Провели исследование, сделали анализ и выдали вердикт — почти половина учителей не дотягивает до базового уровня.
— А кто же это сделал? А почему учителя не дотягивают?
Действительно не дотягивают?
Знаете, вполне может быть. Я сейчас объясню, почему такое происходит.
Как минимум, я точно знаю две причины.
И одна из этих причин вполне элементарная:
Нет денег — нет учителя-профессионала
До тех пор, пока уровень зарплаты российских учителей будет оставаться на низком уровне (даже по сравнению со странами третьего мира) — не будет у нас такого, чтобы все учителя соответствовали базовому уровню подготовки.
Элементарный пример:
Я по специальности учитель английского и немецкого языков. Но в школе я почти 10 лет вел уроки информатики и уроки истории.
Ладно, фиг с ним, история. Это хотя бы мое увлечение. Да и история это не такой уж сложный предмет.
Но информатика …
Представить себе ситуацию, чтобы в деревню приехал целый и настоящий учитель информатики на работу — это что-то из области фантастики.
Во-первых, у этого учителя не будет даже полставки на информатику. А во-вторых, ему, конечно, дадут еще математику (и может быть физику), но что сегодня 20-25 тысяч, которые можно заработать в деревенской школе?
Короче, я вел информатику, в которой ничего первое время не понимал.
А почему назначили меня? Я хотя бы знал, как включать компьютер.
Естественно, до базового уровня я никогда бы не дотянул.
И таких вот "ненастоящих учителей", которые просто вынуждены брать предметы не по своему профилю, тьма.
Выбор простой — или у учеников вообще нет школьного предмета, или его ведет учитель не по своей специальности. Выбирают, конечно, второе, так как де-факто у нас в школах есть все учителя (бумага все цифры стерпит).
Но это реально адский труд работать не по своему профилю. Тут даже не просто подготовка к урокам, тут нужно целую науку изучать в свободное от работы время. Я очень сильно старался изучить эту информатику. В буквальном смысле слова сидел до двух часов ночи.
А кто же в этом виноват? Наверное, те, кто совершенно не считает нужным, чтобы все дети в стране имели равные возможности получить качественное образование.
Кто-то может сказать — "Но ведь есть курсы, на которых можно получить знания по ведению предмета не по профилю".
За время работы в школе я прошел не менее десятков курсов. Абсолютно все курсы я имею полное право назвать "филькиной грамотой". Вон у меня лежат эти свидетельства и сертификаты. И это не подтверждение того, что я стал крутым специалистом, это подтверждение того, что создана красивая картинка развития российского педагога.
Вторая причина
Профессиональная деградация. Данное явление, как мне кажется, присутствует во всех сферах. И от этого почти невозможно уйти.
Единственный вариант — привлекать в школу молодые силы, которые вчера закончили педагогический университет и обладают современными знаниями.
Но, блин, опять всё упирается в деньги (коих у нас нет). Уж не особо привлекательной выглядит учительская профессия в плане "заработать денег". Гораздо логичнее пойти в репетиторы или устроиться во всякие "школы развития".
Не скажу за другие предметы, а скажу за иностранный язык.
Так как я учитель иностранного языка, то я всегда обращал внимание на различные практические истории и советы, которые можно было прочитать в Интернете. В принципе, на такое постоянно натыкаешься.
И, знаете, много историй, суть которых сводится к тому, что выпускник школы знает какой-то особенный английский (или немецкий), на котором точно не говорят англичане.
Чтобы учителю иностранных языков быть реальным специалистом, ему нужно жить иностранным языком — ездить заграницу, общаться с иностранцами, смотреть фильмы без перевода, следить за современными тенденциями в грамматике. В противном случае — профессиональная деградация неминуема.
Это может быть даже выражено элементарным "гуд морнинг чилдрен".
Я тут в Тиктоке смотрю некоторых людей, которые интересно рассказывают про иностранные языки. В комментариях к роликам люди делятся забавными высказываниями от учителей иностранного языка. Много интересного и дикого можно узнать, типа, "а наша учительница заставляет четко говорить дер брудер, выговаривая все буквы".
Да я и сам, когда учился в школе, с подобным сталкивался. Примерно 90 процентов всех уроков английского мы просто переводили текст со словарем.
А чего, красота. Экзамены никто не выбирает, срезов нет, можно досидеть и до пенсии.
***
А вот цитата из источника, которая наглядно показывает, что ничего никуда не сдвинется:
https://tass.ru/obschestvo/11604089
Вместо того, чтобы накормить, голодному приклеят табличку на лоб "Накормлен".