должна была установка на самолет новейшего тогда двигателя Jumo211. Несколько опытных самолетов (V6-V9) с двигателями Jumo-211Aa (900 л. с., затем 1 000 л. с.) были переделаны из серийных А-1. Окончательно облик новой модификации был отработан на предсерийных Ju-87B-0, и с осени 1938 г. «Юнкерс» перешел на выпуск первого по-настоящему массового варианта пикировщика Ju-87В-1.

«Черные гусары» Люфтваффе. Первые модификации Ju-87

Ju-87D-5 с контейнерами АВ250 для осколочных авиабомб SC2 на подкрыльевых бомбодержателях

Общая компоновка машины осталась прежней, однако внешний вид «Штуки» заметно изменился. Прежде всего замена двигателя потребовала кардинальной переделки отсека двигателя и его капота. Мотор Jumo-211 был длиннее и тяжелее своего предшественника, из-за чего увеличилась общая длина фюзеляжа самолета.

Кроме того, были перепроектированы остекление кабины и стойки шасси. Конструкция основных стоек шасси упростилась, исчезли дополнительные продольные и поперечные подкосы, обтекатели уменьшились в размерах и приобрели другую форму. Все части левой и правой стоек и обтекателей шасси стали симметричными и взаимозаменяемыми. Фонарь кабины был спроектирован заново. Теперь все подвижные элементы остекления не откидывались на бок, а сдвигались по направляющим назад. 7,92-мм пулемет MG-15 стрелка-радиста для защиты задней полусферы был установлен в шаровой установке Z10d, которая имела увеличенные углы обстрела. Основательно был изменен состав оборудования кабины, изменилось расположение приборов на доске приборов и форма ручки управления. Прицел Revi С/12A (Stuvi) заменили на новый прицел Revi С/12С. На самолете появился второй неподвижный пулемет MG-17 (в левой консоли крыла).

Стандартная бомбовая нагрузка Ju-87B теперь составляла одну 250- или 500-кг бомбу на подфюзеляжном бомбодержателе ETC 500 и четыре 50-кг бомбы на бомбодержателях ETC 50/VIII под крыльями (причем с полным экипажем на борту).

«Черные гусары» Люфтваффе. Первые модификации Ju-87

Пара Ju-87D-1 из 2./StG2

В состав бортового оборудования вошло полуавтоматическое устройство Abfanggerat, которое обеспечивалобезопасный ввод и вывод из пикирования, не требующий от летчика больших физических усилий. Во время пикирования в наушниках шлемофона летчика звучал сигнал. После пролета предварительно установленной высоты сброса бомбы сигнал пропадал. Летчик нажимал на кнопку сброса на ручке управления и в тот же момент автомат сам переставлял триммеры на рулях высоты и менял шаг винта.

В целом же летные характеристики Ju-87B улучшились — возросла максимальная горизонтальная скорость, повысилась маневренность, стало проще управление.

На самолетах модификации «В» впервые появились сирены, работавшие от генератора-ветрянки, для психологического воздействия на противника. На первых сериях Ju-87B-1 ставили одну такую сирену на обтекателе левой стойки шасси. На последующих модификациях «Штуки» устанавливались уже две сирены.

«Черные гусары» Люфтваффе. Первые модификации Ju-87

Ju-87B-2 из 7./StG77

Начиная с 697-го экземпляра на Ju-87B-1 начали устанавливать новые двигатели Jumo-211Da (1 140 л. с.) с непосредственным впрыском топлива, и с выхлопными патрубками реактивного типа. Но дальность полета с полной боевой нагрузкой уменьшилась из-за большего расхода топлива у более мощного двигателя.

В декабре 1939 г. началось производство следующей модификации Ju-87В-2. Внешне новый вариант «Штуки» отличали: новый деревянный винт VS 5 и регулируемые створки выходного отверстия водяного радиатора, которые управлялись при помощи гидропривода. Двигатель был форсирован, его мощность возросла до 1 200 л. с. В левой консоли крыла был установлен фотопулемет. Старая вилка-трапеция была заменена на новую универсальную, теперь с одним пилотом В-2 мог поднять 1 000-кг бомбу. С середины 1940 г. радиооборудование на части выпускаемых машин (командирских и большинства Ju-87R-2) было дополнено радиостанцией FuG 25.

«Черные гусары» Люфтваффе. Первые модификации Ju-87

Строй Ju-87D-5 на пути к цели. Восточный фронт

Для В-1 и В-2 было разработано несколько «наборов заводской установки» (Umrust-Bausatze). В частности, U2 — с установкой радиополукомпаса Peil G IV, U3 — с усиленным бронированием, U4 — с комплектом лыж для основного и хвостового шасси. Был разработан специальный вариант «Штуки» (в основном Ju-87B-2) для Средиземноморского и Североафриканского ТВД. В этом варианте на пикировщики устанавливали противопыльные фильтры на воздухозаборники двигателей, а в хвостовой части фюзеляжа размещали и запас продовольствия, воды, и карабин на случай вынужденной посадки. В обозначение самолета вводился индекс «Тгор», например Ju-87B-2/Trop.

Как уже отмечалось, основным недостатком Ju-87В была слишком малая дальность полета с боевой нагрузкой. Это объяснялось непомерно возросшим «аппетитом» форсированного двигателя Jumo-211D. Решено было оборудовать часть строившихся Ju-87В-1, с Jumo-211D, двумя дополнительными 150-литровыми топливными баками в консолях крыла и двумя подвесными 300-литровыми баками. Новый вариант получил название Ju-87R-1. Дальность полета при этом увеличивалась почти вдвое, но боевая нагрузка уменьшилась до одной 250-кг бомбы. Аналогичный самолет на базе Ju-87В-2 именовался Ju-87R-2. Внешне отличить одну модификацию от другой можно было только по подвесным топливным бакам. Следующей дальней модификацией стал Ju-87R-3, который стандартно оснащался радиостанцией FuG 25 и радиополукомпасом Peil G IV. Как и машины серии «В», перед отправкой в Северную Африку дальние «Штуки» также дорабатывались для условий тропиков, получая в обозначение индекс «Тгор».

«Черные гусары» Люфтваффе. Первые модификации Ju-87

Противотанковый Ju-87G-1 из 10.(Pz)/StGl

По опыту боевых действий пикировщиков в Северной Африке был создан вариант Ju-87R-4. Он отличался антикоррозионным покрытием планера и защитой важнейших систем самолета от пыли и песка.

(Окончание следует)

Статья была опубликована в февральскомномере журнала «Наука и техника» за 2016 год

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy