Пока все замерли в ожидании Shin Megami Tensei V для Nintendo Switch, компания Atlus решила освежить воспоминания игроков ремастером третьей части своей мрачной серии JRPG. Спустя целых 18 лет после появления оригинала произошли коренные изменения во многих аспектах игр. Поэтому встает вопрос – а выдержала ли проверку временем Nocturne? Ответ дать сложнее, чем кажется, поэтому мы решили разобрать проект основательно.
Сильнейшая черта Shin Megami Tensei 3, присущая далеко не каждой игре, – это синхронная работа всех элементов в качестве одного целого. Разработчики очень тесно связали воедино все части, где даже мельчайшие детали имеют большое значение. Впрочем, это не особо удивляет сейчас, когда известен пример серии Persona, где Atlus старается заострять внимание на совершенствовании синергии геймплея, сюжета и проработки персонажей. В этих играх есть приятное ощущение осознания, словно здесь все на своих местах и отсутствуют лишние составляющие, тянущие качество произведения вниз.
Но вернемся к Shin Megami Tensei III. В один прекрасный день наше альтер-эго направляется на встречу с двумя одноклассниками с целью посетить захворавшую учительницу Юко Такао в местной больнице, находящейся в Синдзюку. По пути мы узнаем о культе Гайи, который распространяет слухи о конце света и перерождении мира. Повстречавшись с журналистом Дзёдзи Хидзири, мы узнаем о его расследовании массового убийства в парке Йойоги. Выясняется, что неизвестные существа, которые растерзали людей, возможно, являются демонами, исходя из располагаемой информации. Вручив героям ежемесячный номер оккультного журнала "Аякаси", Хидзири устремляется в ту же больницу, что и мы.
Внутри герои встречаются с первопричиной таинственных происшествий, а также лицезреют момент начала цикла перерождения мира. Как оказалось, Юко не больна, а лишь использовала просьбу прийти в медицинский центр как предлог, потому что это было единственное безопасное место. Во время поиска друзей протагонист встречает загадочного мальчика и даму с вуалью, в результате чего претерпевает метаморфозу. Вживленный паразит – магатама – дарует ему силу демона, чтобы выжить в новом, жестоком мире, ведь начало цикла – это смерть всей жизни. Теперь нам предстоит погрузиться в глубины ада буквально, чтобы распутать клубок хитросплетений демонов и высших существ, ответственных за управление мирозданием.
Участь быть наполовину демоном является своего рода метафорой, касающейся причины перерождения героя и его жизненного пути на протяжении игры. Выслушав в итоге все доводы, мы вольны будем встать на одну из сторон конфликта, а также решить, отвергнуть ли нам человечность, стать народным мессией или занять нейтралитет. Как вы могли догадаться, это виды мировоззрений в игре, а именно – хаос, порядок и нейтральность. Возможность примкнуть к одному из них является основой нелинейности игры.
Система ключевых выборов – это одна из визитных карточек серии Shin Megami Tensei, и здесь она реализована следующим образом. В ряде сцен, где вам необходимо будет выбрать вариант ответа на важный вопрос, вы получите очки расположения к той или иной фракции. Всего их три, на каждого из персонажей, которые в конце пути формируют свое видение идеального мира. Но на самом деле концовок шесть, так как вы также можете отвергнуть их или поступить совершенно по-другому. Собственно, еще один фактор – это завершение крупного опционального подземелья – "Лабиринта Амалы" – до входа в последнюю локацию, по сюжетной причине. К этому мы подробнее вернемся ниже.
В остальном повествование продвигается линейным образом, но из-за структуры игры вы всегда можете отклониться по пути и заняться другими вещами и дополнительным контентом, а затем моментально вернуться обратно. Сам сценарий достаточно крепко стоит на ногах, а следить за происходящим всегда интересно. Нельзя сказать, что это некое откровение, но по меркам JRPG сюжет здесь отличный. Авторы смогли адекватно связать воедино все сегменты сюжета, благодаря тому, что персонажей тут немного, все они имеют четко прописанные роли, а их мотивация постепенно раскрывается через диалоги и, что немаловажно, поступки в ходе игры. Характеры героев претерпевают кардинальные изменения, когда они сталкиваются с суровой реальностью выжженного мира, где несколько знакомых – единственные живые люди, и в любой момент можно сгинуть от руки демона или заблудиться в темных лабиринтах. Вселенная здесь действительно беспощадна.
Переходя к локациям, стоит отметить, что, как и в других играх серии, здесь есть небольшие секции города и внешней карты мира, занимающие незначительную площадь, и обширная сеть подземелий в каждой из точек города или вообще в потустороннем пространстве. Город представляет собой альтернативный Токио с соответствующими районами, вроде Гинзы, Икебукуро, Сибуи и других. Структура удобно продумана таким образом, что в стартовых точках данженов располагаются функциональные магазины с предметами, возможностью лечения и скрещивания демонов, а также терминалы сохранения. Порой можно встретить дополнительный лечебный фонтан или демонический собор теней. В любой момент авторы дают вернуться к начальному обелиску конкретной локации. Учитывая наличие шорткатов и связь с другими подземельями и частями города, всегда можно совершить незапланированный прыжок обратно и пополнить припасы или освободить слоты под новых демонов.
Безусловно, если обстановка города столь схематична, то возникает вопрос – на что ушли ресурсы? И это, конечно, подземелья. Мы их называем так условно, поскольку есть самые разные варианты. Хотя и не обошлось без повторений. Например, данжены в подземных переходах примитивно выглядят и предлагают одинаковые виды ловушек. По традиции сериала здесь представлено целое многообразие препятствий, усложняющих вам жизнь. Это и опасные участки комнат, наносящие урон, и внезапные телепорты, и двери в один конец, и проваливающийся пол, и сундуки с врагами внутри, и отсутствие освещения. Противостоять всему этому призваны особые вещи и способности ваших демонов, а также подробная карта. Она автоматически заполняется по мере вашего продвижения и помечает пиктограммами все точки интереса и опасности. Подробная и наглядная, она всегда будет вас выручать, помогая планировать маршрут. Но, конечно, многое придётся решать самому, запоминать где находятся ключевые объекты и переключатели. Авторы не перегибают палку, и до всего можно додуматься, руководствуясь памятью и смекалкой. Кстати, не обошлось и без пазлов. Например, в одном моменте вам придется активировать нужные платформы в строгом порядке, в другом открыть двери в определенной последовательности, в третьем – не коснуться тени, а в четвертом – найти ложную скульптуру, проверив отражения, и так далее. Их не так много, чтобы надоесть, и в то же время они всегда вводятся грамотно, с учетом стилистики локации и того, кто управляет этим местом. По сути дела, управляющие – это и есть боссы, которые обитают там. Все это в совокупности не дает вам заскучать, происходит постоянная ротация обстановки, а по ходу прохождения вы получаете в награду новые порции сюжета и бэкграунда героев.
И если запоминаемых игрой точек телепорта около 15, если вычесть этажи огромной финальной зоны, то самих мест, конечно, гораздо больше. Часть из них и вовсе нигде не отмечена, так как они являются секретными, и вам нужно будет выполнить специальные условия или найти их с помощью эксплоринга, свернув с проторенной дорожки. Они таят в себе полезные вещи как для протагониста, так и для сопартийцев.
Здесь же отдельно хочется отметить массивный опциональный данжен под названием "Лабиринт Амалы". Он на самом деле внушает и являет собой своего рода подземелье в подземелье. Всего внутри пять этажей, которые отделяются перегородками с пьедесталами. Эти перегородки – промежуточные уровни, соединяющие каждый последующий этаж в обе стороны. Также есть центральная комната с сейв-румом и быстрым доступом на каждый из этажей в том случае, если вы открыли его вход. На упомянутые пьедесталы необходимо водружать канделябры, которые вы получаете после победы над уникальными боссами семейства fiend, у которых вместо лица обнаженный череп. Исключением здесь выступят гостевые персонажи, но об этом ниже.
Каждый из этажей живет своей жизнью и имеет индивидуальный внешний вид и свою структуру. Если на одном вы маневрируете между узкой безопасной дорожкой, чтобы не упасть, то на другом открываете двери с помощью силы демонов, на третьем наперегонки с одиозным персонажем выполняете цели, а на четвертом изучаете систему телепортов по фазам местной луны. Все из них таят те или иные испытания, секреты и закрытые двери, для открытия которых придется постараться и даже поискать ответ в пределах Токио. В финале вас ждет ультимативное испытание, награды и концовка.
В процессе прохождения вы будете натыкаться и на полезных обитателей подземелья, дающих подсказки или лечащих вас, и торговцев демонами с крутыми, уже заданными скиллами. Говоря о поощрениях, важным аспектом здесь является то, что по итогу прохождения этажа вы приходите к импровизированной сцене, где вам рассказывают новые подробности о сюжете и героях.
И если информацией о личности одного из персонажей можно относительно пренебречь, то решение разработчиков оставить в "Амале" такие важные ответы на вопросы, как процесс жизненного цикла мира – вызывает недоумение. Эту информацию нужно было подать в основной сюжетной канве, а не оставлять эксклюзивом для тех, кто решит пройти этот весьма продолжительный кусок контента. С одной стороны, это прекрасная мотивация погрузиться в подземелье, а с другой – глупо ограждать часть игроков от сегмента центральной истории.
Важным элементом игрового процесса являются фазы Кагуцучи, сделанные на манер фаз луны. Когда двигается протагонист, то смещаются фазы – от полного затмения до новолуния, что отображается в левом верхнем углу экрана. Конкретная фаза диктует условия различных механик. Так, согласно игре, полная фаза является наиболее благоприятной, поэтому вы сможете получить доступ к дополнительному виду скрещивания и предметы лучшего качества. Кроме того, некоторые виды демонов сговорчивее в определенную фазу. Некоторые головоломки и секреты тоже учитывают положение Кагуцучи в определенный момент. Это же касается и заклинания или предмета, ограничивающего встречи с врагами, они длятся до образования новой луны.
Краеугольным камнем геймплея является система фьюза демонов, в том числе из-за того, что здесь нет экипировки как таковой вовсе (поэтому предметы и навыки соратников – это весь ваш арсенал). Хотя ряд союзников вы сможете завербовать путем диалога с ними в битвах, многих не получится создать без скрещивания. Вы не ослышались по поводу общения – именно из Shin Megami Tensei и пришла эта механика в серию Persona. Диалог может и вовсе не состояться, если демон принадлежит к определенному агрессивному типу. А исход переговоров зависит от характера, пола и фазы луны. Можно задобрить существо предметами и даже повысить шансы на успех, благодаря плеяде переговорных скиллов. К слову, среди них есть и умение, благодаря которому получится разговорить даже вышеупомянутых буйных демонов. Как и подобает, скрещивание – это целое искусство, где нужно учитывать семейства демонов, их совместимость и уровень героя.
Типы фьюза как таковые тут отсутствуют, но при полной фазе с помощью пожертвования третьей особью можно улучшить уровень рождающегося демона и передать ему навыки двух существ, идущих в расход. Мы переходим к одному из лучших новшеств ремастера – возможности выбрать мануально желаемые умения при скрещивании. Это кардинально меняет всю игру – значительно сокращается время на гринд и бессмысленные циклы сохранения-загрузки, появляется возможность экспериментировать и даже собрать команду мечты в любой момент при наличии необходимых ингредиентов и знаний. Кроме самих демонов, порой необходимы специальные предметы, камни смерти, или же требуется дойти до определенного момента игры. В переиздании авторы добавили новых демонов и теперь завербовать к себе можно ряд бывших боссов, если вы одержите над ними верх. К слову, дизайн местного бестиария наиболее аутентичный и близкий к изображениям по мотивам азиатских мифов и народных сказаний, которыми и вдохновлялся художник франшизы Кадзума Канеко.
Прежде чем мы перейдем к боям, отметим, что протагонист, по сути, тоже демон, только с уникальными силами. Он их черпает, вживляя внутрь себя магатам — особых паразитов, наделяющих его демоническими способностями. Всего в игре 25 магатам, и чтобы найти их все, придется очень постараться. Какие-то из них вы получите прямо по сюжету, какие-то сможете купить, а немалую часть откроете за выполнение сайдквестов. Каждая из них несет в себе определенные бонусы к характеристикам героя и умений. Если бонусы вы получаете сразу, то умения необходимо выучить при повышении уровня персонажа с выбранной магатамой.
Кроме вас, в партии могут находиться до трех демонов максимум. Но при желании во время битвы вы можете призвать другого союзника. Каждый союзник добавляет в правом верхнем углу особую иконку “Press Turn”, названную в честь боевой системы. Суть заключается в том, что хотя различные действия тратят один или два хода, вы можете сверху получить дополнительный, ударив по слабости врага или совершив критический удар.
Бои проходят при случайных нападениях на пошаговой основе, а место в очереди на ход дифференцируется в зависимости от показателя ловкости, чем выше – тем первее. Кроме ловкости, отвечающей также за возможность уклониться от удара и успешность попадания по врагу, здесь есть еще четыре показателя – сила, магия, живучесть, удача. Хотя сам протагонист тяготеет к физическому урону и игра делает очевидный акцент на силу, бесполезных характеристик тут нет. Не прокачав ловкость, вы будете чаще промахиваться и терять ход, без удачи реже наносить критический урон и получать предметы, а живучесть также повышает урон физических умений. Кроме непосредственно прокачки, повысить показатели можно с помощью специальных вещей и случайно в момент левел-апа – магатама может одарить вас дополнительным очком. Проект предлагает огромное количество активных и пассивных навыков, которые можно передавать от демона к демону, фактически превращая микроменеджмент скрещивания в эдакий конструктор. Есть как атакующие скиллы с различными свойствами и действующие на определенное количество целей, защитные против определенных типов урона, так и баффы. Последние не стоит недооценивать, так как в игре множество видов дебаффов, которые враги часто используют. А сами они зачастую крепкие орешки, разбить которые эффективнее всего с помощью вереницы баффов. Ваша главная задача микроменеджмента партии – распределить между героем и демонами все полезные навыки на данный момент игры, а что невозможно или при ограниченности ресурсов – заместить предметами. Но последние не повторяют всех доступных свойств, и к счастью, если даже вы чересчур расточительны, довольно быстро появляется магазин, где можно купить предмет, восполняющий ману. Интересный факт – так как все скиллы имеют анимацию, то авторы постарались сделать их максимально достоверными при использовании разными демонами. Так, умения, где существо дышит на противника, передаются только демонам, у которых есть рот на теле, то же касается крыльев, когтей и других индивидуальных фишек.
Максимально углубиться во фьюз стимулирует и то, что здесь есть полезные небоевые навыки, и некоторых демонов вы захотите всегда иметь под рукой, если вдруг погаснет свет или вы решите временно упразднить столкновения с монстрами. Сами битвы порой бросают вызов нестандартными решениями. Кроме упомянутых выше заклинаний поддержки и защиты, а также видов атак, куда также входит стихийная магия, ряд боссов обладают уникальными умениями. Поэтому вам придется изучать их паттерны, ведь порой недостаточно обыграть привычную систему камень-ножницы-бумага с элементами. Порой необходимо даже жертвовать подопечными, чтобы выжить и добить врага хитростью. Использовать постоянно что-то одно не получится, так как у каждого монстра свой букет иммунитетов к приемам и дебаффам. Таким образом, стоит стараться максимально разнообразить набор умений, чтобы не попасть впросак, когда ваши атаки будут блокироваться, отражаться или поглощаться. Частота случайных стычек, количество получаемого урона и процент попаданий по супостатам также зависят от уровня сложности игры. Если оригинал предлагал нормальную и высокую, то обновленная версия добавила легкую сложность. Она доступна всем желающим в виде бесплатного DLC. Рекомендуем воздержаться от ее использования, если вы желаете челленджа, так как на ней все становится предельно просто. Для тех же, кто не хочет напрягаться – это идеальный способ спокойно пройти всю игру, даже не отклоняясь от курса, заданного сюжетной линией. Уровень сложности можно изменить в любой момент в меню. Удобной фичей, упрощающей жизнь, является и автобой, который достался ремастеру в наследство от оригинала. После завершения игры откроется режим new game+, куда можно перенести весь нажитый демонический компендиум, но остальная статистика, увы, будет потеряна.
Что касается прокачки, то в ходе создания ремастера разработчики придумали удобный способ ее ускорения с помощью фарма гарантированно выпадающих предметов. Впоследствии при их использовании вы вольны повысить уровень себе или сопартийцам. Это же касается и фарма ценных предметов, продающихся за круглую стоимость – очень полезно, когда вы скрещиваете высокоуровневых демонов, повторный вызов которых стоит огромных денег. Однако… проблема в том, что доступ к этим особенностям можно получить только после покупки DLC за 499 рублей, что является вопиющей несправедливостью. По сути, само дополнение ничего особого из себя не представляет – два небольших набора комнат, повторяющих фрагменты локаций из основной игры, где вы вступаете в бои с врагами, из которых и выпадают заветные вещи. Больше там ничего нет. Совершенно непонятно, почему столь очевидный бонус нельзя было включить бесплатно, как это сделала, например, Square Enix с читами в ремастерах Final Fantasy.
Есть и другие дополнения. За 719 рублей и 569 рублей соответственно вы получите в распоряжение на выбор дополнительного гостевого персонажа при старте игры и набор дополнительных треков из других номерных Shin Megami Tensei. Под гостевыми героями здесь подразумеваются Данте из Devil May Cry и Райдо Кудзуноха из спин-оффа Shin Megami Tensei под названием Devil Survivor. Оба были в оригинальных версиях, но оставались эксклюзивами для регионов, первый – для западного, а второй для японского. Каждый из них обладает уникальным набором умений из собственных игр, фирменными репликами, названиями и анимациями приемов. И фансервис не ограничивается лишь диалогами – вы сможете сразиться с ними в нескольких битвах, пройти вместе испытание в "Лабиринте Амалы" и даже заполучить их себе в компаньоны при выполнении всех условий.
Окидывая взглядом контент, невозможно отделаться от ощущения, насколько же обширно содержание игры, даже если идти только по сюжету. Комплексные подземелья, полные препятствий и комнат с развилками, множество демонов, которых хочется словить, и боссов, которых нужно победить… Важным нововведением является быстрое сохранение, которое можно сделать в любой момент. Хотя слот всего один, и такой сейв, как и во многих других играх, ликвидируется при загрузке.
Если вам этого мало, то к вашим услугам опциональные боссы, которых довольно много. Львиная доля сайдквестов ведет к ним в логово. Среди них, конечно, встречаются очень запоминающиеся бои, где придется использовать нестандартный подход. Некоторые внушают размерами модельки на весь экран и эпичным музыкальным аккомпанементом. Почти все квесты вы найдете, беседуя с душами людей, блуждающих по разрушенному миру и с гуляющими демонами. Диалоги с неписями здесь несут полезную информацию, рассказывают о лоре и персонажах интересные факты или делятся мнением о текущих происшествиях. Кроме всего прочего, здесь есть, как и в оригинале, мини-игра, где призом за успешное прохождение всех уровней можно получить мощную магатаму. Ее смысл в том, чтобы, управляя фигуркой демона-маскота Пайро Джека, решить пространственный пазл, сместив блоки в нужном направлении таким образом, чтобы проложить себе путь к финальной точке. Если первые даются достаточно легко, то примерно с десятого этапа уже придется поднапрячься. Вся соль заключается в том, что для получения награды придется пройти все тридцать уровней за один присест. Это примерно 4-5 или более часов. Сохранений там не предусмотрено даже сейчас в переиздании – видимо, авторы считают что это убрало бы челлендж.
К сожалению, в плане технической части у нас снова ложка дегтя. Хотя разработчики заверяют, что бэкграунды были улучшены, их внешний вид скорее разочаровывает. Подход к дизайну игры в целом устарел, и его не пытались облагородить. Дело не только в простой геометрии, где увидеть какую-нибудь инородную структуру, вроде статуи или фонтана уже за счастье, но и в детализации и мутных текстурах.
Общее оформление локаций временами ввергает в уныние. Проблески проявляются во половине игры, как будто за них отвечали разные люди. Это касается, главным образом, одной из штаб-квартир, здания правительства и двух башен. Но видно, что авторы пытались сделать уникальной атмосферу каждой локации стилистическими решениями. Это касается как цветовой гаммы помещений и типа освещения, так и звукового сопровождения, а также специфических наборов демонов, сочетающихся по стилистике с местом. Тем не менее, в ремастере по цене современной ААА-игры хотелось бы увидеть более радикальные визуальные изменения.
Что касается моделей героев и демонов, то они значительно похорошели и прибавили в детализации, но по общему уровню исполнения тоже далеки от современных стандартов.
Несмотря на то, что изображение адаптировано под широкоформатный экран, пререндеренные ролики авторы оставили без изменений, из-за чего вам придется лицезреть их в формате 4 на 3 с артефактами сжатия в низком качестве. Подобная участь постигла и внутриигровую музыку, хотя можно было бы оцифровать саундтрек, который выходил на дисках, если вдруг авторы потеряли исходники.
В игре озвучены важные сюжетные диалоги, и перед загрузкой сохранения вы всегда можете переключиться с английской на японскую дорожку. Качество достойное, так как сцены были переозвучены. Голоса подобраны схожие в обоих вариантах.
В японской версии ремастера было огромное количество багов, даже критических, тормозящих прохождение игры, а также значительные просадки показателя FPS. Но к релизу западной версии разработчики исправили их. Остался лишь досадный баг при открытии сундуков или диалогах на локациях, когда на долю секунды появляется черный экран. Он действует время от времени, но определенно раздражает. Atlus обещает собирать баг-репорты и править все возможные баги. В остальном, освоив весь контент игры, мы не обнаружили других проблем. Единственное досадное упущение – это то, что ремастер на всех платформах идет при 30 кадрах в секунду, когда при такой несложной графике можно было бы оптимизировать картинку в 60 FPS хотя бы для ПК, PS4 Pro и PS5.
Shin Megami Tensei III: Nocturne стала первой игрой, в которой Сёдзи Мегуро выступил в качестве главного композитора. На протяжении всего прохождения ощущается, что он добивался того, чтобы его композиции гармонично передавали и дополняли настроение происходящего. Он знает, когда нужно нежно утешить клавишными переборами на грустном моменте, а когда прорезать слух инфернальными трелями с хором на битве с всадниками апокалипсиса. Смешивая электронные сэмплы, гитарные риффы и оркестр с хоровыми напевами в нужных долях, Мегуро одаривает игроков дозой хаоса, умиротворения или порядка. Иногда это что-то одно, например партия на органе в Соборе Теней, а порой целое попурри из несколько жанров – такие сложные треки можно услышать в битвах с некоторыми боссами. Невозможно обойти стороной боевую мелодию, для которой Сёдзи Мегуро написал семь вариаций – они выбираются случайным образом каждый раз.
Shin Megami Tensei III – лучшая часть серии, но в техническом плане она достойна большего, чем то, что предлагает этот ремастер с мутными текстурами и пререндеренными роликами с артефактами сжатия. В остальном Nocturne наглядно демонстрирует, что будет, если смешать в один коктейль постапокалипсис, демонов, философию, религию и оккультизм. Увлекательная механика скрещивания существ, комплексная боевая система, атмосфера безысходности и грандиозный сюжет, где при желании получится даже возвыситься на трон бога… Это настоящая квинтэссенция лучших идей Shin Megami Tensei.