Сегодня, в разгар второй холодной войны эксперты снова сравнивают военную мощь двух главных мировых держав – России и Америки, которые, как и прежде, противостоят друг другу. К счастью, даже в Сирии, не говоря об Арктике, Балтике и Черном море, это не война в обычном понимании. Сражения идут в «коридорах власти» и штабах стран-участниц, в научных, конструкторских и производственных предприятиях военно-промышленных комплексов, но войска и флоты противников пока лишь ведут боевую подготовку на полигонах, а если боевые действия – то против третьих сторон. Однако кто знает, как будут развиваться события дальше? Этот вопрос касается всех, потому и вызывает такой интерес.
Средства массовой информации рисуют для нас этот грандиозный «бой с тенью», происходящий сейчас. Основываясь на тех опубликованных данных, которые кажутся автору наиболее достоверными, на страницах НиТ мы рассмотрим лишь один, но крайне важный аспект мыслимой битвы.
Главная сила
В разыгрываемых виртуальных сражениях важнейшая роль отводится соотношению воздушной мощи, которая может стать решающим фактором в возможном столкновении мирового масштаба. Если оно пойдет по неядерному сценарию, очевидно стратегические бомбардировщики будут отодвинуты на второй план, а главную роль возьмет на себя авиация фронтовая, или как говорят на Западе тактическая.
Как бы ни хотелось американским стратегам свести такую войну к расширенному подобию тех операций, что они ведут сейчас на Ближнем Востоке, это не удастся. Маневренный их характер возможен, но прямого столкновения между сравнимыми по численности и оснащенности общевойсковыми группировками не избежать. И на неядерном его этапе американские самолеты В-52Н и В-2А, как и российские Ту-95МС/МСМ и Ту-160, включая модификации М и М2, смогут работать только по вскрытым еще до «часа Ч» тыловым целям крылатыми ракетами большой дальности. Для ударов по пришедшим в движение войскам вблизи линии боевого соприкосновения (ЛБС) не хватит времени на сбор разведданных, а их чрезвычайно плотная противовоздушная оборона не позволит применить тяжелым бомбардировщикам оружие малой дальности по принципу «сам увидел – сам уничтожил».
Самолеты типа В-1В и Ту-22М3 могут использоваться в зонах со слабой ПВО и над морем, но и там не станут главным или, по крайней мере, единственным средством достижения победы. Вообще их использование в тактических операциях неядерных войн большой интенсивности вызывает сомнения. Потери могут быть просто колоссальными, а эффект – ничтожным, что в данном случае ограничивает круг их возможных задач по сравнению с теми, которые они могут выполнять против врага, не имеющего истребителей и зенитных ракетных комплексов – ЗРК.
Задачи фронтовой авиации наоборот расширяются, и основной становится завоевание и постоянное удержание господства в воздухе, включая подавление сетей управления и ПВО огневыми и радиоэлектронными средствами, а также блокирование авиабаз. Это даст свободу дальнейших действий – разведки и ударных операций. А их успех и есть основная цель. На фронте – это уничтожение сил противника на позициях и изоляция районов боев – здесь целями будут резервы на марше и в местах сосредоточения, а также транспортные сети всех видов с их узловыми пунктами и в первую очередь аэродромы и полевые посадочные площадки.
Вне зависимости от способности кораблей ВМФ России оказать ощутимое сопротивление в таком конфликте многократно превосходящим морским силам НАТО, действия в ближней морской зоне также будут иметь решающее значение. Стратегические десантные операции, наряду с воздушным наступлением, являются для США традиционным способом ведения войны, защититься можно лишь решительным противодействием самой высадке, закреплению и продвижению противника, а также его снабжению. Оно в случае успеха десанта становится ключевым вопросом.
Россия располагает традиционно сильной береговой ракетной обороной, тем не менее, основой мощи ее флота остаются подводные лодки и авиация. Но с 1990-х гг., когда она оказалась усилена за счет передачи некоторых частей авиации фронтовой, подпадающих под Договор об ограничении обычных вооружений в Европе, ее доля постепенно снижается и, что главное, из состава ушли дальние ракетоносцы. Остающиеся тактические самолеты Су-24 и Су-30СМ сравнительно многочисленны, но на приморских направлениях придется задействовать дальнюю и фронтовую авиацию.
Америка и НАТО располагают мощным авианосным флотом, но и им в десантных операциях без сухопутной тактической авиации тоже не обойтись.
Численность штурмовиков Су-25 и А-10 ныне существенно сократилась. Как и ранее, в Военно-воздушных силах РФ основную часть фронтовой авиации составляют истребители, предназначенные в основном для воздушного боя. Это МиГ-29, Су-27 первых модификаций, а также Су-33, в НАТО им противостоят в основном европейские «Мираж» 2000 и «Гриппен» плюс американские F-15С и F-22A. Модернизированные и новые истребители МиГ-29СМ, Су-27СМ, Су-30СМ и Су-35С с одной стороны и F-16C, F/А-18E, F-35, «Тайфун» II, «Мираж» 2000D/N и «Рафаль» имеют усиленное вооружение класса воздух-поверхность и соответствующие прицельные системы, но и их одних для планируемого масштаба операций может не хватить.
Потому важнейшую роль в глобальном неядерном конфликте должны сыграть наиболее мощные тактические ударные самолеты. В ВВС России сегодня это Су-34, о котором мы подробно рассказали в НиТ № 12 в 2017 г. и 1-2 2018 г., а сейчас мы вкратце познакомимся с историей появления его основного противника – американского тактического ударного самолета F-15E «Страйк Игл». Он был разработан фирмой «МакДоннелл-Дуглас» (MDD), а сейчас является интеллектуальной собственностью «Боинга».
В авиации СССР тактические ударные самолеты обычно относили к фронтовым бомбардировщикам, а в НАТО – к истребителям-бомбардировщикам, что должно было определять разницу в технических особенностях и способах применения. Но и советские Як-28 и Су-24, и американские F-105 и F-111A/D/E/F были «истребителями» лишь по обозначению, не могли вести наступательный воздушный бой в силу особенностей вооружения и прицельно-навигационного оборудования, зато имели большие значения радиуса действия и полезной нагрузки.
Хотя F-111 был назван самым эффективным американским самолетом войны во Вьетнаме, и в США не признали ни одной потери их от истребителей противника, но завоевать господство в воздухе над ДРВ им не удалось, что крайне ограничило действия тех же F-111. Считавшиеся устаревшими легкие истребители МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21 ВВС Демократической Республики Вьетнам сбивали более мощные и оснащенные американские F-105, F-4, F-8 и другие, как только воздушный бой переходил на малые дистанции. А такие «неуязвимые» самолеты, как F-111, умело «загоняли» в зоны с сильной ракетной ПВО, которая их и сбивала.
По американским данным, соотношение потерь в воздушных боях над Северным Вьетнамом достигало в худшие для них периоды войны четыре к одному в пользу ВВС ДРВ, а по данным независимых экспертов – восемь-десять к одному.
С такой оценкой командование ВВС США никогда не соглашалось, но и признанные ими потери произвели буквально эффект разорвавшейся бомбы. Было срочно начато проектирование нового истребителя под лозунгом «ни фунта веса на ударное вооружение!». Американской авиации кровь из носу был нужен самолет, который превзошел бы советских противников в воздушном бою, и именно в таком ключе перспективный тактический истребитель F-X и создавался. Но по пути к этой цели сама она поменялась.
Разработка проекта F-Х началась в 1965 г., опытный YF-15A впервые взлетел 27 июля 1972 г., через два года, 4 ноября 1974-го первый учебно-боевой TF-15A / F-15B был сдан в 555-ю учебную тактическую истребительную эскадрилью ВВС США, а в январе 1976 г. начались поставки одноместных боевых F-15A в строевые части.
Эксплуатация этого большого и мощного самолета показала, что его ударные возможности и радиус действия можно увеличить, как казалось тогда, не ухудшая существенно маневренные качества, лишь несколько поступившись скоростью. Созданные для него конформные баки CFT не выдерживали воздушного напора на больших числах Маха, а без них радиус действия с бомбами был недостаточен. Сделанный под них F-15C совершил первый полет 26 февраля 1979 г. и в 1985 г. начались его поставки ВВС США. Его модернизация по программам MSIP и дальше шла, прежде всего, по тому пути, на который толкал рост стоимости и сокращение численности боевых единиц авиатехники – к улучшению возможностей работы «по земле» в ущерб воздушному бою.
«Бьющий орел»
В конце 1970-х гг. по собственной инициативе и за свой счет фирма MDD проработала двухместную ударную модификацию F-15. Предполагалось поставлять такие самолеты и ВВС США, и на экспорт. Продвижению на внешний рынок придавалось первостепенное значение, и для этой модификации было введено рекламное наименование «Страйк Игл» – Strike Eagle можно перевести как «ударный» или «бьющий орел», но также и «производящий впечатление».
Для самолета F-15C шла разработка конформных баков-контейнеров FAST Pack (Fuel And Sensor Tactical Packs – тактические контейнеры для топлива и датчиков). Удлиненные обтекаемые модульные конструкции прилегали к бортам фюзеляжа и могли в зависимости от задачи вмещать топливо, дополнительное оборудование и ракетные ускорители. Но это оказалось дорого и неудобно, сами баки пришлось уменьшать и усиливать, они блокировали все четыре пусковых устройства ракет воздух-воздух средней дальности, зато на упрощенных и не предназначенных для БРЭО конформных баках CFT появились 12 новых точек подвески вооружения.
В это же время ВВС США провели научно-исследовательские работы DRF (Dual Role Fighter – «Двухцелевой истребитель») и ETF (Enhanced Tactical Fighter – «Тактический истребитель с расширенными возможностями») с целью определение возможного облика двухместного ударного самолета и перехватчика ПВО. И фирма, и ВВС собирались заменять или дополнять устаревающие тактические ударные самолеты F-111D/E/F и полностью менять перехватчики F-106 и F-4.
Для такого самолета намечалось использовать результаты испытаний летающих лабораторий NF-15B «Эджайл Игл» с передним горизонтальным оперением и плоскими соплами двигателей с управляемым вектором тяги, а также F-15B-20-MC «Игл Файрфлай» с объединенной автоматизированной системой управления полетом и оружием, которая оптимизировала траекторию при атаки цели, внося поправки в команды летчика сообразно тактической обстановке и режиму полета. Но наряду с преимуществами эти программы показали и технические проблемы, к тому же слишком дорого стоили, потому выбрали простейший путь переделки в ударный учебно-боевого F-15D.
Конкуренты из «Дженерал Дэйнемикс» (GD) для той же цели «перелицевали» свой F-16 «Файтинг Фалкон». Новый F-16XL превратился в эффектную «интегральную бесхвостку» и выглядел гораздо круче «квадратного» «Страйк Игла», но тот брал больше вооружения и для запуска серийного производства не требовал такой переделки заводской оснастки.
Его отсеки двигателей были приспособлены под перспективные ТРДДФ c увеличенной взлетной тягой – на 2969 кгс каждый. Для размещения дополнительного оборудования емкость внутренних топливных баков уменьшили на 193 л.
Планер, системы управления и шасси были усилены из расчета на максимальный взлетный вес 36741 кг, общий вес подвесного вооружения увеличили с 5610 до 10637 кг. В его состав включили дополнительные типы свободнопадающих и управляемых бомб и кассет, а также вооружение, которого у предыдущих модификаций не было – атомные бомбы В61 и управляемые ракеты воздух-поверхность AGM-65D. В дополнение к ракетам воздух-воздух средней дальности AIM-7F/M «Спэрроу» появились AIM-120A AMRAAM – они пока имели меньшую дальность, но активная радиолокационная ГСН не требовала постоянного подсвета цели бортовой РЛС носителя и в перспективе позволяла залповый пуск по нескольким целям. Новые ракеты были легче, и их можно было брать не четыре, а восемь – при отказе от оружия малой дальности AIM-9, общее число их на борту не менялось.
Модернизированный локатор APG-63 приобрел возможности обнаружения наземных и морских целей, а также картографирования, но главным средством здесь становилась оптика. Маловысотная инфракрасная система навигации и целеуказания для ночного применения LANTIRN (Low Altitude Navigation and Targeting Infra-Red system for Night) состоит из двух контейнеров, подвешиваемых на новые узлы под воздухозаборниками.
Станция AN/AAQ-13 весом 205 кг обеспечивает получение и вывод на индикатор на фоне лобового стекла (ИЛС) теплового образа местности перед самолетом с неподвижной камеры инфракрасной системы переднего обзора FLIR (Forward Looking InfraRed) с разрешением, достаточным для пилотирования. В том же контейнере находится РЛС следования рельефу местности, которая обеспечивает автоматический полет на высоте 61 м над вершинами холмов и по прямым долинам ниже верхних их точек с таким же расстоянием от дна и склонов. Контейнер AN/AAQ-14 весом 240 кг также дает на ИЛС тепловое изображение цели и местности, но позволяет ее автоматический захват и подсвет лазерным дальномером-целеуказателем (ЛДЦ) самолета. Он автоматически передает эти данные в ГСН ракет AGM-65 и управляемых бомб, которые в таком случае могут наводиться без участия оператора. Используя контейнеры AN/AAQ-13 и AN/AAQ-14, экипаж мог в любую погоду и ночью выйти к цели на предельно малой высоте, найти ее и поразить высокоточным оружием (ВТО) с телевизионным, инфракрасным или полуактивным лазерным самонаведением. Но в случае использования «лазерных» бомб цель должна оставаться перед самолетом, для чего при атаке с малой высоты он должен сделать «горку» и спикировать на нее. Не делать этого и «не подставляться» под огонь ПВО позволял контейнер Pave Tack, камеры и лазер которого поворачивались и назад как в советской системе «Кайра» самолетов Су-24М и МиГ-27К, но он был тяжелым и ненадежным.
Для такой атаки было достаточно одного пилота, но заказчик счел необходимым иметь на борту и оператора вооружения (Weapon System Officer), который не только может подменять пилота в дальнем полете, но и управлять высокоточным оружием с дальностью, превышающей прямую видимость. Как и инструктор на учебном F-15D, на новом самолете он размещался в задней кабине. Оборудование кабин стало новым, а его основу составили широкоугольный ИЛС и многофункциональные дисплеи (МФД) – три у пилота и четыре у оператора, пока все монохромные и с электроннолучевыми трубками.
В начале 1980-х гг. от программы ETF отказались, и финансы перебросили на DRF – проекты фирм MDD и GD получили обозначения F-15E и F-16E. В согласованных ВВС и подрядчиками требованиях был пункт о возможности переоборудования в модификацию DRF серийного самолета, что было невозможно с F-16Е, который «лишился» горизонтального оперения и приобрел совершенно новое крыло. «Страйк Игл» обещал больший радиус действия при лучшем вооружении и, невзирая на дороговизну в производстве и эксплуатации, 24 февраля 1984 г. был объявлен победителем конкурса.
Он был запущен в серийное производство на заводе MDD в Сент-Луисе в Миссури на юго-востоке США – полное название предприятия в системе МО США на то время Air Force Plant 84 (McDonnell), а сокращенное – McAIR. Серийный «Страйк Игл» в чем то стал чуть хуже (не были готовы двигатели F110-PW-229, пришлось отказаться от контейнеров со «смотрящим назад» ЛДЦ Pave Tack и дополнительной пушкой, а боезапас основной сократили с 940 до 512 снарядов. Зато самолет получил новый локатор AN/APG-70, который сопрягался с системой LANTIRN при решении задач навигации и обнаружения наземных целей.
Головной F-15E был облетан 11 декабря 1986 г. Хотя опережающие испытания новых его систем и вооружения шли с 1980 г. на переоборудованных машинах первых модификаций, к строевой службе он был еще не готов. Например, управляемые бомбы GBU-15 при сбросе с горизонтального полета с подкрыльевых пилонов могли не отходить вниз, а «отставать» от самолета, задевая пилон, заднюю кромку крыла и стабилизатор. Пришлось дорабатывать устройства отделения и программное обеспечение (ПО) системы автоматического управления боеприпаса.
В 1988 г. первый F-15E был передан в 461-ю тренировочную эскадрилью тактических истребителей, а строевая 336-я начала эксплуатацию «Страйк Игла» с 1989 г. В октябре 1990-го достигли начальной боеготовности первых машин, а в августе 1991-го – полной всего парка. Но пока не получалось сопряжение РЛС APG-70 и оптики LANTIRN, в ней не работал ЛДЦ и из всего ударного вооружения экипажи применяли только пушки и свободнопадающие бомбы – правда, лучше любого другого самолета ВВС США.
С начала разработки многоцелевого тактического истребителя с расширенными ударными возможностями F-15E «Страйк Игл» прошло примерно 12 лет. Невзирая на все проблемы, был создан мощный, универсальный и, главное, обладающий значительными возможностями дальнейшего совершенствования боевой комплекс, ныне составляющий основу ударной мощи тактической авиации не только США, но и некоторых азиатских союзников Америки – Израиля, Саудовской Аравии, Сингапура и Южной Кореи.
Противники лицом к лицу
Как мы рассказали в статье «Тридцатьчетверка XXI века», противостоящий «Страйк Иглу» российский Су-34 тоже делался на базе двухместного учебно-боевого варианта истребителя IV поколения, но путь от первого эскиза до строевого полка он прошел примерно за 25 лет. Гораздо больший срок объясняется главным образом тем «провалом», в котором российская «оборонка» оказалась с распадом СССР, но и объем изменений на нем был больше. Если F-15E это лишь модификация «спарки, и переделки планера почти не затронули основную «громаду» физических плазов, эталонов, шаблонов, штампов и стапелей, то Су-34 – это действительно новый тип, и за сразу бросающимися в глаза отличиями от Су-27УБ стояла необходимость делать многое заново.
Если «Страйк Игл» остался самолетом классической компоновки с оперением за центром масс и продольным расположением экипажа, то Су-34 стал интегральным продольным трипланом с передним горизонтальным оперением и несущей «плоской» носовой частью фюзеляжа. Он имеет бронекабину с гораздо более удобным для решения ударных задач размещением экипажа бок о бок и повышенным комфортом, шасси с расчетом на полевой аэродром и в основном внутреннее расположение прицельных систем и топлива. У противника вся оптика и РЛС огибания рельефа в контейнерах, ухудшающих его аэродинамику, а для решения большинства задач надо как минимум два, а то и три подвесных бака.
Как мы уже говорили, и первые F-15E, и Су-34 вошли в строй лишь с частью работающих боевых систем и вооружения, имели множество конструктивно-производственных недостатков. Заказчики требовали их устранения и дальнейшего совершенствования приобретенных боевых комплексов, что делается путем их последовательной модернизации. Замена и появление нового оборудования, естественно, влияет на тактико-технические данные, причем не все их пункты растут – за каждый «плюс» приходится платить, в том числе скоростью, маневренностью, дальностью.
Как и СССР, Российская Федерация не сообщает официально тактико-технические данные своих самолетов, но и в США от этого в последнее время отказываются. Последней модификацией «Игла», для которой рассекречены стандартные характеристики, является F-15С – в открытом доступе есть соответствующая книга, ВВС США феврале 1992 г. Для модификации «Е» автору такого документа найти не удалось и придется пользоваться экспертными оценками.
Перебрав более десятка источников на каждую машину, я попытался проанализировать их на предмет достоверности и определить, к какой же конфигурации самолетов-противников они относятся. «Концы с концами» с точки зрения веса вооружения, заправки и летных данных сошлись для F-15E в том виде, который он приобрел после двух первых модернизаций к 1998 г. – с двигателями F100-PW-229 взлетной тягой на форсаже по 12694 кгс. Данные для Су-34 соответствуют машине 2014 года выпуска после 1-го этапа доработок с измененным крылом, встроенной электронно-оптической обзорно-прицельной системой, двигателями АЛ-31ФМ1 тягой 13500 кгс и вспомогательной силовой установкой.
Для F-15E стоящие доверия тактико-технические данные удалось найти для двух вариантов загрузки и заправки – воздушный бой и удар по наземной цели. В первом заполнены только внутренние баки и конформные CFT (на этом самолете, в отличие от F-15C/D они снимаются только для ремонта), а второй предусматривает на 670 кг меньшую заправку внутренних баков, но и три подвесных – два бака под крылом и один под фюзеляжем. Воздушный бой F-15E ведет только с четырьмя ракетами AIM-120 с активной радиолокационной ГСН, а для атаки наземного объекта он несет 12 свободнопадающих бомб Mk.82 низкого сопротивления весом по 241 кг каждая, пилотажно-навигационный контейнер AN/AAQ-13 и четыре «тепловых» оборонительных ракеты малой дальности AIM-9.
В отношении Су-34 есть данные о смешанной конфигурации «атака с прорыва» – активный воздушный бой с истребителями противника, а затем удар по наземной цели, и «чистый» удар по наземной цели. В случае «большой неядерной войны» противостоящая объединенным силам НАТО российская авиация будет в меньшинстве, потому Су-34 наверняка придется самостоятельно «прорубать» дорогу к целям по той простой причине, что для большинства операций не хватит истребителей прикрытия. В обоих случаях для него расчет ведется полную заправку внутренних баков, а во втором – еще и на подвесной бак. Для нейтрализации заслона вражеских истребителей Су-34 несет две ракеты воздух-воздух средней дальности Р-27ЭР с полуактивной радиолокационной ГСН и четыре «тепловых» Р-73 промежуточной дальности плюс шесть «штурмовых» фугасных авиабомб ФАБ-500Ш весом по 525 кг. В чисто бомбардировочной конфигурации их число увеличено вдвое при таком же ракетном вооружении.
Проводя сравнение, я опирался на эти данные, используя критерии аэродинамического и конструктивного совершенства, изложенными в статье одного из создателей истребителя Су-27 В.И. Антонова о развитии самолетов IV поколения в журнале «Техника Воздушного Флота» № 1 за 1992 г. Итак, начнем – в следующей части статьи посмотрим, кто и в чем лучше.
Продолжение следует