Если ученик задал вопрос, ответ на который учитель не знает

0 3

Всех учителей и преподавателей можно поделить на два типа. Представьте себе типичную ситуацию — ученик задает вопрос, на который учитель не знает ответ. Так вот. Первый тип учителей отреагирует на это немного нервно.

— Это вопрос не по теме, — скажут они.

— В учебнике прочитаешь, — добавят они.

— Я потом попозже объясню, — еще раз реабилитируют они себя.

А второй тип скажет:

— Я не знаю, давай я тебе на следующем уроке отвечу.

— Ага! — скажет довольный ученик, он ведь "подловил" учителя.

Подловил и подловил, чего тут такого.

Вот этот порог: "не дать усомниться в своих знаниях" — это вовсе и не порог. Но не все его могут преодолеть. Есть некоторый страх показать свою "слабость в знаниях".

Я отношусь ко второму типу учителей. Но я сначала выскажу предположение, а потом обязательно скажу, что найду верную информацию и объясню.

С появлением Интернета в телефоне я запросто за пять секунд находил ответ в Интернете, а затем объяснял ответ.

Как ни странно, ни один ученик при этом не говорил — "Ага! Не знаете! В Интернете смотрите!". Совершенно наоборот — новую информацию, которую они сами же запросили, они хорошо усваивали и, самое главное, запоминали.

Конечно, если бы я всё знал, то моими товарищами были бы Александр Друзь и Борис Бурда.

И вот тут важный момент — есть хорошая цитата из фильма "Табор уходит в небо":

Кто больше знает, дурак или мудрец? Дурак. Мудрец во всем сомневается.

Я себя мудрецом не считаю, но точно знаю, что по многим вопросам я имею несколько мнений.

***

Однажды у меня был ученик, который частенько пытался задать мне "каверзный" вопрос по немецкому языку.

— Ага! — говорил он. — Не знаете, как будет по-немецки карась!

Но класс его чего-то не поддерживал. Им было совершенно параллельно, как будет по-немецки карась. В итоге ученик перестал задавать каверзные вопросы.

А еще был ученик, который задавал реально нужные вопросы по теме урока. На некоторые вопросы я не мог сразу дать ответ. Но он был из разряда "вундеркиндов". Он спрашивал не с целью "развлечения", а с целью "побольше узнать". Это были уроки истории, а я тогда еще только начинал вести новый для меня предмет, а потому некоторые темы "в глубину" мне были еще неизвестны.

И вот что удивительно — плохо, когда дети не задают вопросы. Не интересно урок вести. Это я не сразу понял, но понял. Мой стиль ведения уроков это диалог с классом. И плохо, когда диалог не строится.

— Может им не особо интересно?

— А может быть они не понимают?

— А может быть им просто лень спрашивать?

Нужно выяснить. К примеру, на этих же уроках истории им интереснее, когда идет рассказ не про событие, которое было давно и где-то там далеко, а когда это событие имеет связь с территорией, где они сами живут. Ну, или хотя бы "что-то про крестьянский образ жизни". Нахожу связи, рассказываю.

И вот тут уже они начинают задавать вопросы:

— А как было устроено …?

Я догадываюсь (где-то читал), но точно не знаю. Высказываю свое предположение:

— А как вы думаете?

Ну, а потом на следующем уроке я объяснял, как "оно было устроено".

***

Как-то на уроке информатики один ученик обратился ко мне с вопросом:

— А я скачал себе такую-то программу. Как в ней можно создавать игры?

Вот тут я совершенно ничем не помог ученику. Даже совет ему никакой не дал. Совершенно не моя тема. Пусть создание игр и связано с компьютерами, но имеет крайне далекое отношение к школьной информатике.

И такое бывает — когда учитель бессилен в некоторых вопросах.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy