Баба Надя. Побывал в гостях у «последней русской бабушки» Саберио в Абхазии: вот, что она рассказывает
Саберио. Небольшое село на границе Абхазии и Грузии. Когда-то почти город, который построили в СССР для строителей, а затем работников Ингури ГЭС теперь выглядит лишь тенью от былого. После распада Советского Союза и парада суверенитетов население Саберио с 4019 человек (на 1989 год) уменьшилось до 2370 человек (на 2011 год).
Наша экспедиция в эту часть непризнанной республики носила не просто этнографический интерес, но и преследовала личные цели. Родственники нашего видеооператора Дмитрия были в числе тех, кто жил здесь и строил Ингурскую ГЭС. Нам хотелось найти кого-то, кто их вспомнить, а также разузнать в какую сторону за столько лет изменилась жизнь?
Местные жители подсказали нам дом, где искать бабушку Надю — одну из немногих, кто жила здесь достаточно давно, чтобы вспомнить дедушку и бабушку Димы. Подъезд встречает поленницей дров — от центрального отопления остались лишь «теплые воспоминания» и дрова, стали предметом повседневной необходимости даже в многоквартирных домах.
Любопытный факт, что в этом районе этническое большинство всегда составляли грузины и даже сейчас, здесь практически нет этнических абхазов. Русских, тоже немного. Мы обошли весь город, пообщались со многими людьми и Надежда, оказалась единственной русской. Возможно, это действительно «последняя русская бабушка» в Саберио.
Родственники Димы, жили в том самом доме, но на этаж ниже. Удалось найти даже фотографию, сделанную в те годы. Эти старые снимки и стали «нашим пропуском».
Люди, узнав о цели «разузнать побольше о корнях» очень охотно шли на контакт. Баба Надя не стала исключением и пригласила нас в гости, где рассказала о том, в каком состоянии сейчас пребывает город некогда главной всесоюзной стройки Абхазии.
Веники из натуральных материалов на секунду вернули меня в «наши девяностые» когда мы подобным образом наводили чистоту ввиду отсутствия столь привычной теперь вещи как пылесос.
Баба Надя живёт двадцать лет как живёт одна, если не считать молодого котика-мурлыку, который живёт с ней последние пару лет.
Буквально за пару дней до этого мы были в гостях у другой бабушки, что жила в заброшенном городе-призраке Поляны. К счастью в этот раз, впечатление было совершенно иное.
Надежда переехала в Саберио на несколько позже и не застала Людмилу и Геннадия (бабушку и дедушку Димы, что к моменту ей переезда из Зугдиди в Саберио, уже успели вернуться в родной Ижевск. К тому же, её с мужем после переезда поселили в бараках, а затем уже спустя несколько лет выделили полноценную квартиру в капитальном доме.
Надежда родом из Калининграда, а её муж из Зугдиди, служил там во флоте и после свадьбы вернулся к себе на родину. Удивительный котел судеб был Советский Союз — всесоюзные стройки собирали молодых и амбициозных людей со всех концов страны. Сейчас, такого уже давно нет, последний и единственный подобный проект в современной России — большая стройка перед Олимпиадой 2014 года сама стала историей.
Но не беда. Благодаря этой встрече мы обзавелись телефонном номером человека из местной администрации который мог бы нам помочь. А пока, раз уж мы заглянули в гости баба Надя поделилась с нами нынешним положением дел в городе.
На вопрос, лучше ли жилось в Советском Союзе вместо неё ответили электрические обогреватели и «вечно-холодная», мутная вода из крана, но забегая вперёд, хочу сказать, что все коммунальные расходы на такую двухкомнатную квартиру в Саберио не превышают 150 рублей (сюда входит вода, свет и остальные коммунальные платежи).
За трёхкомнатную квартиру соседи платят 200 рублей.
После развала Советского Союза инфраструктура посёлка только ветшала и год от года становилась всё хуже и хуже. С другой стороны, на квартиру бабы Нади было любо-дорого взглянуть: чисто, скромно, аккуратно. Две большие разницы с тем, что мы увидели двумя днями ранее.
И при этом, баба Надя, не переставая сетовала, что не успела прибраться, так как в гости к ней обычно никто не ходит. Дочь живёт в большом городе и навещает редко, а сама она, пока есть работа, к ней переезжать не хочет.
К сожалению, квартира этажом ниже, в которой жили родственники Димы пустует и закрыта на замок. До недавнего времени тут жил милиционер, но его перевели в Гал, а квартира и гараж остались числится за ним здесь.
В Саберио очень много пустующих квартир, но при этом у большинства из них есть хозяева. Обычно, квартиры пытаются продать, но сделать это примерно также непросто как продать квартиру в Воркуте.
Уже находясь на пенсии, баба Надя продолжает работать. Работает она также как и большинство жителей посёлка на Ингурской ГЭС. Зарплату её платит в грузинских лари, так как «абхазская ГЭС Ингури», оказывается полностью управляется грузинами, которые полностью занимаются обслуживанием ГЭС и в том числе платят зарплату персоналу.
Зарплата уборщицы составляет всего 250 лари (по нынешнему курсу это чуть больше 5000 рублей). Скромно, на бабе Наде на жизнь хватает.
За всё путешествие по Абхазии, разговор с Надеждой оказался самым теплым и приятным воспоминанием. Поблагодарив за гостеприимство и любезно предложенный кофе, мы отправились дальше гулять по Саберио в надежде найти кого-то, кто помнит родственников Димы. О том, что мы нашли и узнали в самом городе я расскажу в следующем посте.
Каталогизация: #urbexabkhazia (индустриальный туризм в Абхазии)