Первый и главный процесс над нацистскими преступниками состоялся сразу после окончания Второй мировой войны. Он проходил в германском городе Нюрнберг.
В первоначальном списке подсудимых оказались более двадцати высокопоставленных нацистских лидеров и Мартин Борман, который обвинялся заочно, поскольку к тому времени уже не был в живых. Вердикт выносили четыре судьи и четыре заместителя судей (по два человека от СССР, США, Великобритании и Франции). От Советского Союза в состав трибунала вошли генерал-майор Иона Никитченко и подполковник Александр Волчков.
Почти все военные преступники получили самые суровые наказания, однако трое из них (Ганс Фриче, Ялмар Шахт и Франц фон Папен) были оправданы.
«Наименее виновные»
Эти трое входили в ближний круг Гитлера и занимали высокие посты в нацистской Германии, однако большинством голосов суд посчитал их «наименее виновным из всех».
Во время войны немецкий журналист Ганс Фриче трудился под началом Геббельса. Он считался самым известным радиоведущим Третьего рейха и именно он посредством радио пропагандировал нацистские ценности. Фриче был одним их тех, кто находился в бункере рядом с Гитлером и Геббельсом в последние часы их жизни и даже, после того, как его руководителей не стало, попытался взять дело в свои руки: написал письмо о капитуляции на имя маршала Жукова.
Как подстрекателя, провокатора и фальсификатора истинных событий, его судили в числе остальных нацистских лидеров, однако суд решил, что непосредственно в военных преступлениях он не участвовал.
Когда Гитлер пришел к власти, Ялмар Шахт возглавлял центральный банк Германии, а также занимал пост министра экономики. Шахт критиковал политику Гитлера, считал, что война приведет Германию к экономическому краху, однако при этом оставался в правительстве рейха и никаких активных действий по сопротивлению режиму не предпринимал.
В числе прочих Шахта судили как человека, который способствовал возвышению Гитлера и содействовал захвату власти нацистами, но оправдали, поскольку реальную власть подсудимый потерял еще до начала войны и, таким образом, непосредственно в преступлениях не участвовал.
Франц фон Папен, видный политик, в 1930-х годах несколько месяцев возглавлял правительство Германии, а затем, после прихода Гитлера к власти, занимал должность вице-канцлера и посла в Австрии. В качестве международного дипломата фон Папен активно способствовал аншлюсу (присоединению) Австрии к Германии.
Во время Второй мировой, фон Папен трудился на посту посла Германии в Турции. Его усилиями Турция заняла в войне нейтралитет и закрыла проливы Черного моря для прохода британских кораблей.
На Нюрнбергском суде фон Папен был оправдан. Большинство судей посчитало, что политик, хотя и совершил ряд «аморальных поступков», в преступлениях против человечества лично не участвовал.
Особое мнение
Советская делегация, активно выступающая против признания нацистов невиновными, была возмущена оправдательными вердиктами.
Генерал-майор Никитченко выразил особое мнение, отличное от мнения судей из других стран, в котором, приведя многочисленные доказательства, резко раскритиковал необоснованное оправдание подсудимых. С особым мнением был согласен и весь советский народ, и многие жители Германии: по стране под лозунгом «Мы хотим спокойствия и мира!» прокатилась волна митингов.
Денацификация
После Нюрнбергского суда трое оправданных, Фриче, Шахт и фон Папен, попытались вернуться к обычной жизни, однако менее, чем через год вновь предстали перед судом. Комиссия по денацификации (очищение послевоенной Германии от нацистской идеологии) рассмотрела их дела повторно.
Во второй раз выйти сухими из воды преступникам не удалось. Фриче приговорили к девяти годам заключения, Шахта и фон Папена — к восьми годам трудового лагеря. Впрочем, в полной мере наказание так и не было исполнено.
По состоянию здоровья Фриче освободился через три года после суда и, неизлечимо больной, прожил еще три года. Спустя полтора года заключения Шахт подал апелляцию и был оправдан вновь. В дальнейшем он занимал пост главы одного из немецких банков. Фон Папен пробыл в заключении около двух лет, освободившись после пересмотра и смягчения приговора. Его занятием стало написание мемуаров, в которых он пытался оправдать себя.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Что ещё почитать:
- 4 самые красивые артистки Третьего рейха. Что с ними стало после войны
- «Титаник». Почему нацистскую пропаганду запретили в Третьем рейхе, но показали в СССР