Анатомия БРДМ-2

0 0

Хотя БРДМ-2 считается дальнейшим развитием БРДМ, чтоотражено в ее обозначении, но общим у них является, пожалуй, только оригинальные, выдвигающиеся при преодолении препятствий приводные катки.

Анатомия БРДМ-2

Предсерийный БРДМ-2 с вооружением в башне БПУ-1

БРДМ-2 выполнена по компоновочной схеме с задним расположением отделения силовой установки (у БРДМ наоборот — переднее), соответственно отделение управления располагается в передней части корпуса, а боевое отделение — в средней.

В отделении управления размещены органы управления машиной, приборы наблюдения, радиостанция, навигационная аппаратура, сиденья командира и водителя.

В боевом отделении размещены башенная пулеметная установка, боекомплект, гидроподъемники дополнительных колес, два одноместных сиденья для экипажа. Здесь же, под поликом, размещена раздаточная коробка в сборе с редуктором и коробками отбора мощности на дополнительные колеса.

В отделении силовой установки находятся двигатель с коробкой передач и коробкой отбора мощности на водомет, водяные и масляные радиаторы и теплообменники, предпусковой подогреватель, водооткачивающий насос, водометный движитель, бензиновые баки и аккумуляторная батарея. Отделение изолировано от остальной части корпуса герметичной перегородкой, на которой с левой стороны установлена фильтровентиляционнаяустановка. Для доступа к двигателю в перегородке имеются откидные дверцы.

Анатомия БРДМ-2

БРДМ-2РХ Вооруженных сил Украины на ученияхФото С. Попсуевича

Полностью закрытый герметизированный корпус машины имеет сварную конструкцию и изготовлен из стальных катаных броневых листов. Толщина брони в лобовой части составляет 6-10 мм. Передняя часть сварной конической башни изготовлена из броневых листов толщиной 6 мм. Броня БРДМ-2 защищает экипаж только от пуль и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

В экипаж БРДМ-2 входят механик-водитель, командир и два разведчика, один из которых выполняет обязанности стрелка пулеметной установки.

В походных условиях механик-водитель и командир машины ведут наблюдение через большие смотровые окна, закрываю-щиеся в случае необходимости броневыми крышками. В боевых условиях командир пользуется перископическим прибором наблюдения ТПКУ-2Б и четырьмя призменными приборами. В распоряжении механика-водителя имеется шесть призменных приборов. В ночное время у механика-водителя может устанавливаться прибор ночного видения ТВН-2Б, а у командира машины — ТКН-1С.

Над местами механика-водителя и командира в крыше корпуса смонтировано два больших полукруглых люка, через которые осуществляется вход и выход экипажа из машины. За ними накрыше расположена башня. В крыше вращающейся башни посадочного люка нет, и стрелок-разведчик покидает машину через люки в крыше корпуса, расположенные над местами механика-водителя и командира. В башне установлен 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. Приводы поворота башни и наведения оружия — механические. Вертикальный угол обстрела от -5° до +30°, горизонтальный угол обстрела 180°. Во время стрельбы стрелок размещается на специальном подвесном сиденье, вращающемся вместе с башней.

Анатомия БРДМ-2

На корме БРДМ-2РХ установлено устройство для обозначения безопасного прохода через зараженную территорию с желтыми флагами КОЗ-2

Пулемет КПВТ был разработан С.В. Владимировым еще в годы Великой Отечественной войны в качестве противотанкового. Его прицельная дальность — 2000 м, скорострельность — 600 выстр./мин. На дальности в 500 м бронебойная пуля пробивает вертикально установленную броню толщиной 32 мм. Боекомплект пулеметов составляет 500 патронов.

В походном положении два разведчика — члена экипажа занимают места на одноместных полужестких сиденьях, спинки которых могут откидываться вперед. Сиденья расположены у бортов боевого отделения. Здесь для улучшения условий наблюдения на каждом борту приварены ниши наблюдения, в которых установлено по три призменных прибора. Это существенно увеличивает обзорность по горизонту. Рядом в наклонных бортовых броневых листах расположены лючки для ведения огня из личного оружия (по одному на каждой стороне), закрываемые крышками.

В отделении силовой установки размещен V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-41, мощностью в 140 л.с. Вместимость топливной системы составляет 280 л, что обеспечивает БРДМ-2 запас хода по суше в 750 км либо движение на плаву в течение 14-16 часов.

Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Два водяных радиатора размещены в силовом отделении за двигателем. Для обеспече-ния удовлетворительных условий охлаждения двигателя на плаву, в систему охлаждения введены трубчатые теплообменники для охлаждающей жидкости и для масла.

Анатомия БРДМ-2

Машина управления БРДМ-2У с дополнительной радиостанцией Р-123. По бортам две дополнительные антенны

Ходовая часть БРДМ-2 в принципе аналогична ходовой части БРДМ. Здесь также использованы два ведущих моста, к которым при движении на пересеченной местности могут подключаться две пары дополнительных колес, опускаемых с помощью гидропривода. Таким образом обеспечивается весьма высокая про-ходимость машины. БРДМ-2 имеет систему централизованного регулирования давления воздуха в шинах, изменять давление можно как на стоянке, так и при движении. По снежному покрову глубиной до 0,3 метра БРДМ-2 может передвигаться, не снижая давления в шинах, — колеса продавливают снег до мерзлого грунта и хорошо сцепляются с ним. Для самовытаскивания в передней части корпуса установлена лебедка с тяговым усилием 3,9 т и тросом длиной 50 м.

БРДМ-2 имеет высокие скоростные характеристики при движении по пересеченной местности, а максимальная скорость по шоссе — до 95-100 км/час.

Движение БРДМ-2 на воде осуществляется с помощью водометного движителя с гидравлическими приводами управления заслонкой. Четырехлопастный винт засасывает воду через при-емный патрубок, расположенный в днище, и выбрасывает через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения на суше это отверстие закрывается специальной бронированной заслонкой. Задний ход обеспечивается изменением направления вращения винта. Для поворота на плаву служат водяные рули, расположенные в выпускном патрубке водометного движителя. Привод к ним сблокирован с приводом управления колесами. Волноотража-тельный щит подымается при движении на воде и опускается на суше для улучшения обзора вперед. Максимальная скорость на плаву составляет 10 км/час.

Вскоре после запуска БРДМ-2 в серийное производство на ее базе начали разрабатываться различные специализированные боевые машины. Так, уже в 1964 году приступили к проектированию разведывательной химической машины БРДМ-2 РХ («Дельфин»), предназначенной для ведения радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки, которая должна была заменить немногочисленные БРДМ-РХ.

В комплект специального оборудования БРДМ-2 РХ входили: автоматический газоанализатор, радиометр-рентгенометр (измеритель дозы радиоактивного заражения), рентгенометр, полуавтоматический прибор химической разведки ППХР и автоматический сигнализатор (для обнаружения в воздухе специальных примесей бактериального характера). Анализируемый на заражение воздух подводился к приборам и выбрасывался наружу по специальному воздухопроводу, регулирование этого процесса осуществлялось двумя кранами, расположенными перед водителем.

Анатомия БРДМ-2

Звуковещательная станция средней мощьности ЗС-72-Б на базе БРДМ-2. Башенная стрелковая установка с пулеметами была демонтирована. Вместо нее на крыше корпуса устанавливалась телескопическая штанга, на которой крепились громкоговорители

Для обозначения безопасного прохода через зараженную территорию машина оснащалась комплектом знаков ограждения КЗО-2 (желтыми флагами, маркированными надписью «Зараже-но»). Флаги устанавливались по пути следования машины специальным приспособлением, которое выстреливало знаки ограждения в грунт. Управление осуществлялось с пульта управления КЗОв кабине и не требовало от экипажа выхода наружу.

Вооружение БРДМ-2 РХ облегчили — от крупнокалиберного пулемета КПВТ отказались, установив на его место 7,62-мм пулемет ПКТ. Освободившееся пространство заняли дополнительное оборудование и датчики. Экипаж машины сократился до трех человек: командира, химика-разведчика и механика-водителя.

По штату каждой мотострелковой или танковой дивизии полагалось двадцать девять машин химической разведки: девять в батальоне химической разведки, четыре в дивизионном разведывательном батальоне и по четыре в мотострелковых полках.

В 1967 году на базе БРДМ-2 разработали машину управления, предназначавшуюся для работы командиров батальонного и полкового звена мотострелковых дивизий. От линейной машины она отличалась отсутствием башни (на ее месте был сделан полукруглый люк, открывающийся вперед) и установкой дополнительных радиостанций. Внутри корпуса оборудовались рабочие места для офицера и радиста. Машина комплектовалась автономным элек-трогенератором для питания электрооборудования на стоянке (часто его устанавливали в прямоугольном защитном кожухе позадилюка на крыше корпуса) и аккумуляторной батареей повышенной емкости.

Анатомия БРДМ-2

Звуковещательная станция средней мощьности ЗС-82 на базе БРДМ-2

В 80-х годах на поздней версии БРДМ-2У, благодаря миниатюризации электронного оборудования, удалось установить башню с вооружением.

Интересным вариантом специализированной машины на базе БРДМ-2 были звуковещательные станции средней мощности ЗС- 72Б и ЗС-82.

Звуковещательная станция ЗС-72Б не имела штатного вооружения. Вместо башни на крыше корпуса устанавливалась телескопическая штанга с громкоговорителями. Штатная дальность вещания станции — до 7,5 км. Имелась возможность вещания дистанционно, при этом диктор мог находиться на расстоянии до 500 м от станции.

Позже была создана звуковещательная станция ЗС-82. В отличие от ЗС-72Б, она была вооружена — конструкторы сохранили башенную пулеметную установку, правда, только с одним пулеметом ПКТ (конструкция башни аналогична применявшейся на БРДМ-2 РХ). На ЗС-82 громкоговорители крепились прямо на башне. Дальность вещания составляла до 6 км.

Анатомия БРДМ-2

БРДМ-2М с башней МА4, оснащенной 23-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и 30-мм автоматическим гранатометом. Один из вариантов модернизации БРДМ-2, предлагаемый компанией «Муромтепловоз», 2005 г.

АПГРЕЙД «БАРДАКА»

Хотя производство БРДМ-2 было прекращено в 1989 году,большое количество этих машин остается на вооруженииармий различных стран мира (принималась на вооружение в 50странах). Тем не менее нужно признать, что к настоящему времени большинство оригинальных агрегатов и оборудования БРДМ-2 морально устарело и уже не соответствует современным требованиям. Хорошим выходом из такого грустного положения является модернизация.

При соответствующих модернизационных усилиях БРДМ-2 еще вполне может выполнять как свои основные функции (разведывательно-дозорной бронированной машины), так и служить платформой для специализированных боевых машин. Поэтому неудивительно, что программы модернизации БРДМ-2 множатся как грибы после дождя. Как правило, они предполагают замену штатного карбюраторного двигателя дизелем равной или большей мощности, отказ от опускаемых колес, увеличение числа разведчиков-десантников, усиление вооружения. Подобные работы велись на Украине, в Белоруссии, Чехии, существенно продвинулась этом направлении Польша, но особенно актуальны они были для России.

В условиях недофинансирования Вооруженных Сил России прошлых десятилетий, крайне ограниченно закупались новыеобразцы вооружения и военной техники, поэтому Министерство обороны пошло по наиболее экономному пути повышения боевого потенциала частей и подразделений — модернизации существующих и находящихся на вооружении серийных образцов. Установка на базовые модели бронемашин современных двигателей, нового вооружения, появившихся в последние годы средств связи, нави-ации, управления и наведения оружия позволяли при минимальном расходовании финансовых ресурсов успешно решать задачи повышения боеготовности и боеспособности частей и подразделений.

Анатомия БРДМ-2

Модернизированная Арзамасским машиностороительным заводом БРДМ-2А. Она получает новую башню, дизельный двигатель, ходовую часть от БТР-80 и усиленную броневую защиту

Один из первых российских вариантов модернизации БРДМ- 2 был показан на IV международной выставке военной техники «Омск-2001». Основное отличие продемонстрированного прототипа от оригинальной машины состояло в установке нового дизельного двигателя — четырехцилиндрового Д-245.9, мощностью 136 л.с. В результате несколько выросла максимальная скорость и очень существенно — запас хода. Программа модернизации включала и установку усовершенствованной трансмиссии.

Российская фирма «Муромтепловоз» предлагала различные варианты модернизации БРДМ-2, улучшающие ее основные характеристики, включая усиление огневой мощи. Так, по выбору заказчика модернизированную БРДМ-2М можно было оснащать различными башнями. Например, башня МА1 имела пулеметы КПВБ и ПКТМ, с максимальным углом возвышения +60° (ранее составлял +30°). Дополнительно на левом борту этой башни устанавливался 30-мм автоматический гранатомет АГ-17, позволявший вести прицельный огонь на дальности до 1700 м (весьма эффективен против легкобронированных машин и мотопехоты, действующей в пешем порядке). Также предлагались и другие типы башен: башня МА, оснащенная 14,5-мм и 7,62-мм пулеметами; башня МА2, осна-щенная 23-мм пушкой и спаренным пулеметом калибра 7,62-мм; башня МА4, оснащенная 23-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и 30-мм автоматическим гранатометом.

В силовой установке БРДМ-2М использовался эффективный дизельный двигатель ЯМЗ-Е534.10 мощностью 160 л.с. При несущественном снижении максимальной скорости движения по дороге существенно улучшились динамические характеристики (крутящий момент возрос на 67%), а запас хода БРДМ-2М увеличился до 1000 км. Правда, для установки нового двигателя и его агрегатов пришлось приподнять крышу моторного отделения.

Анатомия БРДМ-2

БРДМ-2ДИ «Хазар» — модернизация ГП«Николаевский ремонтно-механический завод»

От системы дополнительных опускающихся колес отказались. В результате высвободились внутренние объемы и появилась возможность увеличить экипаж. Для него в бортах сделали двепосадочные дверцы, открывающиеся наружу. Теперь все шесть членов экипажа (на оригинальной БРДМ-2 экипаж из 4 чел.) могут покидать машину не только через люки механика-водителя и командира, размещенные в передней части крыши корпуса, но и через бортовые дверцы.

В состав стандартного оборудования БРДМ-2М входят система защиты от оружия массового поражения, централизованная система подкачки шин, которая позволяет механику-водителю регулировать давление в шинах при движении с учетом характера местности, и лебедка с максимальной мощностью 4,4 т. Модернизированная БРДМ-2М сохранила свои амфибийные характеристики — максимальная скорость движения по воде составляет 8-10 км/час.

Анатомия БРДМ-2

Польская модернизация BRDM-2 M96IK «Szakal» разработана специально для польского военного контингента в Ираке. Оснащался дизелем Iveko Aifo 8040 и кондиционером. Вооружение — 12,7-мм пулемет НСВ и спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ

Свой пакет по модернизации БРДМ-2 предложил и Арзамасский машиностроительный завод (АМЗ), производитель бронетранспортеров БТР-80. Идеология модернизации — максималь-ная унификация с выпускаемой сегодня продукцией, применение узлов и агрегатов от хорошо себя зарекомендовавшего БТР-80. Модернизированная машина БРДМ-2А получает новую башню, дизельный двигатель, ходовую часть от БТР-80 и усиленную бро-невую защиту.

Именно БРДМ-2А была принята на вооружение СВ и ВВ Рос-сийской Федерации. Стоимость модернизации одного изделия составляла 3 млн. 920 рублей. На протяжении нескольких лет АМЗ модернизировал до стандарта БРДМ-2А по 30-40 машин в год.

При модернизации базовая БРДМ-2 облегчалась за счет ликвидации дополнительных выдвигающихся колес. Вместо рессорной подвески (на базе узлов и агрегатов ГАЗ-66) устанавливалась подвеска от БТР-80. Подобного добивались военные еще в 60-х годах, требуя использования на БРДМ-2 подвески от БТР-60. За счет более широкой колеи бронетранспортера БРДМ-2 стала более устойчивой, и если раньше на поворотах с высокими скоростями она опрокидывалась, то теперь может передвигаться и по дорогам, и по пересеченной местности с повышенными скоростями. Стало возможным и движение по танковой колее.

На БРДМ-2А бензиновый двигатель ГАЗ-41 заменялся дизелем ЯМЗ-236 («обрезанный» вариант штатного ЯМЗ-238 от БТР- 80), что существенно снизило пожароопасность и увеличило запас хода.

Анатомия БРДМ-2

Модернизированный БРДМ-2 Украинского батальона миротворческих сил в Косово (KFOR) получили бортовые двери (облегчающие покидание машины) и лишились дополнительных колесФото С. Попсуевича

В бортах БРДМ-2А для посадки-высадки экипажа также монтировались трапециевидные двери-люки (от БТР-70), количество членов экипажа осталось прежним — 4 чел.

Изменения коснулись и вооружения — БРДМ-2А получала новую башню, аналогичную башне БТР-80, с углом возвышения вооружения до +60° и современным прицельным оборудованием. На нее могли устанавливаться дымовые гранатометы.

Кроме того, на машине устанавливались: новые пуленепро-биваемые шины, более эффективная система пожаротушения, дополнительное пассивное бронирование, навигационное оборудование «Гамма 1» или «Гамма 2», радиостанция Р-168-35У или Р-173, а также новый водометный движитель с бронетранспортера БТР-80.

Значительное количество БРДМ-2 после распада СССР осталось на территории Украины. Для поддержания боеспособности этих машин в условиях недостатка оригинальных запасных частей, а также повышения их тактико-технических характеристик, в ХКБМ им. Морозова разработали свой проект модернизации БРДМ-2. Модернизированная машина получила обозначение БР-ДМ-2ЛД.

Основной целью модернизации было повышение характеристик подвижности БРДМ-2 путем установки дизеля СМД-21-08 и соответствующей доработки штатных узлов: кормы корпуса, крыши МТО, систем двигателя. За счет увеличившегося в 1,7 раза крутящего момента двигателя повысилась проходимость машины в тяжелых дорожных условиях, возрос на 25% (до 940 км) запас хода при тех же объемах топлива.

Анатомия БРДМ-2

Часть машин Украинского батальона миротворческих сил в Косово были обычными БРДМ-2, не прошедшими модернизациюФото С. Попсуевича

В результате отказа от дополнительных опускающихся колес освободилось место в средней части корпуса, а в бортах установили дополнительные люки для посадки-высадки экипажа.

Свои варианты модернизации БРДМ-2 предлагал и ГП «Николаевский ремонтно-механический завод». Здесь с 1999 года выпускался БРДМ-2ЛД с уже упоминавшимся дизелем СМД-21-08. В 2007-2008 годах был разработан вариант БРДМ-2ДИ «Хазар», с дизельным двигателем FPT Iveсо Tector, мощностью 150 л.с., по желанию заказчика могли устанавливаться различные типы вооружения, опускающиеся колеса сохранялись.

В Белоруссии специалистами РУП «140 ремонтный завод» был разработан свой вариант модернизации — БРДМ-2МБ1. В отличие от базового образца, на нем устанавливали дизельный двигатель Д245.30Е2 Минского моторного завода с пятиступенчатой механической коробкой передач. В результате максимальная мощность возросла до 155 л.с., расход топлива уменьшился до 31,1 л на 100 км при движении по шоссе, соответственно до 900 км вырос запас хода. Трансмиссия машины была адаптирована к новому силовому агрегату. Внесены и другие существенные изменения — демонтированы водометный движитель и дополнительные колеса с механизмами отбора мощности и приводами управления. Средства наблюдения, связи и разведки остались прежние.

(Окончание следует)

Статья была опубликована в декабрьском номере журнала «Наука и техника» за 2014 год

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy