В середине 30-х годов 20 века в Италии возникла идея проекта так называемой Великой Италии (переводят также как Большая Италия или Имперская Италия). Цель была очень простая — включить в состав государства некоторые чужие средиземноморские территории, где исторически проживало довольно много итальянцев.
В первую очередь, речь шла о французском острове Корсика, об острове Мальта, о городе-порте Ницца тоже во Франции, хорватской области Далмация, а также о частичных территориях нынешней Черногории, Албании, Северной Ливии и Северного Туниса в Африке.
Идею этого проекта подал губернатор греческого архипелага Додеканес, который имел итальянское происхождение. Всё это, по мнению заинтересованных лиц, позволило бы вернуть Италии господство в Средиземном море (так и есть) и частично приблизиться к величине Римской империи. Понятое дело, даже эти мечтатели не верили, что всю Римскую империю можно вернуть. Поэтому и назвали это Великой Италией.
Идея возникла не на пустом месте. Дело в том, что в стране в конце 19-начале 20 века существовало движение — так называемый ирредентизм. Его суть состояла как раз в том, что все этнические итальянцы, живущие в других странах массово, должны «вернуться» на родину вместе землями, где проживают.
В первую очередь, это касалось именно европейских территорий, которые я назвал выше. Там итальянцы не просто так появились в большом количестве. Они там в принципе жили. Но после того, как закончилась последняя война итальянцев за независимость, эти земли остались под властью Австро-Венгерской империи. Сюда также можно добавить некоторые земли нынешней Словении и Швейцарии.
***
Что касается североафриканских территорий, то здесь предполагалась немного иная политика — так называемое инкорпорирование. То есть тесное сотрудничество. А, проще говоря, колонизация! В частности, дело касалось большой части современной Ливии, которую итальянцы заимели после итало-турецкой войны 1912 года.
Несколько тысяч итальянцев уже проживали на прибрежных землях Ливии и Туниса, когда к власти пришёл Бенито Муссолини (1922 год). Его политика привела к тому, что Ливия начала заселяться итальянцами ещё активнее. В планах было создать особую провинцию — Итальянскую Ливию и переселить в Африку полмиллиона итальянцев. Но успели только 120 тысяч.
За это время было построено много католических храмов. Некоторые сохранились и поныне. Уже в начале 40-х годов 20 века итальянцы начали убегать из Ливии, ибо колониальная политика разрушалась. В 1947 году власти вообще отказались от своих колоний в Африке. Но ливийцы итальянского происхождения жили там долго. Есть статистика 2010 года — 1,5 тысячи человек.
Проблема в том, что в 2011 году в Ливии началась череда вооружённых конфликтов, по сути представляющих собой Гражданскую войну. Она продолжается до сих пор, несмотря на смерть главного «плохиша» (с точки зрения Запада) — Муаммара Каддафи.
Естественно, к италоливийцам отношение ещё больше ухудшилось (они, мол, чужаки и тоже виноваты во всех проблемах страны). В результате отток этнических итальянцев из Ливии усилился. Сегодня даже нет точных цифр, сколько их там осталось. Видимо, десятки или единицы.
Если понравилась статья ставьте палец вверх. Подписывайтесь!