Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

0 0

Германский пароход «Чао-Чао-Фу» вышел из Амоя с 230 китайскими кули на борту. Через некоторое время стало ясно, что все идет не так как надо. Китайцы потребовали доставить их в Сингапур, а поскольку конечная цель маршрута была совершенно другая подняли бунт. Перво-наперво, восставшие разлили по всей палубе керосин с намерением поджечь его в случае невыполнения их требований, затем они попытались остановить машину. Опасаясь расправы, шкипер и другие европейцы из команды парохода забаррикадировались на мостике, подняв сигнал о помощи.

Судьбе команды можно было бы лишь посочувствовать, если бы 23 декабря 1889 г. сигнал не заметили с броненосца «Принц Хендрик дер Нидерланден». Незамедлительно моряки сформировали абордажную партию, которая, несмотря на подожженный керосин, смогла нейтрализовать бунтовщиков. Приняв на борт наиболее опасных зачинщиков, броненосец доставил их 27 декабря на берег, сдав местным властям. Как это ни покажется странным, но в русскоязычной литературе этот эпизод приписан храбрым датчанам

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

Koning der Nederlanden

Обилие переводной литературы, появившейся в последнее время, резко снизило качество выполненных переводов. И, наверное, наиболее характерная ошибка, встречающаяся в трудах «новых русских» переводчиков, заключается в том, что «dutch» они, ничтоже сумняшеся, переводят как «датский». Было бы еще полбеды, если бы все касалось лишь боевых действий храброго датского флота против Японии на Тихом океане. Но в русском языке все чаще начинают встречаться абсолютно парадоксальные эвфемизмы типа «летучего датчанина»

Как, вероятно, уже догадался внимательный читатель, разумеется, речь здесь идет о голландцах нации очень много сделавшей на поприще географических открытий. И что интересно, достичь этих успехов они смогли, изобретя абсолютно новый вид организации, который современные экономисты называют «акционерным обществом». Именно вест-индская и ост-индская компании, в лучшие времена державшие целый флот боевых кораблей, и привели к широкому распространению голландского флага на морях.

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

Prins Hendrik der Nederlanden, 1866г.

Поэтому, когда после поражения в англо-голландской войне 1780-84 гг. распалась ост-индская компания и произошла «приватизация» вест-индской компании, страна столкнулась с проблемой защиты неожиданно доставшихся ей заморских колоний. Так что государство просто вынуждено было содержать два флота: первый для защиты своих прибрежных вод, второй для действия в океане, и, например, к середине XIX века эта пропорция составила 1:2 не в пользу флота метрополии. Парадокс заключался в том, что население метрополии не превышало нескольких миллионов человек. В связи с этим голландцы были просто вынуждены начать широко использовать уроженцев своих заморских территорий намного раньше других европейских государств.

Начало броненосной эры заставило Нидерланды незамедлительно отреагировать на изменение статус-кво и уже в конце 1850-х гг. приступить к созданию своего броненосного флота. Поскольку паровых кораблей в то время у них кот наплакал, страна решилась на весьма оригинальный шаг, вероятно, более не повторявшийся в других государствах (по крайней мере, столь массово). А именно: голландцы придумали навесить броню на свои линкоры и фрегаты, оставив их паруса в качестве единственного движителя. По сути дела, они просто обшивали борта железом, вес которого компенсировался снижениемколичества пушек таким образом, получались практически несамоходные плавучие батареи.

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

Prins Hendrik der Nederlanden

В 1859-60 гг. голландские верфи были загружены реализацией в жизнь этого весьма сомнительного «ноу-хау». В первую очередь переделки коснулись двух построенных еще в 1825 г. 84-пушечных линкоров «Кенинг дер Нидерланден» и «Зеев», после модернизации ставших 32-пушечными «Нептунусом» и «Юпитером» соответственно.

Одновременно шла перестройка четырех 38- и 44-пушечных фрегатов: «Серес» (1830 г.), «Принцес София» (1857 г.), «Принц Фредерик дер Нидерланден» (1840 г.) и «Принц Хендрик дер Нидерланден» (1847 г.), ставших «Драком», «Орканом», «Саламандером» и «Олифантом» соответственно. Длина фрегатов по ватерлинии получилась около 48 м, а водоизмещение возросло до 1400 т у первого и превысило 1800 т у остальных. Самым слабым получился «Саламандер» с его 13 орудиями, а самым сильным 32-пушечный «Олифант».

Все работы были выполнены довольно тщательно, что и предопределило сравнительно долгий для таких кораблей срок службы. Хотя «Олифант» вычеркнули из списков флота десятилетие спустя после переделки, а остальные последовали за ним в 1872-76 гг., опыт эксплуатации «Саламандера» позволяет утверждать, что работы были проведены весьма добротно. Просто время подобных экспромтов быстро ушло в прошлое, и к 1870-м годам они абсолютно устарели. Кстати, упомянутый «Саламандер» еще в 1867 г. передали для учебных целей в Виллемсорде, где он с успехом эксплуатировался аж до 1893 г.! Но и указанный год является лишь годом списания старого корабля голландские историки просто теряют его дальнейшие следы. Имеются сведения (с которыми не все согласны, но тем не менее), что его сдали на слом аж в 1904-05 гг. время, когда началась дредноутская эпоха

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

Однако эти меры «эконом-класса» вряд ли можно счесть адекватными возникшей угрозе. Это понимали и сами голландцы. Поэтому вместе с шестью плавбатареями они провели долгую многоэтапную и довольно дорогую переделку бывшего 74-пушечного линейного корабля «Де Рейтер». Спущенный на воду еще в 1831 г. во Влиссингене, корабль отправился на верфь для первого «курса омоложения» в 1853 г., когда на него поставили 400-сильную паровую машину и снабдили винтовым движителем. В 1860 г. линкор повторно спустили на воду, правда, в его новом качестве количество орудий уменьшилось до 50. Но не прошло и нескольких лет, как руководство санкционировало вторую, еще более кардинальную переделку. Поскольку в 1863-64 гг. стали известны результаты службы «парусных» броненосцев, было решено провести подобные мероприятия и с «Де Рейтером». В результате он обзавелся 150-мм железным поясом и 14 длинными 60-фунтовыми дульнозарядными гладкоствольными орудиями. Водоизмещение после всех этих переделок превысило 2800 т, что сделало «Де Рейтер» самым крупным голландским кораблем того времени.

Сами голландцы весьма положительно оценили опыт эксплуатации своего первого океанского броненосца. Он находился в строю вплоть до ввода новейших башенных броненосцев. И исключение корабля из списков флота в 1874 г. объяснялось отнюдь не ветхостью конструкции, а исключительно анахронизмом самого проекта, тем более что к этому времени в строй вошли полтора десятка новейших броненосцев и мониторов. Кстати, к моменту списания вооружение «Де Рейтера» состояло уже из четырех новейших 229-мм дульнозарядных нарезных орудий Армстронга стандартного вооружения голландских броненосцев того времени.

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

Krokodil

Надо отдать должное руководству Королевского флота Нидерландов, оно быстро осознало ущербность импровизированных броненосцев. А поскольку в стране просто не было средств двигаться вперед методом проб и ошибок, последовало решение о заказе броненосцев в наиболее развитых странах. И снова стоит упомянуть о дальновидности голландских адмиралов, поскольку в дальнейшем броненосном судостроении они сделали ставку исключительно на башни, избежав увлечения казематными, барбетными, батарейными и прочими, оказавшимися в итоге неперспективными кораблями.

Первенцем строящегося нового флота стал «Принц Хендрик дер Нидерланден», заказанный в Англии известной фирме «Лэйрд энд Санс Ко». Весьма символично, что броненосец назвали в честь принца Хендрика, затратившего немало сил для реализации весьма обширной программы первого голландского броненосного судостроения.

Желая сэкономить время, заказчик согласился на увеличенную версию броненосца «Скорпион», строившегося по заказу флота Конфедератов. В результате весьма оперативно страна получила довольно современный башенный броненосец, первые секции киля которого выложили в августе 1865 г. В октябре следующего года корпус спустили на воду, а в марте 1867 г. корабль, подняв красно-бело-синий флаг, вошел в строй.

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

Главный калибр броненосца, состоявший из четырех 229-мм нарезных дульнозарядных орудий Армстронга, располагался в двух вращающихся вручную башнях. Однако обычные механические усилители делали эту работу относительно комфортной, и два человека могли сделать полный оборот башни всего за 20 секунд. Поскольку главное требование для океанского броненосца состояло в хорошей мореходности, конструкторы постарались сделать сравнительно высокий надводный борт, снабдив корпус полубаком и полуютом. Поднять слишком высоко ось цапф орудий главного калибра они побоялись, резонно ожидая снижения остойчивости, и вокруг башен расположился откидной фальшборт высотой в полтора метра, доведя, таким образом, общую высоту борта до 14 футов (4,3 м). Чтобы обеспечить орудиям большие сектора обстрела, рангоут был вынесен на мачты, в нижней части переходившие в треноги. Корпус делился пятью переборками на водонепроницаемые отсеки, а под котельным и машинным отделениями располагалось второе дно.

Хотя броненосец имел всего один 4,7-метровый винт, приводили его в движение две машины, запитываемые четырьмя котлами. Суммарная мощность 2426 лошадиных сил позволяла развить максимальную скорость до 12 узлов.

Устойчивость к вражескому огню обеспечивал главный пояс толщиной 114 мм, заканчивавшийся переборкой той же толщины. Кроме того, каждая башня бронировалась 140-мм плитами. А вот защитная палуба отсутствовала — впрочем, в те времена ее необходимость еще не осознали.

Хотя «Принц Хендрик дер Нидерланден» планировалось использовать в колониях, по ряду причин он отправился к своему главному месту службы в Ост-Индию лишь 19 марта 1876 г. В отличие от существовавшей в ряде государств практики, когда для проведения ремонтов и модернизаций корабли возвращались в метрополию, голландцы все это проводили «не отходя от кассы». Именно в колониях броненосец прошел и перевооружение. В 1890 г. он получил новейшие скорострелки: вместо 37-миллиметровок на нем установили два 75-мм и четыре 37-мм орудия.

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

Stier

В 1891 г. началось восстание на острове Ломбок, переросшее в гражданскую войну. После безуспешных попыток справиться с инсургентами, в 1894 г. местные правители обратились за помощью к голландцам, которые восприняли эту просьбу как весьма удобный случай увеличить свои заморские владения. В июле этого года на пылающий остров отправилась из Батавии экспедиция, насчитывавшая свыше двух тысяч солдат и офицеров в составе броненосца «Принц Хендрик дер Нидерланден» и крейсеров «Кенингин Эмма дер Нидерланден» и «Тромп». Но первые же столкновения с местными повстанцами показали, что легкой прогулки не получится. Потеряв несколько сотен человек, экспедиционные силы запросили подкрепления. Лишь в ноябре, стянув дополнительные воинские части и организовав регулярные бомбардировки с кораблей, голландцы смогли установить контроль над непокорными территориями и включить их в состав своих колоний.

К сожалению, боевые действия показали, что броненосец уже не соответствует современным требованиям ведения войны, и 5 мая 1899 г. его списали, превратив в склад боеприпасов в Сурабайе. В 1901 г. корабль передали в распоряжение Департамента Колоний, но в 1905 г. снова отдали флоту. Дальнейшая судьба первого голландского настоящего броненосца не известна, но по некоторым сведениям, «Принц Хендрик дер Нидерланден» отправился на слом лишь в 1925 г.

Одновременно с колониальным броненосцем голландцы приступили к строительству серии броненосцев для метрополии. По предварительным заключениям выходило,что флот нуждается в двух типах кораблей: первые способные выходить в море, более крупные, и вторые поменьше, годные лишь для обороны портов с возможностью выхода в территориальные воды. Вооружение тех и других кораблей должны были составить по два орудия главного калибра (229-мм орудия Армстронга) в единственной башне. Кстати, это единообразие оказалось весьма кстати, когда в 1880-х гг. была предпринята попытка «апгрейда» находившихся в строю кораблей. Был разработан проект перевооружения башни на одно 280-мм орудие Армстронга с длиной ствола 22 калибра. А поскольку башня у всех кораблей была типовая, перевооружению подверглись все единицы без исключения.

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

Schorpionen

Водоизмещение броненосцев первого типа определялось цифрой 2000 т, скорость 12-13 узлов; второго 1500 т, 7-8 узлов. Официально первый тип классифицировался как броненосный таран, а второй как монитор.

Все заказанные за рубежом броненосные тараны формально принадлежали к одному типу, но, поскольку они строились разными фирмами, отличались как начинкой, так и внешним видом. Получившие названия «Стийр», «Схорпионен» и «Буффель» («Телец», «Скорпион» и «Бизон»), они строились в Биркенхеде, Тулоне и Глазго соответственно. Все, заложенные в 1867 г., уже на следующий год сошли на воду и вскоре вступили в строй.

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

Schorpionen заложен в 1869г. на верфи в Амстердаме, спущен на воду и вступил в строй в 1870г.

Проанализировав положительные и отрицательные качества строящихся кораблей, после дискуссий, основой для первого башенного броненосца голландской постройки, названного «Матадором», был выбран «Буффель». В том же 1867 г. наверфи в Амстердаме состоялась его торжественная закладка. Однако отсутствие опыта строительства кораблей подобного класса привело к тому, что его достройка затянулась, в результате, переименованный к этому моменту в «Гейнею» («Гвинея»), броненосец вышел на ходовые испытания лишь в октябре 1873 г.

Но, несмотря на родственные корни, судьбы кораблей сложились совершенно по-разному. «Стийр» за всю свою карьеру так и не покинул голландских территориальных вод, без особых потрясений дожив до начала Первой мировой войны, когда его, из-за отсутствия какой-либо боевой ценности, наконец разоружили и превратили в понтон. Что интересно, в межвоенный период, когда голландцы начали проводить опыты с авиацией, понтон «Стийр» непродолжительное время использовался как база для гидросамолетов. А в итоге в 1930 г. старый корпус отправился на дно, чтобы стать «подопытным кроликом» для голландских водолазов.

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

Еще более невыразительно прошла служба «Гейнеи» первый блин, как следует из известной поговорки, получился комом. От греха подальше корабль практически не выходил в море, и единственной его акцией, достойной упоминания, стал поход в мае 1876 г. к северу от Фрисланда, предпринятый с целью защиты голландских рыбаков от претензий со стороны их британских коллег. В 1894 г. «Гейнею» вывели из состава флота, и в 1897 г. она отправилась на слом.

А вот «Схорпионену» и «Буффелю» была уготовлена участь, которой могут позавидовать большинство кораблей мира, стать кораблями-музеями.

Перво-наперво следует отметить, что еще по опыту эксплуатации «Принц Хендрик дер Нидерланден» голландцы приняли решение отказаться от парусного рангоута на этих кораблях. В результате, когда осенью 1868 г. корабли вышли на испытания, на них уже стояли две легкие 18-метровые мачты, годные лишь для подъема сигналов.

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

Bloedhond

Поскольку переход «Буффеля» из Великобритании проходил в очень сложных условиях, заставивших опасаться за его благополучный исход, практически все плавания новых броненосцев ограничивались территориальными водами, но, в отличие от «Стийра», «Схорпионену» и «Буффелю» удалось поучаствовать в заграничном плавании правда, лишь в соседнюю Бельгию. В августе 1871 г., вместе с мониторами «Крокодил», «Хейлигерлее» и «Тейгер», они отправились в Антверпен, чтобы возвратить на родину останки солдат, павших в 1832 г. при защите этой цитадели.

В 1877 г. «Схорпионену» вслед за «Гейнеей» пришлось выполнять совершенно нехарактерные для броненосцев функции по охране рыболовства. А 9 сентября 1886 г. броненосец столкнулся в Ден Хелдере с буксиром, ударившим его в кормовую часть. Продержавшись на воде в течение двух часов, что оказалось вполне достаточно для спасения экипажа, корабль отправился на дно. Впрочем, поскольку затонул «Схорпионен» на мелководье, его удалось быстро поднять и отремонтировать. 14 февраля 1903 г. последовало решение о выведении корабля в резерв, с оговоркой, что он сможет снова войти в состав флота в случае мобилизации. Впрочем, международная обстановка этого не потребовала, и 28 ноября 1906 г. корабль передали для нужд береговой обороны Виллемсоорда. Позднее «Схорпионен» последовательно выполнял обязанности торпедной станции, плавучей казармы, блокшива, пока со вступлением Голландии во Вторую мировою войну не был захвачен немцами. После этого судьба бывшего броненосца потерялась в вихре военных действий, но после победы союзники неожиданно обнаружили старый понтон в Гамбурге, где тот использовался как плавучая казарма. В мае 1947 г. буксиры доставили пропажу на историческую родину в Ден Хелдер, где она продолжила свои обязанности плавучей казармы, но уже под голландским флагом: сначала курсантов, потом работников Голландского военно-морского женского департамента и в итоге школы-интерната. К этому времени, правда, бывший броненосец имел вместо названия лишь стандартное натовское литерно-цифровое обозначение А-882. По выслуге лет «Схорпионен» неминуемо бы отправился на слом, если бы в 1980-х гг. им не заинтересовалась одна частная фирма, решившая восстановить первоначальный вид броненосца и переоборудовать его в музей, торжественное открытие которого после семилетнего ремонта состоялось в 1990 г.

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

Luipaard

В 1997 г. голландский флот выкупил свою бывшую собственность, и над старым кораблем вновь взвился военно-морской флаг. После тщательной реставрации, продолжавшейся полтора года, в мае 2000 года «Схорпионен» снова открыл двери первым посетителям.

К этому времени однотипный «Буффель» уже несколько лет исполнял подобные музейные обязанности. А ранее он отметился на празднествах, посвященных 300-летию Бриля, проходивших 1 апреля 1872 г. В сентябре 1873 г. его удостоил своим посещением Его Величество король Нидерландов Вильгельм III. В конце концов, в 1894 г. броненосец вывели из активного состава флота и отправили на завод Роттердама для переоборудования в учебное судно вместе с проведением планового капитального ремонта. Интересно, что после этого корабль непродолжительное время классифицировался как крейсер, но уже в 1896 г. он становится понтоном. Несмотря на многочисленные преобразования и переподчинения, всю последующую жизнь бывший броненосец использовался лишь как плавучее жилье. Капитуляция Голландии в мае 1940 г. мало что изменила в карьере «Буффеля», в отличие от «Схорпионена», так и не покинувшего свою родину. Во время освобождения Голландии бывший броненосец был найден в полузатопленном состоянии в Амстердаме. После проведения спасательных работ его отбуксировали в Роттердам, где к осени 1947 г. капитально отремонтировали. Из событий этого периода интересно отметить лишь то, что до вступления в строй авианосца «Карел Доорман» его экипаж был частично расквартирован на «Буффеле». После долгих лет эксплуатации, в 1973 г., А-884 (так назывался к этому времени бывший броненосец) списали и продали мэрии города Роттердама, которая в итоге сделала из корабля музей, функционирующий по настоящее время.

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

Опыт эксплуатации броненосных таранов быстро показал, что их мореходность весьма далека от идеала и реально мало чем отличается от мореходности обычных мониторов. Поэтому спустя некоторое время все корабли переклассифицировали в мониторы, правда, бывшие тараны стали мониторами первого ранга, а бывшие «чистые» мониторы — второго ранга. Немаловажным доводом за отказ от дальнейшего копирования броненосных таранов стала и цена. Если первые обходились голландским налогоплательщикам в среднем чуть больше миллиона гульденов, то мониторы стоили лишь тысяч 700-800. Все это в итоге привело к тому, что таранов так и осталось четыре единицы, в то время как количество мониторов перевалило за десяток. И все они, кроме «Серберуса» и «Матадора», получили названия различных животных.

Первыми в 1867 г. были заложены «Пантер», «Крокодил» и «Тейгер». Как и в случае с броненосцами типа «Стийр», заказ разделили между несколькими иностранными фирмами. Так, «Пантер» и «Крокодил» строились в Биркенхеде, а несколько более легкий «Тейгер» — в Глазго.

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

В мае 1868 г. Голландия торжественно отметила двухсотлетний юбилей победы при Хейлигерлее, когда наголову был разбит сильный испанский отряд. В результате для поднятия патриотизма приняли решение о переименовании «Пантер» в «Хейлигерлее».

В 1868 г. мониторы вошли в строй, однако, кроме упомянутого плавания в Антверпен в августе 1871 г., ничего достойногоупоминания в их биографии не случилось. Первым из списков флота в 1896 г. был исключен «Тейгер», за ним в 1900 г. последовал «Крокодил», проданный в 1906 г. в частные руки, а однотипный «Хейлигерлее» исключили в 1909 г., чтобы на следующий год сдать на слом.

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

Draak

Таким образом, получив образцы броненосцев от ведущих производителей, голландцы смогли развернуть собственное производство. Всего они построили десять представителей этого класса боевых кораблей четырьмя несколько различающимися сериями. Первая серия, заложенная в 1867 г. Амстердаме, включала всего две единицы «Серберус» и «Блудхонд» («Цербер» и «Ищейка») и представляла копию «Хейлигерлее», в проект которого внесли небольшие изменения. Отсутствие опыта сказалось на сроках постройки, в результате корабли вышли на испытания лишь в 1870 г., когда их зарубежные собратья уже давно находились в строю. Впрочем, это не спасло мониторы от довольно серой жизни. Без особых событий и потрясений они отправились на слом в начале ХХ века.

Зато следующая серия кораблей типа «Пантер» стала одной из самых крупных за всю историю голландского флота и насчитывала шесть единиц: «Пантер», «Хиена», «Хай», «Весп», «Аддер» и «Лейпард» («Пантера», «Гиена», «Акула», «Оса», «Гадюка» и «Леопард»). Заложенные в 1869-70 гг. на верфях в Амстердаме и Фейнорде, корабли начали вступать в строй в 1872 г. Позже всех был построен «Лейпард», заложенный в 1875 г. Впрочем, задержка с его строительством имела и положительные стороны. Если оригинальное вооружение первых пяти мониторов составляли все те же два 229-мм орудия Армстронга и их позднее приходилось перевооружать на более новое 280-мм, то «Лейпард» вступил в строй уже с этим орудием в своей башне. В остальном же «Пантеры» представляли собой чуть уменьшенные версии зарубежных аналогов.

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

В целом и их служба также прошла без особых событий, достойных упоминания: карантинная служба во время эпидемий и патруль в акваториях вверенных им портов вот, пожалуй, и все операции. Из всей шестерки не повезло лишь «Аддеру», затонувшему 5 июля 1882 г. с 65 человеками на борту. Остальные были исключены из списков флота в 1906-07 гг.

А завершили линию развития «портовых» мониторов «Драк» (Дракон) и «Матадор», законченные постройкой лишь к концу 1870-х гг. С точки зрения конструкции, «Драк» представлял собой увеличенную до 2200 т версию тех же «Пантер» и «Серберусов». Оставив на прежнем уровне толщину бронирования и скорость, резерв водоизмещения пошел на усиление вооружения: корабль имел башню с двумя 280-мм орудиями, ровно в два раза больше своих предшественников. Правда, цена «Драка» при этом превысила 1,3 млн гульденов! В связи с явной чрезмерностью на первоначально однотипном «Матадоре» провели серию мероприятий, позволивших серьезно сократить водоизмещение при тех же вооружении, бронировании и скорости, в результате стоимость его лишь немного превысила миллион.

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

Koning der Nederlanden

Кстати, отличительной чертой обоих мониторов стала их начинка, впервые практически целиком произведенная в Голландии. На сей раз даже машины с котлами заказали фабрике Кон, находившейся неподалеку от Амстердама.

И все же, несмотря на все ухищрения, голландцы все равно получили корабли, годные лишь для использования в качестве плавучих батарей для защиты своих портов. Доказательством тому может послужить их биография, в которой практически нет ничего достойного упоминания. Исключенные из списков флота в конце 1910-х гг., корабли отправились на слом в 1914 г

Получив опыт постройки мониторов, голландцы рискнули начать строительство больших океанских броненосцев. 31 декабря 1871 г. Королевская верфь в Амстердаме заложила киль нового 5400-тонного корабля «Кенинг дер Нидерланден», спущенного на воду 28 октября 1874 г.

Отдавая дань моде, корпус броненосца имел таран, выступавший за форштевень на 1,2 м. Поскольку налаживание производства машин большой мощности, каковые были просто необходимы для столь крупного корабля, встретило множественные трудности, главную энергетическую установку пришлось заказать известной фирме «Пенн энд Сонс». Две машины системы «компаунд» приводили в движение единственный винт диаметром 4,9 м. Пар для них вырабатывался семью котлами. Во время ходовых испытаний 26 июля 1877 г. машины развили суммарную мощность 4630 л.с., разогнав корабль до скорости 11,95 узлов. Кроме механической силовой установки, «Кенинг дер Нидерланден» имел три мачты с рангоутом барка, с общей площадью парусов 847 м2.

Главный калибр броненосца составляли четыре 280-мм 25,6-тонных орудия Армстронга с длиной ствола 22 калибра. Впервые в своем флоте голландцы применили гидравлику для вращения башен. Опасаясь из-за малой осадки за остойчивость, цапфы орудий главного калибра были подняты над ватерлинией на высоту всего 3,3 м. Впрочем, для улучшения мореходности высота борта могла быть увеличена за счет экранов, закрепленных на шарнирах. Вооружение дополняли четыре 120-мм орудия Круппа и скорострелки более мелкого калибра. Интересен тот факт, что в оригинальное вооружение броненосца входили даже шестовые мины, быстро убранные из-за своей весьма проблематичной боевой ценности. Броненосец имел сплошной пояс по ватерлинии. Но толщина его колебалась от 200 мм на миделе до 150 мм на оконечностях. Башни защищались 230-мм железными плитами, хотя вокруг орудийных портов толщина брони достигала 305 мм. А вот палуба, по примеру предшественников, также была лишена бронирования.

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

16 февраля 1877 г. корабль официально включили в состав флота, и вскоре он направился к своему основному месту службы, прошедшей весьма спокойно. «Кенинг дер Нидерланден» находился в Ост-Индии без каких-либо эксцессов вплоть до прихода туда в 1894 г. его смены в виде крейсера «Кенингин Вильгельмина дер Нидерланден». После этого 1 апреля 1895 г. было принято решение об исключении броненосца из списков флота. Но сдача на слом довольно крепкого и вместительного корпуса стала бы непростительной роскошью. В результате на верфи в Сурабайе броненосец переоборудовали в корабль береговой обороны, и 1 декабря 1899 г. обновленный «Король Нидерландов» вошел в строй, имея на вооружении четыре 120-мм и два 37-мм орудия. В 1914 г. бывший броненосец полностью разоружили, и он начал выполнять функции блокшива. Сначала на его борту разместились работники аварийной службы, потом он стал судном снабжения базировавшихся на Сурабайю эсминцев, а затем окончательно перепрофилировался в плавучую казарму. В итоге «Кенинг дер Нидерланден» отправился на дно лишь 2 марта 1942 г. — для предотвращения его захвата японцами при капитуляции Сурабайи.

Подводя итог судостроительной активности голландцев, надо отдать должное их целеустремленности в решении этой задачи. Всего за десять лет с 1860 по 1870 гг. они переделали из деревянных кораблей семь и заново построили 16 броненосных кораблей — весьма неплохой результат для такой небогатой станы. Хотя по-настоящему океанскими стали лишь «Де Рейтер» и «Принц Хендрик дер Нидерланден» (к которым немного позднее присоединился «Кенинг дер Нидерланден»), вся эта армада, построенная в довольно сжатые сроки, смогла довольно эффективно обеспечить оборону метрополии. Тем более что побережье Голландии представляло собой мелководную и сильно разветвленную дельту трех крупных европейских рек Шельды, Мааса и Рейна.

Не очень Летучие Голландцы. Броненосная эра в Нидерландах

Koning der Nederlanden

Но эта особенность географического положения Голландии, облегчающая оборону, довольно пагубно сказалась на судостроительных возможностях в отношении крупных кораблей. В итоге приходилось находить весьма сомнительный баланс между наступательными, оборонительными качествами и ограниченной осадкой. Особенно ярко эта диспропорция заметна на «Кенинг дер Нидерланден», ставшем самым крупным боевым кораблем Нидерландов XIX века. Явно океанские обводы довольно плохо сочетались с практически плоским дном, сделав броненосец весьма неважным ходоком. Справедливости ради стоит отметить, что этот недостаток был заметен еще сто лет назад, когда голландские плоскодонные фрегаты пытались противостоять британским линкорам. Нельзя сказать, что 3,2 млн гульденов, затраченных на «Кенинг дер Нидерланден», были выброшены на ветер, но, по крайней мере, они заставили задуматься над путями дальнейшего развития и совершенствования. Поэтому следующий броненосец — «Рейнир Классен» — заложили лишь полтора десятилетия спустя. А за это время голландцы смогли провести реконструкцию своих каналов и углубить выходы в море. Так что уже в середине 1890-х гг. они смогли создать целое семейство ни на что не похожих вполне мореходных броненосцев береговой обороны.

Статья была опубликована вавгустовскомномере журнала «Наука и техника» за 2013 год

Источник: naukatehnika.com

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy