Фарка, упоминающаяся в названии игры Song of Farca — это город. Город где-то, судя по всему, в Южном полушарии, независимый, существующий в недалеком будущем, где киберпанк уже оскалил стальные чипованные клыки, но еще не оброс трехслойной универсальной броней, усиленной имплантами. Классическое противостояние сеттинга: хищные аморальные корпорации, не гнушающаяся никакими средствами мафия, и те, кто пытаются лавировать между этих двух огней. Бесполезная полиция не в счет.
Наша героиня — Изабелла Сонг, частный детектив, работающий по найму, плюс талантливый хакер. Разумеется, в подобном «прекрасном новом мире» у детектива должно быть множество клиентов! Единственная проблема: Иззи нельзя выходить из дома. Она сидит под домашним арестом за безобразную драку — как положено, с электронным браслетом на лодыжке, и даже со своей собакой гулять не может (за нее это делает помощник). Но разве это проблема в кибер-эпоху? Все можно делать на расстоянии, remote-управление нас спасет!
Разработчики игры, кстати — Wooden Monkeys, ребята из России, так что качественный русский текст есть в игре с самого начала. Возможно, кому-то они известны по игре Save Koch. Издатели — Alawar (Beholder, Do Not Feed The Monkeys).
Сама идея детектива-под-домашним-арестом (да вообще детектива, который щелкает расследования, как орешки, не выходя за порог своего логова — вспомните Ниро Вульфа) весьма интересна. Особенно в киберпанковой вселенной, где хакеру-профессионалу подвластны дроны, камеры, чужие телефоны, светофоры на перекрестках — да что угодно! Совершенно необязательно рисковать собственной шкурой на опасных улицах, если можно заказать пиццу и наслаждаться зрелищем на экранах мониторов. Вот только вопрос в том, как это реализовать.
В Song of Farca мы решаем загадки, управляем камерами и чатимся на нижней части экрана. Вверху нам показывают вид квартиры Изабеллы. При этом курсор неактивен, если Иззи отходит от компьютера (а управлять непосредственно нашей героиней мы не можем — только когда она «на рабочем месте»). Поэтому в начале главы игрок пару секунд наблюдает, как Иззи достает что-то из холодильника, дремлет на подоконнике, читает… Потом раздается звонок видеочата, героиня садится в кресло и начинается собственно геймплей. Вроде бы неплохо, но… не очень. Получается, что 99% времени на верхней полоске происходит ровным счетом ничего, потому что Изабелла (которую нам, вдобавок, заслоняет монитор) вообще не двигается, за окном идет дождь и рота красноармейцев, иногда на это же окно транслируется реклама из пролетающего мимо бота. Всё.
Разве что Иззин ушастый пёсик в инвалидной коляске иногда лает на дверь или шумно хрупает кормом из миски. Пёсик — прелесть, но его недостаточно. Если бы он реагировал на курсор мыши хотя бы! С таким же успехом сверху можно было поместить рыбок в виртуальном аквариуме или котиков из Neko Atsume, они по крайней мере двигаются и вносят разнообразие.
Сами загадки довольно интересны и крутятся вокруг «повращай камеру так, чтобы найти нужный предмет», «проведи бота-жучка по вентиляции» и «отвлеки ненужных свидетелей дымомшумомсигнализацией» — то, что и ожидается от кибер-хакера. Камеры есть везде, вообще везде, включая общественные и личные туалеты, так что это не проблема. Большой брат смотрит на тебя!
Отловленные подобным способом ключи нужно изучить на виртуальной доске улик, возможно — отдать на дополнительный анализ искусственному интеллекту — Ватсону, то есть Морису, верному помощнику Иззи, а потом использовать в диалоге, как заряды-пули из Danganronpa. Но тут, конечно, все гораздо легче: нет таймера, подбирать реплики можно бесконечно (кроме пары случаев, но и там они не приведут к геймоверу), ваш собеседник будет терпеливо ждать, пока вы соберетесь с нужными аргументами. Диалоги, кстати, тоже хороши, Иззи обладает прекрасным — черным, разумеется, — чувством юмора, да и остальные герои ей под стать.
Правда, имеется кое-что, к чему у меня есть претензии (и, судя по Steam-форумам с паническими темами, не у меня одной) — к паролям, которые приходится взламывать в процессе игры. Я не против закрученных загадок, я прохожу квесты без гайдов, сдаваясь только на моментах «подберите ноту ля минор», но тут, мне кажется, разработчики перемудрили сами себя. Некоторые пароли я бы ни за что не угадала без подсказок. А некоторые — даже с подсказками: «стрелка указывает на 12 часов» — замечательно, но не всякая птица посередине Днепра догадается в строке ввода пароля заменить 12 на 00! В итоге уже на второй день был выпущен гайд с хинтами, а на третий — с готовыми паролями для тех, кому и хинты не помогли. Ужасно хотелось бы поговорить с тем, кто придумывал эти клятые шифровки.
Как выясняется буквально через пару-тройку «заказов», абсолютно все дела связаны между собой. Эта Фарка — какой-то мелкий городок, меньше Мытищ, честное слово, все друг друга знают! Впрочем, так даже любопытнее — герои не исчезают, поучаствовав в расследовании, а продолжают историю, и общий сюжет завязывается хитрым морским узлом.
Правда, вопрос: если мы уже видели участника истории в двух предыдущих делах, зачем снова его «гуглить», увидев в третий раз? (Так можно, наверное, назвать Изабеллин поиск в обычной сети и в «даркнете»). Мы уже знаем о нем практически все факты, фото, биографию и полные паспортные данные, включая отпечаток лица на барной стойке в городских трущобах. Казалось бы, можно автоматом заполнить данные.
Искать любопытные факты про героев мне понравилось — в качестве источников фигурируют и даркнетовские форумы, и блоги, и официальные источники, и всякие видео не вполне SFW-содержания.
Арт-стиль замечателен, портреты персонажей красивые и выразительные, игра выдержана в единой, скажем так, тональности, ни разу из нее не выбиваясь, и музыка — несколько закольцованных электронных мелодий — отлично подчеркивает настроение.
В целом от Song of Farca остается впечатление весьма хорошей, но очень неотшлифованной игры. Замечательная история с несколькими ветвлениями и несколькими концовками — но лишь автосейв, при полном отсутствии нормальных сохранений. Проходить заново все 6-8 часов игры? При невозможности скипать диалоги и загадки?.. Отсутствие поддержки widescreen, не говоря уже про ultrawide. Да, японские разработчики отрицают существование такой ереси, как широкоэкранные мониторы, но ребята из Wooden Monkeys, кажется, не в Йокогаме родились? Отсутствие встроенной возможности ограничения FPS, в связи с чем игра радостно выдает тысячу кадров в секунду, перегружая и так замученный GPU; это, конечно, обходится программой настроек видеокарты, но елки-палки! И это я только про технические проблемы.
В плане же геймплея — Song of Farca мне приглянулась, но гораздо больше зашел бы цикл из не связанных между собой дел с возможностью управлять героинейгероем (хотя бы в промежутках между «заказами»), чем ограниченный каст персонажей и существующая отдельно от игры верхняя панель. Если бы это было учтено в Song of Farca 2, например, или просто в продолжении, коли оно планируется — было бы великолепно. Потому что и детективов, и игр в киберпанк-сеттинге у нас, конечно, непростительно мало, а уж чтобы эти две вещи вместе — так днем с фонариком не отыщешь, а уж чтоб годного качества…
Итог: Song of Farca понравится не каждому, но тем, кому понравится — затянет и не отпустит. Рекомендую поиграть в бесплатный пролог, выложенный в Steam, и уже после него решить, подходит ли вам игра.