Санатории МВО и ПВО МО были одними из лучших в СССР. В Сухуми, сложно найти пляжи лучше и воду чище чем на территории двух некогда закрытых военных санаториев. Но советские годы прошли, а вместе с ними померкла и былая красота этих мест: объекты переходили из рук в руки, менялись собственники и в итоге территория пришла в запустение, а здания обветшали и уже не могли принимать гостей.
Прогулка по территории похожа на оживший «ночной кошмар защитника архитектуры»: ещё недавно находившиеся в прекрасном виде постройки стремительно превращаются в руины. Снаружи красота, но стоит заглянуть внутрь — и мнение сразу меняется на противоположное.
Основные корпуса санатория построили в стиле сталинского ампира. Не смотря на то, что строительство санатория ПВО закончилось в 1954 году, спустя год после смерти Иосифа Сталина, борьба с «архитектурными излишествами» ещё не началась и оригинальная архитектурная задумка осталась без существенных изменений.
Если смотреть только на фасад, то может показаться, что спустя полвека —здание не претерпело существенных изменений. Но внутри — всё иначе.
Любопытно, что многим, это место известно как «Санаторий РВСН». Вот только официальных документов, что он числился за ракетными войсками специального назначения я не нашёл. Народное сознание переиначило «ракетчиков ПВО» в «РВСН» и спустя годы, уже не имело значении то, к какому именно роду относились отдыхавшие здесь красноармейцы.
Даже в состоянии разрухи, главный зал столовой поражает убранством: добротный паркет, колонны, лепнина и роспись на потолках. Вот только вместо люстры висит высохшее дерево, а стены щедры исписаны бранным словом — мародёрам и граффитистам, чуждо любое проявление красоты.
Чем дальше — тем страшнее. Я отсортировал заброшенные корпуса по степени запустения и следующим на очереди оказался один их жилых корпусов санатория. Здесь, не осталось и тени от былой красоты.
Если вы видите в Абхазии что-то ухоженное и аккуратное — значит скорее всего им владеет крупный бизнес или оно принадлежит Российской Федерации.
10 лет санаторий ПВО, тоже выглядел чистым и аккуратным. До 2011 года территория санатория находилась в ведении Министерства Обороны России, но затем санаторий закрыли на определенный срок и спустя какое-то время, МО от него и вовсе отказалось.
О военном прошлом здесь напоминают плакаты на стенах и таблички на дверях комнат. В других местах такого не увидишь.
Результатом того, что санаторий закрыли, а персонал включая охрану распустили — стало нынешнее состояние помещений.
Следующий на очереди — «лечебный корпус». Элегантное и богато украшенное одноэтажное здание с башенкой было визитной карточкой санатория. Выгодно разместившись у самого берега оно могло стать отличной гостиницей или уютным кафе, но судьба распорядилась иначе.
Лечебный корпус представляет из себя наиболее печальное зрелище. Эту часть санатория я фотографировал уже вечером и в свете фонаря, поэтому, многие снимки «местного интерьера» выглядят словно обрывки ночного кошмара. От былой красоты не осталось и следа.
Часть заброшенного здания занимают медицинские кабинеты и склады: залежи банок, склянок и остатки медицинских приборов лежат на полках ветхих шкафов в комнатах с отслаивающейся краской.
Другая часть здания — попытка приспособить корпус для коммерческого использования: сауна, бассейн, комнаты для массажа, рабочие кабинеты врачей-специалистов и администрации
Попытка явно не увенчалась успехом, что хорошо видно на фото.
Хотелось бы закончить репортаж хотелось бы хорошей ноте, но сложно найти что-то хорошее в нынешнем состоянии санатория.
Конечно, даже в запустении, территория обоих санаториев (ПВО и соседнего МВО) пока не утратила очарования, как и многие другие архитектурные шедевры советского периода эти здания ещё можно спасти. Правда, мне бы не хотелось, чтобы в то время как в нашей стране разрушаются памятники архитектуры, налоги шли на реставрацию полуразрушенных зданий «где-то заграницей». Вот когда у себя порядок в этой сфере наведём, можно будет подумать «о помощи соседу».
Остаётся надежда на частный капитал, но и частные инвесторы не особо спешат вкладываться в абхазские активы. Не исключаю, что в следующий приезд в Абхазию от одного из красивейших санаториев СССР останутся только руины. Всё как и всегда в руках «гордой и независимой» — захотят восстановят, не захотят, так никакая помощь не поможет.
Каталогизация: #urbexabkhazia (заброшенные места Абхазии)