Броненосцы типа

0 0

История следующего за «Кирсарджем» типа «Иллинойс» удивительным образом напоминает предыдущую: снова спущенные сверху многочисленные ограничения и поиск компромисса. Но поразительно другое: в 1896 г. президент Кливленд просил Конгресс санкционировать постройку двух новых кораблей, но конгрессмены проголосовали аж за четыре, из которых Сенат разрешил строительство лишь двух. После многочисленных консультаций двух палат приняли соломоново решение, заключавшееся в строительстве трех единиц.

Броненосцы типа

Броненосец «Illinois», США, 1898 г.Водоизмещение — 11656 т. Длина — 112,4 м; ширина — 22,0 м; осадка — 7,2 м. 2 паровых машины тройного расширения, 8 котлов Мощность ПМ — 11200 л.с.; скорость хода — 16,0 уз. Дальность плавания — 6000 миль; запас угля — 1450 тонн Бронирование (гарвеевская броня): бортовой пояс — 229…420 мм; башни ГК — 356 мм; казематы — 140…150 мм; палуба — 68…102 мм; рубка — 254 мм. Вооружение: 4х330-мм, 14х152-мм,16х57-мм, 6х37-мм, 4х457-мм торп.ап. Экипаж — 660 чел. Всего построено: 3 («Illinois», «Alabama» и «Wisconsin») Заложен 10.02.1897г. на верфи Newport News Shipbuilding & Dry Dock Company, спущен на воду 04.10.1898г. и вступил в строй 16.09.1901г. Выведен из состава флота 15.05.1920г. Продан на слом 18.05.1956г.

Тем временем разработка проекта нового броненосца уже шла полным ходом. Если при проектировании «Кирсарджа» многие решения приходилось принимать «вслепую», основываясь лишь на субъективном опыте и абстрактных ощущениях, к моменту проектирования «Иллинойса» судостроители уже достраивали «Массачусетс» и «Айову», а «Индиана» прошла испытания. В результате появился соблазн, при в целом похожих на «Кирсардж» характеристиках, добиться лучшего баланса наступательных и оборонительных качеств. В результате водоизмещение решили ограничить 11500 тоннами, а скорость теми же 16 узлами, выделив 1200–1600 т для создания серьезной защиты.

Интересно отметить, что «Иллинойсы» могли стать первыми броненосцами американского флота с крупповской броней. Хотя теоретически американские производители уже могли ее поставить, представители флота благоразумно решили не проводить сомнительные эксперименты, вполне способные отодвинуть дату готовности кораблей, как это неоднократно случалось ранее. Но даже это не смогло спасти от задержек: так, «Алабама» вынуждена была выйти на испытания вообще без брони.

Итак, главный пояс «Иллинойсов» представлял собой гарвеевские плиты, на миделе в нормальном грузе имевшие высоту1 м над ватерлинией и 1,2 м под ней. Толщина плит достигала 420 мм в верхней части, уменьшаясь к нижней кромке до 240 мм. Как и на «Кирсарджах», пояс, имевший максимальную толщину в районе машинных и котельных отделений, на оконечностях снижался до 100 мм. На высоте броневого пояса над машинами и котлами шла плоская броневая палуба толщиной 57 мм, к носу и корме переходившая в скосы толщиной до 100 мм. По всей длине корпуса в месте соединения плоской броневой палубы с поясом проходили коффердамы. Дополнительную защиту от продольного огня составляли две траверзные переборки 300-мм толщины. Поверх главного шел второй более тонкий пояс толщиной 140 мм, прикрывавший артиллерию среднего калибра. А поскольку она располагалась в два яруса, на центральной части этот пояс поднимался аж до спардека. На переднем мостике находилась броневая командирская рубка, обшитая 250-мм броней, а на кормовом — сигнальная рубка с 150-мм броней.

Если вопрос с 203-мм орудиями на «Кирсардже» разрешиться так и не смог, то при проектировании «Иллинойса» от них решили благоразумно отказаться. Дело в том, что в свое время этот калибр обосновался на американских броненосцах не от лучшей жизни. Поскольку еще при проектировании «Индианы» в США хорошей средней артиллерии просто в принципе не было, относительно неплохая 203-мм пушка стала приемлемой альтернативой. Известный американский историк Норманн Фридман шутя сравнивал это решение с выбором советских ракетчиков 1960- х гг. — скомпенсировать отвратительную точность увеличением мощности боеголовки… К 1895 г. американцы получили на вооружение относительно неплохую скорострельную пятидюймовку, а подобная шестидюймовка уже практически была готова. Именно ее и решили использовать для вооружения «Иллинойса».

Как и у «Кирсарджа», в техническом задании на «Иллинойс» значилось, что это «мореходный броненосец береговой обороны». Но, в отличие от гладкопалубного «Кирсарджа», «Иллинойс» имел полубак, на самом деле серьезно повысивший мореходность. Ось возвышения орудийных цапф носовой башни главного калибра достигла 8,14 м — больше, чем даже на «Айове». Высота орудийных цапф кормовых орудий составляла 5,8 м. Главный броневой пояс, имевший максимальную толщину, заканчивался в оконечностях как раз в районе барбетов главного калибра. От него к барбетам шли траверзные переборки. В результате та часть барбетов, которая получалась снаружи от бронированной коробки, имела толщину 380 мм, а внутри — всего 250 мм.

Башни «Иллинойсов», впервые в американской практике ставших уравновешенными (т.е. центр тяжести совпадал с осью вращения), имели толщину броневых плит в передней части 430 мм, в задней 380 мм, в верхней — 300 мм. Сектор обстрела каждой из них составлял по 270º.

Следующим мероприятием, облегчившим бой в свежих условиях, стало двухъярусное расположение средней артиллерии — казематы пяти пар орудий находились в нижнем ярусе на батарейной палубе, а остальные — на ней. Поэтому даже если нижние казематы заливались, верхние могли вести огонь. Сектор обстрела орудий нижнего яруса составлял по 90º. Каждое орудие находилось в отдельном каземате с толщиной траверзной переборки 38 мм. Несмотря на создание такой бронированной коробочки, каждое орудие имело еще и персональный бронированный щит 75-мм толщины. Еще четыре орудия среднего калибра располагались на верхней палубе в своих казематах. Сектора их обстрела были чуть больше — чтобы кроме траверзного вести ретирадный и погонный огонь, хотя, в случае стрельбы в нос или корму, неизбежно повреждались элементы конструкции. Схема бронирования верхнего каземата в точности повторяла бронирование нижнего: 150-мм борта, 38-мм переборки и 75-мм щиты.

Броненосцы типа

Броненосец «Illinois», 1901-1908 гг.

Неприятные известия поступили после испытаний «Индиан». Оказалось, что при полном боекомплекте и запасах угля весь их пояс полностью погружался под воду. Поэтому, при общей вместимости угольных ям 1640 т, «нормальный» запас не превышал 400 т. Ситуация с «Айовой» оказалась чуть получше, но тоже не оптимистичная — при вместимости 1780 т ее «нормальный» запас составлял 625 т. Было понятно, что подобные проблемы, которые уже невозможно исправить, будут иметь и «Кирсарджи». В связи с этим «Иллинойс» стал первым броненосцем американского флота, где закладывалась норма иметь в качестве «нормального» запаса угля минимум две трети полного (1200 и 800 т соответственно).

Конструкция машин и котлов полностью повторяли «Кирсардж», но вот компоновка существенно изменилась — восемь котлов «Иллинойса» располагались поперек корпуса в четырех отсеках, подобно расположению на английских и французских броненосцах. Поэтому две дымовые трубы «Иллинойса» стояли бок о бок, придавая им отдаленное сходство с британскими «Маджестиками». Хотя главные механизмы — механизмы поворота башен, подъемников и др., как и на «Кирсардже», имели электрические приводы, из соображений сомнительной экономии ряд вспомогательных механизмов конструкторы снова перевели на пар от вспомогательных паровых машин. Поэтому суммарные потребители электрической энергии «Иллинойса» составляли лишь 96 кВт, по сравнению с 350 кВт на «Кирсардже».

Броненосцы типа

Броненосец «Alabama»

Головной броненосец «Иллинойс» заложили на верфи в Ньюпорте 10 февраля 1897 г., спустили на воду 4 октября 1898 г. и ввели в строй 16 сентября 1901 г. Киль однотипной «Алабамы» заложили на заводе Крампа в Филадельфии 1 декабря 1896 г., 18 мая 1898 г. спустили на воду и 16 октября 1900 г. ввели в строй. Если «Иллинойс» и «Алабама» стали вторыми кораблями американского флота, носившими имена этих штатов, то третий близнец — «Висконсин» — получил имя своего штата впервые. Его планировали построить для нужд Тихого океана изаложили в Сан-Франциско на заводе «Union Iron Works» 9 февраля 1897 г., спустили на воду 26 ноября 1898 г. и ввели в строй 4 февраля 1901 г.

После проведения испытаний представители флота с удовлетворением констатировали, что маневренность и управляемость у новых кораблей просто отличная, а максимальная скорость тоже превысила контрактую. Кроме того, броненосцы этого типа оказались свободны и от такого хронического недостатка первых американских броненосцев, как вибрация на полном ходу. В итоге как орудийные платформы «Иллинойсы» намного обогнали и «Индианы», и «Кирсарджи».

Броненосцы типа

Броненосец «Wisconsin», 1901-1908 гг.

После укомплектования кораблей их пути надолго разошлись. Хотя «Иллинойс» и «Алабаму» определили для действий в северной Атлантике, туда отправился лишь «Иллинойс», а «Алабама» ушла в Мексиканский залив. Как все новейшие корабли, три броненосца в этот период активно привлекались к представительским функциям. В феврале 1902 г., будучи флагманом контр-адмирала Р.Д. Эванса, «Иллинойс» удостоился посещения принца Генриха Прусского. А в мае того же года в Неаполе под флагом контр-адмирала А.С. Кроуниншельда он стал флагманом международной эскадры. Что интересно, в 1906 г. броненосец стал первым американским кораблем, выигравшим знаменитый кубок Леопольда Баттенберга по гребле. В память этого события экипаж получил в подарок от своего штата серебряный столовый сервиз, торжественно врученный одним из сенаторов. На предметах имелась гравировка со сценами гребли (в настоящее время этот сервиз находится в одном из музеев Иллинойса). В этом отношении заслуги «Алабамы» первого периода ее службы гораздо менее впечатляли, но и она во время кратковременного учебного плавания в Европу была удостоена посещения принцессы Португалии, а позднее в Греции — ее короля. Но, вероятно, более всего на политической арене отличился «Висконсин». 30 сентября 1902 г. под флагом командующего Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Сайласа Кейси он прибыл в Панаму, чтобы защитить американские интересы в регионе. В это время там уже не первый год велась гражданская война, фактически спровоцированная Соединенными Штатами. И именно на борту «Висконсина» враждовавшие стороны смогли прийти к согласию и подписали 21 ноября 1902 г. договор, вошедший в историю как «Висконсинский мир». После выполнения своей миссии броненосец вернулся в СанФранциско. Кстати, единственный из всей тройки, «Висконсин» из-за напряженной программы плаваний уже в 1906 г. потребовал серьезного ремонта, который и провели попутно с модернизацией.

В декабре 1907 г. «Иллинойс» и «Алабама» вошли в состав «Великого Белого флота», покинувшего Хемптон Роудс для кругосветного плавания. Однако прямо в походе пути кораблей разошлись. Техническое состояние «Алабамы» потребовало серьезного ремонта, который можно было провести только в заводских условиях, и потому по достижению Сан-Франциско она стала к заводской стенке. В результате по его завершении броненосцам «Алабаме» и «Мэн», покинувших Сан-Франциско 8 июня, пришлось идти по более прямому маршруту в тщетных попытках догнать эскадру. Но, несмотря на более высокие темпы перехода, они смогли достичь США лишь 20 октября.

Броненосцы типа

Броненосец «Wisconsin». Хорошо видны конструкции мачты, боевой рубки и башни ГК

Зато в Сан-Франциско в состав флота вошел «Висконсин». Поскольку до этого в ходе своей службы он буквально вдоль и поперек исходил Тихий океан, часть дальнейшего маршрута была ему очень хорошо знакома. Вместе с флотом посетив Австралию, Японию, Цейлон, Суэц и другие страны, войдя в Средиземное море, пути «Иллинойса» и «Висконсина» снова разошлись. Дело в том, что как раз в это время в Мессине произошло сильнейшее землетрясение и для помощи местному населению американцы отрядили броненосцы «Иллинойс» и «Коннектикут». После выполнения своей гуманитарной миссии им пришлось завершать кругосветное плавание самостоятельно, прибыв в Хемптон Роудс даже после опоздавших «Алабамы» и «Мэна» — 22 февраля 1909 г.

По окончании беспримерного похода все пять броненосцев выводятся в резерв — эстафету в дипломатических и представительских функциях приняли более новые броненосцы растущего как на дрожжах флота. Что касается «Иллинойса» и «Алабамы», то их пребывание в резерве совместили с первым капитальным ремонтом и модернизацией, в результате чего на них, например, появились новые «клетчатые» мачты и более современное оборудование. Поскольку «Висконсин» прошел ремонт еще до своего кругосветного плавания, его, оставшегося на восточном побережье, вывели в резерв лишь в 1910 г.

Броненосцы типа

Броненосец «Alabama» с новыми решетчатыми мачтами. Май 1918 г.

В 1912 г. «Алабаму» и «Висконсин» перечислили в так называемый «второй» резерв. Идея этого новообразования, куда вошли девять броненосцев и крейсера «Бруклин», «Колумбия» и «Миннеаполис», состояла в том, чтобы, находясь в резерве, они тем не менее имели бы возможность достаточно быстро в случае необходимости войти в состав флота (в отличие от законсервированных кораблей, укомплектование которых было делом долгого времени). Согласно этой концепции, корабли комплектовались сокращенным экипажем, который периодически на основе ротации выводил в море два-три корабля для проверки их материально-технического состояния. А в случае военных действий экипаж сравнительно быстро доукомплектовывался резервистами.

В течение 1912–13 гг. броненосцы совершили несколько учебных плаваний с резервистами на борту, в основном ограничивавшихся территориальными водами. В 1915 г., во время подобного плавания, «Висконсин» прошел Панамским каналом и прибыл на западное побережье, однако в апреле 1917 г., после вступления США в войну, он вернулся обратно.

В отличие от них, в 1912 г. «Иллинойс» «по-настоящему» ввели в строй, но исключительно с одной целью — использовать как учебный корабль, и в течение последующих кампаний он с гардемаринами на борту принял участие в серии дальних плаваний, в мирное время достигавших Европы.

Вступление США в мировую войну мало что изменило в привычном распорядке. Что интересно, в проведенных в августе 1917 г. маневрах приняли участие все пять броненосцев — героев нашего повествования, в первый и последний раз после «Великого Белого флота» объединившись в одну эскадру. А далее карьерные пути броненосцев снова разошлись. «Алабаму» в январе 1917 г. формально ввели в строй и даже назначили флагманом Первого дивизиона Атлантического флота. Но единственным ее применением стали все те же учебные рейсы с резервистами, практически не выходя из территориальных вод. Лишь во время одного из них, в 1919 г., броненосец посетил Карибское море и даже прошел Панамским каналом туда и обратно. «Иллинойс» также продолжил свои практические плавания с гардемаринами, но износ его материальной части потребовал серьезного ремонта, для проведения которого после окончания войны броненосец прибыл на завод в Филадельфии. Однако, в связи с послевоенным сокращением флота, в строю оставалось достаточно и более современных единиц. Поэтому на заводе ограничились лишь минимальным «косметическим» ремонтом, после чего передали старый корабль в распоряжение военно-морской милиции. Что касается «Висконсина», то его в состав флота так и не ввели, и он продолжил лишь обучение резервистов. Но, что забавно, он стал единственным из всей тройки броненосцев, который имел хотя бы теоретическую возможность чем-либо отличиться в мировой войне. В мае 1918 г. маршрут его плавания прошел как раз по операционному району германской подводной лодки U-151, потопившей здесь несколько торговых судов.

Броненосцы типа

Броненосец «Illinois», 1919 г.

В мае-июле 1920 г., в связи с введением новой системы бортовых номеров, «Иллинойс», «Алабама» и «Висконсин», до этого числившихся лишь как броненосцы №7, №8 и №9, получили бортовые номера ВВ-7, ВВ-8 и ВВ-9 соответственно. Впрочем, это мало что изменило в их судьбе — по Вашингтонскому договору все они подлежали списанию.

Как самый изношенный, «Висконсин» уже в январе 1922 г. отправился на слом. Совсем немного его пережила «Алабама» — 7 мая 1920 г. ее исключили из списков флота и передали для использования в качестве мишени. Больше года пилоты армии и флота упражнялись в бомбометании по бывшему броненосцу, пока 27 сентября 1921 г. он не затонул на мелководье от полученных повреждений. Лишь в марте 1924 г. останки «Алабамы» отправили на слом.

А относительно исправный корпус «Иллинойса» флот решил использовать в дальнейшем для вспомогательных нужд. В 1924 г. он приступил к обязанностям плавучего оружейного склада при Нью-Йоркской базе, получив стандартный бортовой номер вспомогательного корабля IX-15. 8 января 1941 г., поскольку наименование штата потребовалось для новейшего линкора (BB-65), он лишился своего громкого имени, став «Прайр Стейт» (Prairie State). Во время Второй мировой войны местному военно-морскому училищу потребовались дополнительные площади, и корабль переоборудовали в плавучую казарму для гардемаринов. Эти обязанности корабль выполнял вплоть до сдачи на слом в 1956 г. — прослужив в итоге свыше полувека.

Подводя итог усилиям американского флота до испаноамериканской войны, следует отметить, что как «Кирсарджи», так и «Иллинойсы» оказались заложниками большой политики. В целом неплохие и хорошо сбалансированные корабли, они тем не менее строились в режиме многочисленных ограничений, а потому представляли собой продукт серьезного компромисса. Иностранные специалисты отмечали сильное вооружение, хорошую защиту и остойчивость кораблей, ну а небольшие скорость и дальность плавания стали закономерной платой при ограниченных размерах. Однако, несмотря на в целом благоприятные отзывы, ни одна страна кроме США к постройке «мореходных броненосцев береговой обороны» не приступила. Проект полностью удовлетворял как руководство, так и американских моряков, поэтому после заказа «Иллинойса» американские парламентарии потеряли всякий интерес к кораблям этого класса, справедливо полагая, что и уже построенных броненосцев вполне хватит для разрешения любой чрезвычайной ситуации. Ни 1897 финансовый год, ни 1898-й не предполагали строительства новых кораблей. Так бы продолжалось и дальше, если бы не взрыв «Мейна»…

Проснувшись утром, сразу после победы в испано-американской войне, американцы, наконец, почувствовали себя великой нацией, требовавшей не менее великого флота. Вот почему первый послевоенный броненосец, получивший весьма символичное наименование «Мейн», стал первым продуктом, свободным от глупых самоограничений. И на его фоне даже пусть трижды удачные, но корабли лишь береговой обороны неизбежно должны были устареть…

Статья была опубликована вянварском номере журнала «Наука и техника» за 2015 год.

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy