Крылатые ракеты КСР-2 и КСР-11

0 0

В 1956 г. дубненское ОКБ-2-155 А.Я. Березняка начало разработку экспериментальной ракеты КСР для отладки системы наведения «Рубикон» снаряда К-14. Его довести не удалось, но из КСР сделали боевую ракету с активной радиолокационной головкой самонаведения КС-2 (КС-II) и двухрежимным ЖРД С2.721В. Носитель Ту-16КСР получил балочные держатели, станцию наведения «Рубикон» и РЛС К-I, которая обнаруживала и сопровождала морские цели на дальности 120-160 км, а наземные – 200 и 160-180 км соответственно.

В испытаниях 1 июля – 15 ноября 1958 г. скорость КСР-2 лишь незначительно превысила звуковую, ГСН теряла цель, а устойчивость была недостаточна и вероятность попадания хотя и превысила 50%, но оказалась ниже, чем у КС-1. Это исправили установкой новой АРГСН КС-2М с увеличенной антенной и переносом стабилизатора с киля на фюзеляж. Ракету приняли на вооружение 30 декабря 1961 г. под названием КСР-2, начав выпуск на заводе № 256 в Дубне, а затем на саратовском авиазаводе № 292.

Крылатые ракеты КСР-2 и КСР-11

Пуск крылатой ракеты КСР-2 с борта самолета-носителя Ту-16Фото: http://missiles.ru/foto_KSR-2

Под новый ракетный комплекс К-16 были переоборудованы 155 строевых бомбардировщиков Ту-16А Дальней Авиации СССР, которые получили наименование Ту-16КСР-2А, и 50 морских Ту-16КС, названных Ту-16К-16. Ракета КСР-2 поставлялась на флот с фугасно-кумулятивной боевой частью ФК-2 и с фугасной БЧ с активной оболочкой типа ФК-2Н. Первыми КСР-2 освоили экипажи 540-го морского ракетоносного авиаполка 33-го учебного центра Авиации ВМФ, а всего их получили четыре полка АВМФ. Их целями были корабли охранения авианосной группы. Рассматривалась возможность применения КСР-2 и по авианосцам, но для этого требовалось не менее 40-60 ракет – залп целого полка. В девять полков Дальней Авиации КСР-2 поступали и с обычными, и с ядерными БЧ – они могли использоваться и по наземным, и по морским целям.

Против радаров ПВО была создана крылатая ракета КСР-11 – модификация «двойки» с пассивной ГСН 2ПРГ10. Для действий по РЛС кораблей она комплектовалась БЧ от серийной КСР-2, а по наземным – новой осколочно-фугасной. В 1962 г. совмещенный комплекс К11-16 в составе носителя Ту-16 и ракет КСР-2 и КСР-11 был принят на вооружение Дальней Авиации, а в 1965 г. – и Авиации ВМФ. Им оснастили 156 строевых Ту-16А(ЗА) Дальней Авиации, которые были обозначены Ту-16КСР-2-11, несколько Ту-16КСР-2А (Ту-16КСР-2-11), но остальные 211 самолетов этого типа получили другое оборудование и индекс Ту-16К-11-16. На флоте переоборудовали 230 Ту-16КСР-2А и Ту-16С, которые стали также называться Ту-16К-11-16, хотя отличались и по конструкции, и по оборудованию.

Это был самый распространенный советский авиационно-ракетный комплекс. Его самолеты несли РЛС «Рубин-1К», командную аппаратуру «Рубикон» для ракет КСР-2 с активной радиолокационной ГСН и станцию целеуказания «Рица» для «пассивных» КСР-11.

Выпуск ракет КСР-11 также шел в Саратове и ведущие специалисты этого завода наряду с создателями ракет КСР-2 и КСР-11 были награждены Ленинской премией.

В 1968 г. появилась модернизированная КСР-2М: благодаря новой системе управления, снизившей величину просадки после сброса, минимальную высоту пуска довели до 500 м. Усовершенствованная РЛС носителя «Рубин-1» обнаруживала крейсер на дальности 220-290 км, а ГСН ракеты сопровождала его за 180-200 км. Станция «Рица» засекала вражескую РЛС за 350 км. В процессе эксплуатации была введена ампульная заправка окислителем, что упростило эту процедуру, и повысило ее безопасность.

В 1968 г. 20 носителей ракет КСР-2/-11 с упрощенной одночастотной аппаратурой были поставлены в Египет и еще несколько в Ирак. По израильским данным в войне 1973 г. из 82 запущенных ракет попали только 5, выведя из строя две РЛС и склады топлива. В 80-х гг. Ирак, применил их по иранским нефтяным терминалам также без особого успеха. Низкую эффективность можно объяснить недостаточной квалификацией и моральным духом арабских летчиков и экспортными одночастотными ГСН, но не исключено, что показатели точности занижены – ведь по сей день мы пользуемся сведениями лишь израильских и западных источников, а данные другой стороны недоступны, не говоря уже об отчетах советских военных специалистов, командированных в Египет и Ирак в то время.

С появлением сверхзвуковых ракет КСР-5, носители старых КСР-2/-11 были переоборудованы, сохранив их в качестве учебных до начала 90-х годов. Но часть таких ракет переделали мишени КРМ-2 (МВ-1) для имитации высотной сверхзвуковой цели: их скорость довели до 2760 км/ч на высоте 22,5 км.

Тактико-технические данные крылатой ракеты КСР-2М (отличия в скобках – КСР-11)

Система наведения: программируемый автопилот АП-72-4, система радиокоррекции «Рубикон», АРГСН КС-2М (то же и ПРГСН 2ПРГ-10). Двигатель: ЖРД С2.721В, 1200/700 кгс. БЧ 850 (840) кг. Дальность пуска 200 км. Скорость 1250 км/ч. Высота полета 500…11000 (4000…11000) м. Высота пуска 500…10000 (4000…10000) м. Вероятность попадания >50 (80…90)%. Масса стартовая 4077 кг (4000) кг. Длина 8,650 (8,700) м. Диаметр корпуса 0,960 м. Размах крыла 4,52 м. Площадь крыла 8 кв.м

Источник: naukatehnika.com

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy