Дешевая игрушка для бедных стран: что не так с новейшим российским Су-75 Checkmate?

0 0

Летом 2021 года в России был представлен принципиально новый однодвигательный истребитель 5-го поколения Су-75 с поистине идиотским названием Checkmate. Судя по всему, эту фишку маркетологи Ростеха подсмотрели у отечественных автопроизводителей, которые даже слово "Patriot" в названии УАЗа написали на английском.

Эпоха "Белых лебедей", "Медведей" и "Грачей" прошла, теперь получайте "Чекмейт". Не совсем патриотично, однако учитывая, что самолет изначально сконструирован для экспорта (об этом рассказал представитель корпорации в ходе презентации), данный ход вполне оправдан.

Вообще идея создать легкий однодвигательный истребитель 5-го поколения выше всяких похвал, без шуток! В СССР от подобной компоновки отказались около полувека назад ввиду высокой уязвимости летательных аппаратов с единственной силовой установкой. Последними представителями семейства "одностволок" стали Су-17 и МиГ-27.

Теперь же, когда самолеты научились делать малозаметными, концепция однодвигательного истребителя вновь обрела право на жизнь. Примером почти идеального представителя легкой авиации такой компоновки является американский F-16 Fighting Falcon.

"Боевой сокол" ВВС США обладает поистине выдающимися летными и боевыми характеристиками, однако по причине отсутствия в его конструкции средств снижения радиолокационной и инфракрасной заметности истребитель не раз уничтожался устаревшими советскими ЗРК в вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке.

Дешевая игрушка для бедных стран: что не так с новейшим российским Су-75 Checkmate?

Прямым же конкурентом Су-75 на международной арене принято считать первый в мире однодвигательный истребитель 5-го поколения F-35 Lightning II, сконструированный западными инженерами в далеком 2006 году. Единственным весомым отличием образцов является наличие у американской "Молнии" возможности совершения вертикального взлета и посадки, чем не может похвастать "Чекмейт".

И дело не в том, что отечественный конструкторы не смогли реализовать технологию ВПП. Все гораздо проще — у России в настоящее время нет необходимости в подобной технике ввиду отсутствия в рядах ВМФ действующих авианесущих крейсеров. США же, напротив, концепцию авианосных групп применяет регулярно, причем весьма успешно.

Дешевая игрушка для бедных стран: что не так с новейшим российским Су-75 Checkmate?

Во время презентации макета Су-75 мировой общественности представители Ростеха ясно дали понять, что в будущем российский истребитель откинет передовые разработки запада далеко в прошлое. Позже в СМИ не раз проскальзывало утверждение, что и пресловутый F-35 отечественному "Чекмейту" в боевой эффективности не конкурент.

Лишь в одном здесь беда — цифры говорят об обратном. Усугубляется положение дел тем, что Су-75 даже не успел совершить первого полета, но уже уступает истребителю, который поднялся в воздух около 15 лет назад.

Дешевая игрушка для бедных стран: что не так с новейшим российским Су-75 Checkmate?Несмотря на то, что макет "Чекмейта" был сделан на совесть, некоторым особо внимательным удалось заметить на фюзеляже самолета ряд изъянов.

Дабы не быть голословным, пройдемся по известным характеристикам Checkmate и сравним их с Lightning II.

Силовая установка

По заявлению конструкторов отечественного Су-75, пламенным сердцем истребителя станет перспективный турбореактивный двигатель (далее — ТРД) "Изделие 30", который в настоящее время проходит цикл летных испытаний. Если кто забыл, напомню, что именно этот двигатель разрабатывался для тяжелого Су-57 (в настоящее время ПАК ФА летает на АЛ-41Ф1).

Известно, что бесфорсажная тяга новой силовой установки — 11 000 килограмм-сил. При активизации режима форсажа данный показатель увеличивается до 18 000 килограмм-сил.

Дешевая игрушка для бедных стран: что не так с новейшим российским Су-75 Checkmate?"Изделие 30" (слева) и АЛ-41Ф1 (справа) на Су-57.

Соперником отечественного двигателя является Pratt&Whitney F135, созданный в 2010 году на основе силовой установки F119 истребителя F-22 Raptor. Тяга данного двигателя составляет 13 000 кгс без форсажа и 19 500 кгс — с форсажем.

При этом важно отметить, что более слабый ТРД не сказался на летных характеристиках Су-75. Так, например, отечественный самолет развивает большую по сравнению с аналогом максимальную скорость (2 400 кмч против 1 900 кмч). Немаловажное преимущество — управляемый вектор тяги, который значительно повышает маневренность истребителя.

Дешевая игрушка для бедных стран: что не так с новейшим российским Су-75 Checkmate?Су-35 с АЛ-41Ф1. Наглядная демонстрация возможностей УВТ

Боевая нагрузка

Основной задачей тактического истребителя 5-го поколения является оперативный поиск и уничтожение воздушных, наземных и наводных целей в ближней и средней зонах. Следовательно, одной из важнейших его характеристик является боевая нагрузка, — это максимально возможная масса переносимого вооружения, при которой летательный аппарат может эксплуатироваться в рамках допустимых параметров.

Дешевая игрушка для бедных стран: что не так с новейшим российским Су-75 Checkmate?

Здесь имеем следующее: боевая нагрузка F-35 составляет 9 100 кг, в то время как Су-75 способен взять на борт лишь 7 400 кг.

В плане вооружения оба истребителя имеют схожие характеристики. Как западный, так и отечественный самолеты способны применять высокоточные управляемые и неуправляемые огневые средства классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".

Преимуществом американской "Молнии" является установленная внутри фюзеляжа 25-мм авиационная пушка. "Чекмейт" же интегрированного пушечного вооружения не имеет.

Дешевая игрушка для бедных стран: что не так с новейшим российским Су-75 Checkmate?

В плане авионики и Checkmate, и Lightning II также весьма близки. Так, например, F-35 оснащен (Су-75 — планируется оснастить): многоканальной БРЛС с активной фазированной решеткой, интегрированной в фюзеляж оптико-локационной станцией, а также станцией радиоэлектронных помех.

Следовательно…

Созданный на 15 лет позже западного аналога Су-75 не только не превосходит, но и во многом уступает F-35. Учитывая тот факт, что "Чекмейт" еще не взлетал, а "Молния" уже выпущена в количестве почти 700 единиц и успешно эксплуатируется во всем мире, преимущество представителя западной школы авиастроения налицо.

"Так в чем же дело?", — напрашивается вопрос? Как так вышло, что новейшая разработка известного на весь мир ОКБ Сухого вышла столь неубедительной?

Дешевая игрушка для бедных стран: что не так с новейшим российским Су-75 Checkmate?

Ответ в ходе презентации самолета дали сами создатели. С самого начала Су-75 конструировался как дешевый однодвигательный истребитель 5-го поколения для экспорта в страны, чей военный бюджет не потянул бы многократно более дорогой F-35.

Взгляните хотя бы на демонстрационный ролик от Ростеха, который был опубликован незадолго до презентации истребителя. Индия, Вьетнам, Аргентина… России в списке потенциальных заказчиков нет.

Дешевая игрушка для бедных стран: что не так с новейшим российским Су-75 Checkmate?Дешевая игрушка для бедных стран: что не так с новейшим российским Су-75 Checkmate?Дешевая игрушка для бедных стран: что не так с новейшим российским Су-75 Checkmate?

Ну и окончание демонстрационного ролика отдельным кадром:

Дешевая игрушка для бедных стран: что не так с новейшим российским Су-75 Checkmate?

Стоит сказать, что в этом плане отечественные конструкторы отработали выше всяких похвал! Сконструировать полноценный истребитель пятого поколения стоимостью 30 миллионов долларов — это действительно заслуживает уважения! Для сравнения, тот же F-35 стоит втрое дороже! Отдельные модификации "Молнии" могут обходиться почти в 110 миллионов долларов.

Следовательно, потенциальному покупателю гораздо выгоднее купить сразу три "Чекмейта", чем один F-35. Значит, на международном рынке вооружения российскому истребителю действительно не будет равных!

Поступит ли Су-75 на вооружение ВКС РФ — неизвестно. Пока на эту тему никто из представителей Ростеха не высказывался.

Дешевая игрушка для бедных стран: что не так с новейшим российским Су-75 Checkmate?

МУЖСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ Вконтакте

Спасибо за просмотр!

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy