А представьте себе фантастическую ситуацию, если бы однажды в Министерстве сказали:
"Всё, товарищи дети, отныне можно ходить в школу, только есть очень хочется".
Что было бы в первый день?
Пришли бы все. Чисто ради любопытства, чтобы узнать, кто не придет.
На следующий день снова пришли бы все.
А через день уже бы в классе пары человек не было. Опять же ради любопытства решили остаться дома, чтобы посмотреть — а что же скажет учительница?
Как ни странно, но ожидаемо, учительница (она же классная руководительница) вообще ничего не сказала и не спросила. Будто бы и не прогуливал Кипятков.
Только вот единственно, на уроке физики учитель спросил Кипяткова за прошлый урок и поставил ему два, так как тот ничего не смог рассказать.
Постепенно до учеников стало бы доходить, что прогуливание вообще никак не освобождает от самостоятельного изучения материала. Вроде и можно прогулять, но с другой стороны — получишь два, так как дома всё равно не будешь садиться за учебники.
Не хочешь ходить на алгебру? Пожалуйста, не ходи — но экзамен сдавать будешь.
А что бы сказали учителям?
Прежде, чем что-то сказать учителям, закрепили это официально, чтобы потом ни один высокопосаженный Швондер не мог чего-то предъявить.
Во-первых, все пробелы в знаниях ученика, получившиеся в результате непосещения школы (вообще плевать по каким причинам) лежат на плечах ученика. Чего-то непонятно? Милости просим на добровольное посещение "после уроков". Между прочим "после уроков" вдруг тоже стали учителям оплачивать.
Во-вторых, отъявленные прогульщики запросто бы могли получить 2 за четверть и за год. Эх, гулять, так гулять! Их бы разрешили оставлять на второй год. Прогулял так 9 классов — на тебе справку с текстом: "Прогулял все 9 классов, три раза оставался на повторное обучение". А дальше как хочешь, так и крутись в жизни. Надоело уже обществу тащить тебя на своих плечах.
Естественно
Естественно такого никогда не будет. И на то очень много причин. К примеру:
— кто в этом случае вообще будет следить за жизнью ученика? Сегодня это обязанность классных руководителей. Не пришел Поликарп на уроки — учительница узнает причину. Не может дозвониться — узнает через родственников. Так и не узнала — идет до Поликарпа. Если вдруг услышала, что в доме, где живет Поликарп, раздаются пьяные вопли, играет шансон, а кто-то бьeт посуду, то достает из ридикюля наган и заходит в дом, чтобы убедиться, что у Поликарпа есть свой столик, свои игрушки и книжки, место для отдыха. Ну, и также уточнить, почему Поликарп не был в школе. Только учительница проконтролирует — всё ли у него нормально. Никому больше этот Поликарп не сдался. И классная руководительница прекрасно знает — если с Поликарпом что-то случится, то спрос будет в первую очередь с нее (будут шерстить план воспитательной работы и искать документальное подтверждение).
— если будет свободное посещение, то неизбежно будет снижение успеваемости у детей из семей группы риска. А слово "снижение" будет не очень красиво фигурировать в отчетах.
— отсутствие контроля за посещением приведет к снижению дисциплины и ответственности у некоторых школьников. Фактически, во взрослый мир выйдут люди, которые вообще не привыкли за что-то нести ответственность. Да и ответственные работники из них вряд ли выйдут. Ради интереса можно посмотреть, какой процент студентов у нас отчисляется именно за прогулы (в школе с них требовали за посещение, а в вузе они сами себе хозяева).
***
Я не знаю, может быть при других обстоятельствах, где-то в другом месте система "свободного посещения" была бы очень даже эффективной (чтобы вырабатывать ответственность с юных лет), но у нас немножечко другой менталитет. Чуть-чуть, но нужно заставлять.