Содержание страницы
В 2018 году Госдума приняла закон об обязательной замене стандартных электросчетчиков на «умные», которые самостоятельно передают данные о потребленном за отчетный период электричестве поставщику.
Нормы, изложенные в законе, вступили в силу с 01.07.2020 г. Именно с этой даты начался ажиотаж, который не стихает и сегодня. Вокруг законодательной нормы рождается все больше слухов, а мошенники уже наживаются на доверчивых потребителях, играя на непонимании происходящего.
Разобраться в ситуации помогут только факты, которые собраны вместе в этой статье.
Новые «умные» счетчики электроэнергии по закону — кто должен устанавливать, сколько платить за установку, ответственность за обман — последние новости
Будете ли Вы устанавливать Умные счетчики у себя в квартире? да, установлю. 0% нет, пускай государство устанавливает. 0% Свой вариант в комментариях 0% Проголосовало: 0
Установление умных счетчиков электроэнергии было введено не отдельным законом, а как дополнение к уже действующему Федеральному закону №35-ФЗ «Об электроэнергетике», изданного 26 марта 2003 года.
19 декабря 2018 году Госдума приняла Постановление «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с развитием систем учета электроэнергии в РФ». 21 декабря 2018 года документ одобрил Совет Федерации, но действовать он начал позже.
С какого момента действует закон
Поправки к Федеральному закону были приняты в 2018 году, но фактическое их действие началось только с 1 июля 2020 года.
Почти два года вокруг новой нормы было много разговоров, но наибольший резонанс произошел летом 2020 года. Большая часть потребителей не слышали о законодательной норме, а те, кто знали о ее существовании превратно понимали написанное.
В какие сроки планируется провести переустановку
Сложные законодательные нормы, затрагивающие население всей страны, всегда вводятся поэтапно. Правительство разработало большой план на несколько лет вперед, как заменить действующую систему учета на новую и привести все данные к единому знаменателю.
Закон содержит в себе несколько важнейших этапов:
- С 1 июля 2020 года пользователь освобождается от ответственности за прибор энергоучета, потому что она полностью возлагается на организацию-поставщика.
- С 1 января 2021 года все сдаваемые многоквартирные дома должны быть обеспечены новыми приборами иначе их просто не примут в эксплуатацию.
- С 1 января 2022 года компании энергообеспечения обязаны будут менять старые счетчики исключительно на электронные «умные» приборы.
- После 1 января 2023 года государство сможет применять штрафные санкции к организациям, которые не успели поменять системы энергоучета на новые.
Половина этапов уже вступило в силу, но до завершающей стадии еще без малого 2 года.
Что такое умный счетчик?
Умный счетчик, или, как уважительно называют его в Минэнерго, интеллектуальный прибор учета, от обычного отличается наличием доступа к интернету — проводному или мобильному — с помощью сим-карты. Технология позволяет передавать данные со счетчика энергокомпании автоматически. Причем речь не только о показаниях — счетчик будет фиксировать уровень напряжения и частоту, позволяя потребителям следить за качеством подачи электричества.
Правда, у такой самодостаточности могут быть минусы — уже не раз умные вещи удивляли своих хозяев. Так, например, в Новосибирске на сим-карту гаражных ворот подключили платные подписки. Но в Минэнерго заверили, что конечного потребителя эти проблемы не коснутся: договор должен быть оформлен не на пользователя, а на обслуживающую счетчик компанию. И с платными подписками пусть уже разбирается она.
Кто хозяин счетчика?
По закону, за потребителем сохраняется единственная обязанность — обеспечивать целостность счетчика, и то — только в том случае, если он стоит либо в квартире клиента, либо в границах земельного участка (например во дворе частного дома). А если счетчик расположен, к примеру, в подъезде многоквартирного дома, ответственность за него несет обслуживающая организация.
Установка самих умных счетчиков еще не обязательна — полный переход на них начнется в 2022 году, пока что можно использовать и обычные. Но, как объяснили в Минэнерго, потребитель не может самостоятельно выбирать прибор учета. Если вы захотите установить интеллектуальный счетчик уже сейчас, поставщик вправе вам отказать. И наоборот: может поставить обычный прибор учета, даже если вам уже хочется умный.
Когда мне поменяют счетчик на умный?
Смена привычных счетчиков на умные в обязательном порядке начнется с 1 января 2022 года, до этого компания может установить вам обычный прибор учета. Новинка в первую очередь появится в новостройках, жители которых только подключаются к электросетям. Остальные получат оборудование по мере выхода из строя старого или истечения его межповерочного интервала.
Закончить переход от простых счетчиков к умным планируется за 15 лет. А это значит — не надо верить людям, которые говорят вам, что счетчик нужно менять срочно, а не то будет штраф. Никакой срочности. И штрафов тоже.
За что придется платить?
Только за электричество. За установку счетчика платить теперь будут поставщики электричества и сетевые организации, а не вы. По оценке Минэнерго, это позволит людям сэкономить от 5 до 20 тысяч рублей в зависимости от модели счетчика и сложности его монтажа.
— Также с потребителя снимается вся ответственность за обслуживание и поверку приборов учета. Затраты, которые ранее несли потребители, теперь будут нести гарантирующие поставщики и сетевые организации, — объяснили в Минэнерго.
В профильном министерстве уверяют, что тарифы в связи с этим не вырастут, поскольку их рост ограничен уровнем «инфляция минус». По крайней мере, правила пока действуют такие: максимальные индексы роста тарифов уже утверждены до 2023 года. Чиновники считают, что интеллектуальные приборы учета помогут окупить затраты на них за счет повышения эффективности процессов и снижения коммерческих потерь, так что увеличивать тарифы будет не нужно.
А мне сказали, что за установку надо платить. Почему?
Скорее всего, вас посетили коммивояжеры, старательно прикидывающиеся представителями социальных или коммунальных служб. В Минэнерго отмечают всплеск сообщений о таком способе вытягивать деньги из доверчивых потребителей. В полиции говорят, что угроза штрафом — одна из главных их уловок.
— Если посетитель представляется сотрудником коммунальной или социальной службы — у него обязательно должно быть соответствующее удостоверение. Запомните или запишите анкетные данные посетителя. Необходимо позвонить в организацию, которую он представляет (по телефону, указанному на сайте организации, а не по предоставленному самим визитером), и уточнить — направляли ли они в ваш дом для проведения работ такого сотрудника, — советуют в МВД.
Возможно, вам кажется, что это преувеличение и вы будете выглядеть нелепо, но отдать 20 тысяч мошенникам будет еще более неприятно. К сожалению, вернуть деньги в таком случае почти невозможно — с точки зрения закона это не мошенничество, потому что вы оплачиваете услугу и ее получаете. А то, что она вам была не нужна, — с этим ничего не поделаешь.
Если же платить вас заставляет компания, которая должна заниматься установкой и обслуживанием счетчиков, то это повод обратиться в Роспотребнадзор.
Можно ли обмануть умный счетчик?
Можно, но ваш обман быстро раскроют. Данные о любых изменениях в приборе отправляются в информационную систему.
— При внесении изменений в параметры прибора учета информация об этом немедленно фиксируется и передается в интеллектуальную систему. Таким образом, данные о незаконном вмешательстве поступят в организацию, выполнившую установку и производящую обслуживание прибора учета, то есть гарантирующему поставщику или в сетевую организацию, — объяснили в компании «Екатеринбургэнергосбыт».
Сам счетчик тоже обманывать не может. По крайней мере, пока он исправный — до выпуска с завода он проходит проверку метрологических характеристик.
Как сэкономить без обмана?
Как правильно (и легально) экономить с помощью счетчика, можете прочитать в нашем материале.
До конца года счетчики поверять не надо
До 1 января 2021 года можно не поверять бытовые счетчики, даже если срок поверки уже истек. Ресурсоснабжающие и управляющие компании будут обязаны принимать показания приборов для расчета оплаты потребленных коммунальных услуг. Такое распоряжение выпустило российское правительство из-за ситуации с коронавирусом.
Кто должен проводить процедуру
С 1 июля 2020 года потребитель не отвечает за счетчики. Он не обязан следить за их поверкой или необходимостью замены. Изменения произошли не вдруг, ведь большинство приборов уже давно вынесено за пределы жилого помещения, а в случае с частными домами, даже за границы владения. Поэтому изменение правил назревали давно, но случились только в 2020 году.
Весь учет по срокам поверки и замены обязаны вести энергообеспечивающие компании. Больше не возникнет вопросов к владельцу помещение почему он несвоевременно заменил прибор. Это однако не отменяет право потребителя сообщать о неисправностях и требовать проверки, поверки, переустановки.
В какой срок после выхода из строя старой модели должны заменить
Замена приборов учета электричества производится в соответствии с их сроками годности, которые указаны в паспортах. Межповерочный интервал составляет от 10 до 16 лет в зависимости от модели. Энергосбытовая компания обязана поменять счетчик на новый, если этот интервал подошел к концу после 01.07.2020 года. Но это совсем не значит, что вместо старого прибора поставят «умный».
По закону до 1 января 2022 года компании могут устанавливать новые цифровые технологии, передающие данные самостоятельно, но не обязаны.
А вот начиная с 2022 года они должны буду менять устаревшие модели исключительно на умные. Причем до конца 2022 года обязаны будут поменять все приборы, независимо от того прошел их поверочный интервал или нет.
Как на самом деле будет проходить повсеместная смена счетчиков пока уточняется. Энергосбытовые компании призывают к невыполнению законодательной нормы или ее частичному выполнению, так как это влечет слишком серьезные финансовые затраты.
Как будет происходить оплата во время замены ИПУ
После 1 июля 2020 года потребитель электроэнергии получили огромное количество послаблений и привилегий. В частности, их не смогут штрафовать за несвоевременное информирование о нерабочем энергоприборе. Даже если счетчик по какой-то причине вышел из строя или просто его межповерочный интервал вышел, потребителя не могут наказать.
Расчет потребленной электроэнергии при нерабочем приборе учета выполняется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Соответствующее правило закреплено в пункте 1 статьи 157 ЖК РФ. Нормативы прописаны в Постановлении Правительства РФ №306 от 23.05.2006 г.
Нужно ли платить за новый счетчик
По закону расходы на приобретение и установку нового прибора учета потребления электроэнергии возлагается на энергосбытовую компанию. Жильцы отвечают исключительно за сохранность и то только в том случае, если он находится непосредственно в жилом помещении.
Понесенные расходы будут включены в тариф на электричество малыми долями, с целью вернуть вложение в течение нескольких лет. Поставщик не сможет серьезно повысить сумму платежей, потому что нормы повышения стоимости электроэнергии уже заложены на 5 лет вперед. В 2021 году увеличение не должно быть больше чем на 5% от действующей цены.
Схема обмана потребителей
Мошеннических схем вокруг любого новшества больше, чем хотелось бы. С умными счетчиками промышляют как частные умельцы, так и нерадивые управляющие компании.
Самая частая схема обмана, когда в дом к потребителю приходят якобы представители энергокомпаний и запугивают необходимостью срочной замены счетчиков. Для большинства людей страх перед штрафными санкциями и незнание закона играет плохую службу, и они теряют свои деньги. При этом мошенники обычно монтируют абсолютно другой (неподходящий) тип учетного прибора.
Помните, менять счетчики компании будут лишь при истекшем сроке поверки и не раньше. К тому же если сам аппарат стоит за пределами жилого помещения, собственника никто не уведомляет и ни о чем не просит.
Требование денег за переустановку, которая должна проводится бесплатно
Мошенники не работают бесплатно, их главной целью является нажива. Если к вам пришли «мастера», которые выставляют счет за установку нового счетчика, значит это обман. Следует сразу же позвонить в энергосбытовую компанию и уточнить работают ли у них указанные граждане. Если нет, стоит обращаться в полицию по факту мошенничества.