На первый взгляд, сдача жилья в аренду выглядит идеальным способом для получения дохода: делать особо ничего не нужно, а деньги каждый месяц поступают на счет.
Но это лишь видимость. На деле вместе с арендой собственник получает не только массу проблем, но и дополнительные риски, которые связаны, прежде всего, с сохранностью его имущества.
А судебная практика показывает нам все новые примеры того, какими неприятностями может обернуться для собственника стремление подзаработать на аренде своего жилья.
На днях на рассмотрении Верховного суда РФ оказался еще один из таких случаев.
Собственник сдал квартиру семейной паре. Они оформили официальный договор найма, к которому приложили опись ценного имущества, которое находилось в квартире. Жильцы получили ключи и заселились.
Но, как выяснилось позже, у квартиранта имелись долги, и уже длительное время их требовали погасить судебные приставы. Видимо, так и не найдя у должника доходов для удержания в счет долга, судебные приставы пошли на крайние меры.
Закон позволяет им обратить взыскание не только на деньги, но и другое имущество, принадлежащее должнику: арестовать его и передать на реализацию или непосредственно взыскателю в зачет суммы долга (ст. 80, 87 Закона № 229-ФЗ).
Судебные приставы выяснили, где живет должник — и пришли в ту самую квартиру, чтобы описать его имущество. По закону в счет долгов можно изъять все, что принадлежит должнику и не входит при этом в перечень имущества, на которое запрещено обращать взыскание:
— это единственное жилье, предметы обычной домашней обстановки, одежда, обувь и другие вещи индивидуального пользования (кроме драгоценностей и предметов роскоши).
Подробный список имущества, которое нельзя забрать за долги, содержится в ст. 446 ГПК РФ.
Квартиранты предъявили приставам договор найма и опись имущества, которое передал им в пользование собственник жилья.
Однако приставы были серьезно настроены закрыть, наконец, это исполнительное производство — и, тщательно изучив опись арендуемого имущества, все-таки нашли в ней несколько пробелов.
В квартире обнаружилось несколько вещей, которые не были указаны в описи: это унитаз, газовая плита, межкомнатные двери, зеркало, ряд других предметов мебели.
Поскольку доказательств, что это принадлежало собственнику квартиры, а не должнику, не было — приставы составили опись, наложили арест, мебель вывезли, а плиту с унитазом оставили в квартире с такой формулировкой: «передать на ответственное хранение должнику с правом ограниченного пользования».
К сожалению, сам порядок ограниченного пользования не расшифровывался…
Таким образом, сдав квартиру в наем, собственнику вместо того, чтобы получать доход, фактически пришлось оплатить долги своего жильца. На его счастье, должник оказался порядочным человеком и сам обратился в суд, чтобы вызволить имущество своего наймодателя из-под ареста.
Но и здесь не обошлось без сюрпризов. Как выяснилось, чтобы доказать, что человек живет в съемной квартире и вся ее обстановка принадлежит не ему, а собственнику, нужно пройти все судебные инстанции и дойти до Верховного суда РФ.
Суды апелляционной и кассационной инстанций все же признали, что газовая плита, унитаз и межкомнатные двери в квартире являются неотъемлемой частью ее обстановки и необходимы для обеспечения бытовых потребностей жильцов.
Однако, что касается остальной мебели, не указанной в описи, арест оставили в силе. Верховный суд РФ с этим не согласился.
Он указал, что приставы наложили арест незаконно, т. к. из документов следовало: квартира съемная, должник зарегистрирован по другому адресу и при этом ничто не доказывало, что арестованное имущество действительно ему принадлежало.
Так что арест в итоге был снят — но ценой немалых усилий (ВС РФ, определение № 45-КАД20-9-К7).
Как видно, сдавая квартиру, нужно внимательно отнестись к составлению описи всей ее обстановки.
Нужно перечислить не только ценные предметы бытовой техники, но даже сантехнику, газовое оборудование, двери и каждый предмет мебели — иначе сложно будет доказать приставам, кому это принадлежит на самом деле.