Добро пожаловать историко-культурный комплекс «Линия Сталина» — это огромный музей под открытым небом с сотнями единиц военной техники и редкими образцами советской фортификации. Но причём тут вообще товарищ Сталин? — давайте попробуем разобраться.
Итоги «окопных сражений» первой мировой войны, когда попытки сдвинуть линию фронта на несколько километров стоили сотни тысяч человеческих жизней — оставили «след в умах» и европейские страны более-менее восстановившись после первой мировой войны начали готовиться ко второй.
Военным инженерам достался огромный фронт работ — укрепления протянулись на десятки, а то и сотни километров. Они стали называться линиями: линия Мажино, линия Маннергейма и наша «Линия Сталина».
Правда при всём культе личности так называемая линия Сталина — плод фантазии журналистов западной прессы, в СССР общего названия у неё не было и укрепление рассматривали лишь как комплекс из тринадцати «укрепрайонов». (например, Карельский и Псковский)
Забегая вперёд, стоит сказать, что большая часть подобных сооружений себя не оправдала и виной тому техника, подобная той которую вы видите на фото. Строительство «Линии Сталина» было начато в 1928 году и в то время авиацию и бронетанковые части ещё не научились использовать для прорыва и обхода укрепленных районов.
Эффективность подобных укреплений против современных видов наступательных оставляла желать лучшего. Конечно, Красная Армия в ходе первых наступательных операций «пообломала зубы» о финские укрепления, но получив необходимый опыт прорвала оборону линии Маннергейма. (которая впоследствии практически целиком оказавшаяся на советской территории была срыта или подорвана сапёрами)
Дальнейшие события Второй Мировой войны и вовсе стали наглядной демонстрацией того, что линии фортификационных укреплений не справлялись с поставленными перед ними задачами.
Сейчас от укреплений тех лет осталось мало и тем ценны экспонаты, которые теперь хранятся на территории музея. Особо интересными мне показались бронеколпаки и танковые башни на поворотных платформах.
Также внимания заслуживают виды заграждений. Остатки подобных средств защиты мне неоднократно попадались на заброшенных военных объектах оставшихся от Советского Союза.
Линия Сталина считается одним из самых больших фортификационных сооружений в мире, шутка ли — 1200 километров укрепленный границы от Карелии до Черного Моря. Но стоило ли оно того?
Вопрос сложный. Оценку правильности решений советского руководства давать в ретроспективе, конечно, удобно, но вряд ли уместно. Тем не менее стоит отметить, что стоимость одного только Летичевского укрепрайона обошлась в 16 миллионов рублей. (для понимания, столько же стоили 300 танков Т-26 по 50 тысяч рублей каждый)
Возможно, что без мнимой уверенности в неприступности рубежей и большему вниманию, уделенному бронетанковым корпусам и авиации в глубоком тылу начало войны для СССР было не столь катастрофическим, но в изучении истории не уместно сослагательное наклонение.
Ведь тот же Минский Укрепрайон, на остатках которого и сформирован данный музей, уничтожил в ходе оборонительных боёв до 300 танков противника (по немецким данным 210 танков) — свою роль в войне укрепления сыграли. Заглядывая в прошлое, легко увидеть ошибки планирования и придумать «как сделать лучше», но тогда были другие представления о ведении войны как на суше, так и море. Стоит вспомнить только огромные линейные крейсеры-гиганты, так и не вступившие друг с другом в бой, но это, как говорится, совсем другая история…
В качестве заключения — музейный комплекс бесспорно заслуживает внимания, но является слишком обобщенным и оружие Великой Победы здесь соседствует с относительно современными образцами вооружений и с краеведческой точки зрения, хотелось бы большего внимания тому периоду нашей истории, в который была построена «Линия Сталина». Значительная часть экспонатов к описываемым событиям, к сожалению, отношения не имеет так как является значительно более новой.
Каталогизация: #urbexbelarus (индустриальный туризм в Беларуси)