Плоды немецкой расчетливости. Часть 2

0 0

С самого появления Германии как единой империи немцам внушали, что все у них будет самое большое – пушки, броненосцы, дирижабли, самолеты, но здесь пришлось уже экономить. И это было правильно, поскольку таким образом удавалось не только сохранить скудеющие ресурсы в условиях слишком уж затянувшейся войны, но и сделать такие бомбардировщики, которые наилучшим образом соответствовали бы выбранной стратегии их применения.

Начало статьи — Новое оружие новой войны. Первые «большие» и «гигантские» бомбардировщики Германии

К середине 1915 г. немецкое командование – и сухопутное, и морское – наконец-то пришло к консенсусу относительно того, каким же образом пускать в дело воздушную мощь в стратегическом наступательном ключе.

Было решено, что дирижабли, большие и гигантские бомбардировщики должны наносить, прежде всего, удары по таким тыловым объектам, прекращение или затруднение работы которых может оказать существенное влияние на ход войны в целом. Речь шла об особо уязвимых предприятиях, производящих военную продукцию, например, взрывчатые вещества или горючее, железнодорожных узлах и портах, а также военных базах, имея ввиду в первую очередь морские и авиационные.

Бомб калибра до 10 кг со снаряжением в 3…7 кг тротила или его заменителей, которые применяли легкие самолеты, могло быть достаточно только для легких сооружений типа ангаров, эллингов, незащищенных грунтом или бетоном бензохранилищ лишь при условии прямого попадания. Но даже в этом случае их не хватает для разрушения железнодорожного полотна или кирпичного здания. Для них, а также для мостов, пирсов и прочих капитальных сооружений нужен был калибр 50 кг, а лучше 100 и выше – а трехмоторный Сименс-Шукерт R II уверенно поднимал шесть 50-кг бомб или четыре «сотки».

Плоды немецкой расчетливости. Часть 2

Немецкий тяжелый («большой») бомбардировщик AEG G II – он был облетан в июле 1915 г. и выпущен общим числом 24 машины.Фото: https://www.flickr.com/photos/sdasmarchives/20816219084/in/photostream/

Кроме нанесения физического ущерба неприятельским войскам требовалось оказывать непрерывное угнетающее воздействие на население атакуемых стран. А поскольку везде была уже введена цензура и надежды на «помощь» их газетчиков в раздувании паники становилось все меньше, авианалет должен был быть таким, чтобы его самого и его последствия видело как можно большее число людей и им было бы что рассказать своим коллегам, знакомым и родным, а те передали бы страшную весть дальше, и чтобы слух об ужасных немецких бомбовозах становился все кошмарнее при каждом таком пересказе.

Но стало ясно и другое: в новой войне уже никто просто так не будет смотреть на летящий высоко в небе аэроплан – по нему будут палить орудия всех калибров, его будут атаковать самолеты противника. И если от последней угрозы можно было защититься, вооружившись как можно большим числом пулеметов, или же набрав недостижимо большую скорость и высоту полета, то против зениток годился только второй вариант.

Чем крупнее самолет, тем больше пулеметов можно поставить на нем, но обеспечить ему нужную скорость и высотность тем сложнее, чем он тяжелее. Здесь явно в выигрыше оказываются двухмоторные машины, к тому же они маневреннее, а меньшую бомбовую нагрузку можно компенсировать большим числом носителей. Крупная группировка бомбардировщиков со сравнительно малой грузоподъемностью будет иметь гораздо большие шансы выйти к цели и привезет туда гораздо больше бомб, чем один «гигант», да и моральный эффект от появления в глубоком тылу трех, пяти или десяти неприятельских аэропланов будет гораздо больше, чем если прилетят один-два, пусть и очень больших.

По любым соображениям в данном случае выходило, что самолеты-бомбардировщики делать лучше меньшими, а численность их лучше больше, чем наоборот. И не отказываясь от строительства бомбардировщиков гигантских, Германия сосредоточилась на самолетах больших – класса G.

К ним относился двухмоторный Румплер 5А15, поступивший во второй половине 1915 г. под маркой G I и выпущенный приличной серией примерно в 60 экземпляров. А в декабре этого года начались испытания следующей модели фирмы AEG – G III. За счет установки более мощных моторов «Мерседес» D IV или IVa (214, а затем 260-255 л.с.) данные улучшились, но заказ ограничили пока 25 машинами, включая опытные. Они воевали на Македонском, Итальянском и даже на Западном фронтах, но в основном их карьера протекала в эскадре KG 2 на фронте Восточном.

Плоды немецкой расчетливости. Часть 2

Первый серийный большой бомбардировщик Румплер G I (5А15) W.Nr.15/15 выпуска 1915 г. готовится к сдаточному полетуФото: http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft28268.htm

На фронте Австрийском итальянцы, ничуть не стесняясь, применяли свои «Капрони» по жилым кварталам тех городов, которые собирались освобождать от австро-венгерского ига, да и противостоящие им австрияки делали то же самое и им тоже нужны были бомбовозы. Своих самолетов такого класса у «Лоскутной Империи» пока не было, но их для Австрии разработала немецкая фирма с австрийским капиталом «Ганза-Бранденбург», чей двухмоторный самолет ZM был облетан уже в 1915 г.

В Вене его приняли и решили, что будет удобнее выпускать бомбардировщик Ганза-Бранденбург G I не в Германии, а у себя, но будапештский завод UFAG дело затянул, и первые из полсотни построенных им самолетов появились только в 1917 г.

Эта машина уже имела вполне сложившийся облик «большого бомбардировщика по-немецки» – деревянный каркас крыльев и фюзеляжа, металлический – оперения и элеронов, фанера и полотно в качестве обшивки, два мотора водяного охлаждения между крыльями бипланной коробки, стойки которой, как и шасси, делались из стальных труб. Такие самолеты несли 200…300 кг бомб калибра до центнера на радиус 100…300 км со скоростью до 150 км/ч и могли подниматься на высоту свыше 3000 м. Определенный интерес представляла модификация Ганза-Бранденбург GFK (G IK), вооруженная автоматической пушкой для стрельбы по наземным и морским целям.

За 1915 г. германская авиапромышленность вывела на испытания 19 (девятнадцать!) новых типов «больших» и «гигантских» бомбардировщиков, из которых более половины – десять – поступили на вооружение, причем наиболее удачными были именно двухмоторные самолеты. Заказчик отказался он от трехмоторных Сименс-Шукерт R II и R III, а также Цеппелин-Штаакен VGO II, двухмоторных LVG G I (KD.VII) и Фридрихсхафен G I (FF 30), одномоторного LFG Роланд G I, а «двухмоторник» Шютте-Ланц G I был записан как экспериментальная машина – прототип для перспективных самолетов будущего.

Плоды немецкой расчетливости. Часть 2

Опытный тяжелый («большой») бомбардировщик Фридрихсхафен G I с двумя моторами Бенц Bz III с толкающими винтамиФото: https://en.wikipedia.org/wiki/Friedrichshafen_G.I#/media/File:Friedrichshafen_G.I.jpg

Но к концу этого года, немецкая авиация по-прежнему испытывала такую нехватку бомбардировщиков для ударов по тыловым объектам ее противников, что вынуждена была отвлекать для этого чрезвычайно востребованные легкие фронтовые бипланы LFG Роланд C II «Вальфиш», считавшиеся лучшими в то время ближними разведчиками, что армейские штабы крайне раздражало. И все же за этот год была заложена основа той немецкой воздушной армады, которая будет держать в страхе английские города до самого конца войны. Да, именно так – в следующем 1916 г. произойдут существенные изменения не только в количественном и качественном составе немецкой бомбардировочной авиации, но и в стратегии, тактике и географии их применения.

Главное, чего в 1915 г. удалось добиться промышленности Германии в области тяжелой авиации было то, что такие самолеты там появились, причем если «гиганты» строились каждый по своему заказу и часто так отличались друг от друга что были и де-юре, и де-факто каждый отдельным типом, то самолеты «большие» стали строить сериями. А сделать десять одинаковых деталей или собрать десять одинаковых агрегатов можно гораздо быстрее и дешевле, чем столько же разных, даже если единичная трудоемкость у них такая же.

Плоды немецкой расчетливости. Часть 2

Второй серийный большой бомбардировщик Румплер G I (5А15) W.Nr.16/15 выпуска 1915 г. с увеличенным вертикальным оперением – хотя выпуск «больших» самолетов в Германии в отличие от «гигантских» шел уже сериями, но почти на каждом экземпляре все еще вносились существенные индивидуальные доработкиФото: http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft28268.htm

Наступал 1916 год, и хотя фронты давно застыли, воюющие армии ждали перемен и в новом году они наступили – и в бомбардировочной авиации тоже, но не такие, которых так страстно желали в промерзших окопах. О том, что это были за перемены в Кайзеровских Воздушных Войсках Германии читайте в продолжении этой статьи.

Тактико-технические данные описанных здесь самолетов смотрите в таблицеБомбардировщики Германии 1915 г.

Продолжение следует.

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy