Наблюдая за событиями, происходящими вокруг, мы невольно отмечаем, что люди, совершающие неблаговидные и аморальные поступки, в большинстве случаев живут лучше, чем добропорядочные граждане. Мыслящему человеку кажется парадоксальной ситуация, когда добрых, отзывчивых людей преследуют беды, а форменные грешники наслаждаются счастливым существованием. Создается впечатление, что беззаконные деяния совершенно не влияют на человеческую жизнь и остаются безнаказанными со стороны Бога.
У людей закрадываются сомнения в необходимости соблюдения заповедей, ведь они видят пример того, что нарушение не влечет за собой никакой расплаты. Существует гражданское правосудие, но верующие христиане хотели бы получить доказательства того, что именно Всевышний карает преступников. Поэтому возникает логичный вопрос: почему Бог не наказывает плохих людей? Духовные наставники ищут ответ на этот вопрос в Святом писании.
Бог терпелив, но строг
С духовной точки зрения человек – не только материальное тело, но в первую очередь душа, которая после смерти физической оболочки не умирает, а отправляется к престолу Бога. Именно там свершается высшее правосудие. Библия призывает: «не завидуйте славе грешников, ибо не знаете, каков будет их конец».
Старец Паисий Святогорец говорил о том, что терпение Господа не знает границ: Он одинаково милостив и к праведникам, и к грешникам. Заблудших людей Бог оставляет безнаказанными при жизни, чтобы они имели возможность раскаяться. Он терпеливо ждет, пока грешники осознают глубину своих проступков и придут с покаянием. Старец указывал: несмотря на процветание, дело лукавых людей непременно рухнет. И в Судный день у них не будет оправдания, ведь Бог давал им время раскаяться, а они не сделали этого. Следовательно, грешники получают по заслугам: лишаются возможности переступить врата Рая, и отправляются к вечной погибели.
Преподобный Марк Подвижник предупреждал, что если кто-то грешит и не кается, не подвергается скорбям до последнего вздоха, то суд Божий будет свершен над ним без всякой милости. Господь сам ведает, кого, когда и как наказывать, и людям не следует вмешиваться в промысел Божий.
Наказание в земной жизни
В Новом Завете исследователи выделяют несколько моментов, в которых прямо говорится, что Бог может карать людей не только в будущей, но и в земной жизни. Так, Господь распорядился, чтобы посредством апостола Павла был ослеплен лжепророк. А супружескую пару Анания и Сапфиру за грех сребролюбия и лицемерия Бог карает смертью с помощью апостола Петра. Недаром ученики обращаются к Христу со словами: «Боже карающий, Боже милосердный», подчеркивая, что Он может карать при жизни.
Игумен Никон (Воробьев) в своих проповедях говорил, что Всевышний наказывает грешников еще в их земном существовании, но делает это так, что окружающие не замечают наказания. Возмездие может прийти в виде угрызений совести, кошмаров, одиночества. Все эти кары не очевидны для других людей, но вполне ощутимы для грешников.
Более наглядными являются болезни, потери любимых людей, или случаи, когда за проступки родителей расплачиваются их дети. Такая кара дает возможность в полной мере почувствовать тяжесть расплаты, когда за неблаговидные поступки человека страдают его близкие люди.
Ограждение христиан от греха злорадства
Иоанн Кронштадский высказывал мнение, что Бог не наказывает отступников, чтобы оградить остальных христиан от возможности позлорадствовать. Ведь созерцание чужого горя и получение удовольствия от вида чьих-то страданий, само по себе является грехом.
Кроме того, немедленное наказание за плохие поступки в земной жизни требовало бы соответственного поощрения за хорошие дела. Таким образом, люди думали бы, что после смерти нет ни возмездия, ни награды. А как никакие материальные блага не сравнятся с благами небесными, так же земные страдания ничто по сравнению с вечными муками грешной души.
Земная жизнь — лишь временное пребывание души, главное, что она получит в дальнейшем: вечное блаженство или вечную гибель.