Сразу скажу свою точку зрения — платить вне зависимости от возраста по фактической полезности и труду, но достойно.
А теперь про "откуда ноги растут".
Платить больше начинающим педагогам
Я сам был начинающим педагогом. И моя жена была начинающим педагогом. "Два педагога с высшим образованием — горе в семье". Мне кажется, на Западе не поняли бы эту мысль.
Купили дом под ремонт, начали жить, жена ушла в запланированный декрет.
И вот тут мы поняли, что такое нищета. Не бедность, а именно нищета. Мы жили на одну мою учительскую зарплату, которая формировалась из моих почти двух ставок. Денег хватало, но только на еду и минимальную одежду. Фрукты покупали не чаще, чем раз в месяц. Короче, экономили до не могу.
По выходным и в отпуске я работал на стройке в виде "шабашника", чтобы можно было принести домой хоть небольшую, но живую денежку, которую можно было бы потратить на существование и на начало ремонта дома.
А в обычные дни я собирал металлолом. Российский учитель, собирающий металлолом для того, чтобы прокормить семью, это нормальное явление.
— А мы вас видели, вы железяку откапывали в лесу, — говорят мне ученики.
— Ага. Копал. На сто килограмм.
— А вы куда железо сдаете?
— Вон туда.
— Да вы чего, вон там лучше сдавайте, там почти на два рубля больше дают.
Короче, обменялись знаниями. Я им сведения про Презент Симпл, а они мне про местонахождение скупщика металла, который принимает железо дороже.
И это хорошо, что мы живем в сельской местности, а потому купили дом очень дешево. А если бы в городе, где нужно либо платить за ипотеку либо платить за съем жилья? Я не знаю, как там может выжить семья молодых педагогов, которые к тому же решили завести и детей.
Сегодня, когда я вижу, что молодой человек пошел работать учителем, я искренне его не понимаю. Ладно, к примеру, если это девушка, у которой есть зарабатывающий муж. А если это молодой глава семьи? На что жить? На 20 тысяч? Так зачем тогда было учиться 5 лет?
И вот та нищета научила меня одному понятию — "хочешь жить достойно — сам себе обеспечь эту достойность". И еще — рано или поздно придется уйти из школы, так как я живу не в Германии или в Канаде.
По ночам я начал изучать премудрости, которые впоследствии помогли мне стать "вебмастером", что и позволило вылезти из учительской нищеты, отремонтировать дом и купить "афффтааамаабиииль!". Если бы я вовремя "не просек тему", то максимум, что бы я мог купить на учительскую зарплату, это какой-нибудь дешевый китайский велосипед.
Прошло много лет и этот день пришел. Я ухожу из школы. Свою миссию я выполнил.
Так вот — нужно ли помогать молодым педагогам, чтобы они элементарно могли выжить? Нужно, обязательно нужно.
У нас очень много умных молодых людей, которые заканчивают педвузы. Но они идут "мимо" образования, так как всё понимают.
А представьте — если бы все они пошли работать в школу!
Вот и в Интернете говорят, что молодым педагогам нужно помогать деньгами, иначе мы не сможем вырастить будущих опытных педагогов.
Платить больше опытным учителям
Даже если закончить 5 институтов, но не иметь опыта работы, то в любом случае учитель, отработавший в школе 5-10 лет, даст детям больше знаний (если только он не "халтурщик").
Вполне логично, что специалисту со стажем нужно платить больше, так как он более эффективен в своей работе.
Да и всегда было, что стаж и опыт работы влиял на формирование заработной платы (чтобы было ради чего долго и усердно работать).
***
Конечно, и молодые, и опытные учителя бывают разные. Молодой может работать как конь, взяв на себя все обязанности, которые "не по статусу" опытном учителю. Так почему ему платить меньше?
Что интересно, в комментариях на Дзене в "педагогических публикациях" я зачастую встречаю мнение, что в любом случае нужно платить больше опытным учителям, которые много лет проработали в школе, а потому заслуживают некоторую "компенсацию".
Ну, и вот — вопрос:
Нужна ли дифференциация в оплате учительского труда в зависимости от "возраста"?