Германия форсирует строительство броненосного флота. Броненосец «Зигфрид» и Флот открытого моря

0 0

К середине 80-х годов XIX века развитие флота Германской империи — после бурного строительства и закупоккораблей в преддверии франко-прусской войны 1870 года ипоследующей постройки серии броненосцев 3-го класса типа«Sachsen» и одиночного «Oldenburg» — застопорилось. Германский флот и его командование стали тяготеть к концепции«обороны побережья» и не решались сверх этого представитьрейхстагу дорогостоящую программу военного кораблестроения на длительный период.

Этот подход полностью изменился после вступления на германский престол кайзера Вильгельма II, который решил, что флот не может более оставаться оборонительной и второстепенной частью вооруженных сил, а должен обрести способность к самостоятельным наступательным действиям в открытом море. К тому же выросший уже до третьего места в мире германский коммерческий флот не могли защищать суда береговой обороны, канонерские лодки и миноносцы. Германское руководство лелеяло также обширные планы колониальных захватов.

Германия форсирует строительство броненосного флота. Броненосец «Зигфрид» и Флот открытого моря

Эскадренный броненосец SMS «Brandenburg»

Броненосец береговой обороныSiegfried

Начало 80-х годов XIX века ознаменовалось изменением политической обстановки в Европе в общем и на Балтике в частности. Враждебная позиция, занятая Германией и Австро-Венгрией на Берлинском конгрессе 1878 года, лишила Россию плодов ее победы в русско-турецкой войне. В ответ на это правительство императора Александра III отказалось продлить союзный договор с данными государствами и стало рассматривать их как возможных противников России.

Столь резкая перемена отношений напугала Германию и побудила приступить к усилению своей береговой обороны новыми кораблями. Но усиление флота свелось, в конечном итоге, к постройке двух броненосных канонерских лодок типа «Бремзе» — к уже имеющимся 11 канонеркам типа «Веспе» (построенным по программе 1873 года). В конце 80-х годов в дополнение к существующим канонерским лодкам планировалось построить еще 10 канонерок типа «Пантера» и даже был выдан заказ на их постройку промышленности — но впоследствии заказ был отменен из-за осознания недостаточности планируемых усилий. Подойдя к вопросу защиты побережья более основательно, немцы заложили серию броненосцев береговой обороны из восьми кораблей типаSiegfried(«Зигфрид»).

Германия форсирует строительство броненосного флота. Броненосец «Зигфрид» и Флот открытого моря

Броненосец береговой обороны Siegfried

Проект разрабатывался Имперским морским ведомством в 1885-1887 гг. с учетом опыта франко-прусской войны. Корабли проектировались специально для защиты устьев германских рек и строящегося Кильского канала, а также для действий в Балтийском море.

Броненосцы имели стальной корпус с широкой подводной частью и плоским дном — это способствовало хорошей остойчивости. Имелось два боковых киля, образование кормы было острым, со срезом позади кормового орудия для увеличения сектора его обстрела. Непотопляемость обеспечивали как разделение корпуса на восемь водонепроницаемых отсеков, так и двойное дно, которое простиралось на 60% длины корпуса. Броненосцы отличались хорошей маневренностью и устойчиво держали курс, но, как выяснилось позднее, резко теряли скорость в условиях бурного моря.

Германия форсирует строительство броненосного флота. Броненосец «Зигфрид» и Флот открытого моря

Броненосец береговой обороны Beowulf

Как до, так и после модернизации корабли в незначительной степени отличались друг от друга. Это относилось и к их внешнему виду, и к боевым и техническим характеристикам, ноOdin(«Один») иAgir(«Эгир»), построенные последними, отличались от всей серии довольно серьезно — иногда их даже выделяли в отдельный тип.

Новоявленные броненосцы несли на себе стале-железную броню типа «компаунд» на тиковой подкладке.OdinиAgirнесли на себе уже крупповскую броню. Также крупповской броней удалось забронировать башни главного калибра наHeimdall,HildebrandиHagen. Все плиты крепились на 290-300-мм тиковую подушку. До модернизации пояс по ватерлинии имел высоту 2,1 м и возвышался над водой на 1,4 м. Жизненно важные части корабля прикрывала 30-мм броневая палуба, проходящая по верхней кромке пояса. По бортам проходили пробковые коффердамы.

Германия форсирует строительство броненосного флота. Броненосец «Зигфрид» и Флот открытого моря

Броненосец береговой обороны Haimdall

Корабли были снабжены двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения и имели по 4 локомотивных котла пролетного типа. После модернизации на них установили по 8 водотрубных котлов. На «Хагене» и «Эгире» устанавливались котлы системы «Торникрофт», изготовленные заводом «Oderwerke» в Штеттине, на остальных — котлы системы «Марине-Шульц». Корабли имели по два машинных, два котельных отделения, две дымовых трубы (на «Одине» стояла одна труба), один руль обыкновенного типа и по два трехлопастных винта системы Гирша-Гриффитса. Проектная мощность должна была составить 4800 индикаторых л.с., скорость — 15 узлов. До и после модернизации броненосцы имели скорость хода в пределах от 14,4 до 15,5 узлов.

При водоизмещении всего лишь в 3700 тонн они были вооружены тремя 240-мм (в германском флоте принято было говорить «24-сантиметровыми») орудиями длиной в 35 калибров и весом по 13 т в башенных установках (боезапас — 68 снарядов на каждое орудие), которые обеспечивали достаточно высокую скорострельность, и обладали высотой борта, достаточной для плавания в Балтийском море. Две башни орудий главного калибра располагались рядом друг с другом в носу корабля, в поднятых барбетах. Еще одна башня располагалась в корме. Каждое орудие имело широкий сектор ведения огня в 1500 в обе стороны от центральной линии и углы возвышения от -40 до +250. Скорострельность 140-килограммовыми снарядами составляла 2 выстрела в минуту. Максимальная дальность ведения огня — 13000 метров.

Германия форсирует строительство броненосного флота. Броненосец «Зигфрид» и Флот открытого моря

Броненосец береговой обороны Odin

Восемь 88-мм орудий (боезапас — 190 снарядов на орудие) с длиной ствола в 30 калибров и весом артиллерийских установок по 6,89 т, прикрытые броневыми щитами, размещалась по углам надстройки и в бортовых спонсонах. На головном «Зигфриде» до модернизации стояло только шесть 88-мм пушек. Скорострельность 10-килограммовыми снарядами (начальная скорость снаряда — 590 м/с) составляла 15 выстрелов в минуту

Торпедное вооружение состояло из четырех 350-мм торпедных аппаратов. На завершавших серию «Эгире» и «Одине» установили по три новейших 450-мм торпедных аппарата (такие же получили и остальные корабли серии во время модернизации).

В 1899 году, в виде опыта, удлинили «Хаген» с одновременной модернизацией корабля. Работы закончились в 1900 г. и были признаны вполне удачными. До начала 1904 года планировали выполнить аналогичные переделки и на остальных кораблях серии. Вскоре после постройки (после 5-7 лет активной службы) на рубеже ХIХ-ХХ вв. все броненосцы подверглись капитальной модернизации, изменившей их внешний облик. Работы проводились на казенных предприятиях «Kaiserisce Werft», но в разных городах — Киле и Данциге.

Германия форсирует строительство броненосного флота. Броненосец «Зигфрид» и Флот открытого моря

Броненосец береговой обороны Agir

Поскольку «зигфриды», хотя и были броненосцами береговой обороны, показали прекрасные мореходные качества и могли совершать дальние океанские переходы, слишком малый запас угля оказался весьма чувствительным недостатком. Поэтому в ходе модернизации, произведенной в 1902-04 гг., у них заменили котлы (на водотрубные) и значительно увеличили запас топлива. Дальность плавания увеличилась сразу на две тысячи миль.

В состав артиллерийского вооружения были добавлены два 88-мм орудия и шесть 37-мм скорострельных (револьверных) пушек. Старые торпедные аппараты заменили новыми 450-мм.

После модернизации изменилось и бронирование кораблей. Вместо стальной 80-мм боевой рубки установили другую, защищенную 180-мм стале-никелевой броней. На основании опыта японо-китайской и испано-американских войн с броненосцев сняли лишнее дерево, заменив все что можно металлическими частями.

К началу Первой мировой войны эти броненосцы устарели. Сначала они несли службу по охране побережья, а с середины 1916 г. использовались как вспомогательные корабли различного назначения.

Германия форсирует строительство броненосного флота. Броненосец «Зигфрид» и Флот открытого моря

Эскадренный броненосец SMS Brandenburg

Эскадренный броненосецBrandenburg

В 1888 г. графом Монте, стоявшим во главе германского адмиралтейства, была провозглашена идея создания «Флота Открытого моря». Согласно ей, опираясь на уже находящиеся в постройке значительные морские силы обороны побережья, можно было рискнуть сделать шаг для перераспределения ресурсов государства в пользу постройки флота.

После возвращения из предпринятого Вильгельмом II в августе 1888 г. путешествия по России, Швеции и Дании, где по пути он посещал морские маневры флотов этих стран, кайзер распорядился, чтобы государственный секретарь Имперского Морского министерства предложил рейхстагу изменить уже составленный на 1888-89 гг. государственный бюджет, в котором было бы предусмотрено обязательное выделение первого платежа на строительство новых броненосцев. Рейхстаг немедленно одобрил ассигнования на постройку по бюджету 1889 г. Было решено построить сразу четыре броненосца «одинаковой величины», так как это справедливо представлялось очень важным в тактическом отношении. Таким образом в Имперском Морском министерстве хотели сразу получить четыре броненосца, которые могли бы образовать однородную эскадру — основу будущего боевого флота.

Новые корабли предполагали ввести в состав флота, заменив броненосные фрегатыFriedrich KarlиKronprinz

Если постройкой своих первых казематныхброненосцев типа Kaiserи строительством броненосцевтипа SachsenГермания «пробовала силы» в новом для себя деле военного кораблестроения, то строительство броненосцев 1-го класса типа «Brandenburg» было уже серьезной заявкой на появление в ближайшем будущем настоящего океанского флота. И этот флот — Флот Открытого Моря (нем. Hochseeflotte) — будет создан как основная часть Императорских военно-морских сил (нем. Kaiserliche Marine), состоявших из Флота Открытого Моря, Германской Восточно-Азиатской крейсерской эскадры, Балтийского флота и Средиземноморской эскадры.

Германия форсирует строительство броненосного флота. Броненосец «Зигфрид» и Флот открытого моря

Эскадренный броненосец SMS Kurfürst Friedrich Wilhelm

В период проектирования броненосцев типа «Brandenburg» германский военно-морской флот уже перестал опираться на иностранный опыт. Исходя из экономии средств на постройку, водоизмещение кораблей ограничили величиной 10000 т против 12000-14000 т у основных морских держав. Технически постройка более крупных боевых кораблей была вполне возможна, но даже у ведущих морских держав того времени наблюдалась тенденция не вкладывать особенно значительных издержек как в военном, так и финансовом смысле в одну боевую единицу.

В течение нескольких последующих лет главный конструктор военного кораблестроения кайзеровского военно-морского флота, действительный тайный советник Альфред Дитрих (1843-1898) смог предъявить доказательства умелой работы германских кораблестроителей, которые во многих отношениях далеко превзошли другие морские державы. Чертежи этих броненосцев разрабатывали под непосредственным наблюдением инспектора-судостроителя Раухфуса.

Однако и это умеренное водоизмещение экономные немецкие проектировщики использовали наилучшим образом. Отказавшись от крайностей, выбранных иностранными флотами либо в пользу одних, либо других боевых качеств (например: Royal Navy — дальность плавания, Regina Marina — скорость хода), они создали оптимальный проект корабля, довольно гармонично сочетавшего эти качества. Наружные обводы корпуса обеспечивали хорошую мореходность, скорость хода поддерживалась в пределах средних значений того времени, прикрытая колпаками башен крупнокалиберная артиллерия имела несколько уменьшенный, по сравнению с основными морскими державами, но достаточно эффективный и обладавший большей скорострельностью калибр 280-мм.

Германия форсирует строительство броненосного флота. Броненосец «Зигфрид» и Флот открытого моря

Эскадренный броненосец SMS Weibenburg

Форма корпуса броненосцев типаBrandenburgотличалась от корпуса броненосцев типаSachsenболее широким миделем и более острыми обводами в оконечностях, в то время как полубак продлили в корму до средней башни. Высоту надводного борта в носу и на миделе увеличили, слегкапонизив его в кормовой части, что обеспечивало достаточную мореходность, а обслуживание орудий было возможно и при непогоде — так 105-мм орудия были расположены на высоте почти 5 метров над ватерлинией, что превышало подобные показатели некоторых дредноутов! Подъем днища в носовой части был более крутой, а форштевень представлял собой ярко выраженный таран.

Высокий борт и наличие больших надстроек для размещения экипажа сильно увеличивали силуэт корабля, уменьшая таким образом его остойчивость. Для компенсации веса высоко расположенных башен и экономии веса надводного борта значительной высоты, а также в целях обеспечения остойчивости — в носовой части корпуса пришлось несколько снизить положение верхней палубы.

Цельноклепаный корпус был разделен водонепроницаемыми переборками на двенадцать основных отделений. Двойное дно было предусмотрено в средней части корпуса под машинным и котельным отделениями, а также — под средней башней. Корпуса набирались из мартеновской стали исключительно германского производства по продольной системе, имели двойное дно и делились переборками на 120 независимых отсеков.

Германия форсирует строительство броненосного флота. Броненосец «Зигфрид» и Флот открытого моря

Эскадренный броненосец SMS Weibenburg

В то время как на броненосцахBrandenburgиWorthустановили широко применявшуюся стале-железную броню «компаунд», на броненосцахKurfurst Friedrich Wilhelmчастично иWei Яenburgполностью ее заменили сталеникелевой цементированной броней, произведенной фирмой Круппа в Эссене.

За исключением якорных шпилей, приобретенных у фирмы Бокстера в Англии, все на броненосцах от киля до клотика сделали из материалов германского производства.

Артиллерийское вооружение

При выборе калибра и количества орудий использовали принцип вывода из строя кораблей противника небольшим количеством орудий крупного калибра, снаряды которых действовали более эффективно, чем бывшие до того времени снаряды меньшего калибра. При том же числе орудий их калибр и мощность повысили до 280-мм, по сравнению с шестью 260-мм орудиями броненосцев типа «Sachsen».

Расположение трех двух-орудийных башен на броненосцах типа «Brandenburg» линейно в диаметральной плоскости, сделанное по прямому указанию кайзера Вильгельма II, тогда еще не имело примера в мировой практике. Башни получили обозначение по порядку от носа к корме: «А», «В» и «С». Бортовой огонь орудий главной артиллерии вновь был вызван к жизни линейной тактикой ведения эскадренного боя, которая постепенно стала возвращаться на флот после мимолетного увлечения таранным ударом.

Сектора обстрела башен были большие: носовой башни —256°, кормовой — 270°, средней — 180° (по 90° на оба борта). При этом в различных секторах ведения огня действовало разное число орудий: 0…45° — 2 орудия, 45°…128° — 6 орудий, 128°…135° —4 орудия, 135°…180° — 2 орудия.

Углы склонения стволов орудий составляли -4°, возвышения +25°, с дальностью стрельбы 16500 м (89 каб.) для орудий концевых башен и 15800 м (85 каб.) для орудий средней башни. Общий боекомплект составлял 352 бронебойных снаряда, или по 58…60 на ствол.

Германия форсирует строительство броненосного флота. Броненосец «Зигфрид» и Флот открытого моря

Эскадренный броненосец SMS Weibenburg

Четыре орудия носовой и кормовой башен «А» и «С» с длиной канала 40 калибров (11200 мм) имели вес ствола 43,31 т, два орудия средней башни «В» с длиной канала ствола 35 калибров (9800 мм) имели вес 43,21 т. Все шесть орудий стреляли снарядами одного типа весом 240 кг (начальной скоростью у среза ствола 715,5 и 685,5 м/с ). Удлинение ствола на 5 калибров придало снаряду увеличение начальной скорости на 30 м/с. Не совсем понятно, почему орудия средней башни «В» имели длину канала ствола на 5 калибров (1,4 м) меньше, чем концевые. Это, с одной стороны, нарушало единообразие баллистических свойств всей батареи главного калибра и унификацию стволов, а с другой — совсем немного сокращало длину корабля. Возможно, это было связано только с компоновкой корабля, которую можно было бы решить по-другому.

Ограничение главной артиллерии корабля броненосцев типа «Brandenburg» калибром 280-мм имело преимущество в большем удобстве при наводке и заряжании вследствие более легкого веса боеприпасов, что позволяло при медленности заряжания орудий того времени вести сравнительно частый огонь. Башни, конструктивно схожие с 240-мм одноорудийными башнями броненосцев береговой обороны типа «Siegfried», представляли собой значительный шаг вперед по сравнению с башнями 15-летней давности броненосных кораблей типа «Preussen».

Управление артиллерийским огнем главного калибра производили из двух бронированных постов управления, которые, в свою очередь, получали необходимые данные с марсов, расположенных на мачтах.

Броненосцы этого типа, кроме башенной артиллерии главного калибра, имели сначала шесть, а после модернизации восемь 105-мм и восемь 88-мм скорострельных орудий.

Германия форсирует строительство броненосного флота. Броненосец «Зигфрид» и Флот открытого моря

Броненосец береговой обороны Siegfried

Скорострельные 105-мм орудия с длиной канала ствола 35 калибров стреляли снарядами весом 17,4 кг с начальной скоростью у среза ствола орудия 600,5 м/с и имели скорострельность 10 выстрелов в минуту. Угол возвышения стволов орудий достигал 30°, что обеспечивало дальность стрельбы 11800 м (64 каб.). Боекомплект включал в себя 100…148 снарядов на ствол

105-мм орудия установили в передней части корабля, между носовым и средним барбетом, в батарейной палубе в двух батареях побортно.

Броненосец Kurfurst Friedrich Wilhelm по расположению артиллерии среднего калибра немного отличался от остальных трех кораблей. Два передних 105-мм орудия установили под передним ходовым мостиком, в то время как у остальных трех кораблей серии их несколько сдвинули к корме. Сектор ведения огня каждого орудия составлял 90°.

Скорострельные 88-мм орудия с длиной канала ствола 30 калибров стреляли снарядами весом 7 кг с начальной скоростью у среза ствола орудия 616 м/с. Угол возвышения стволов орудий составлял 20°, что обеспечивало дальность стрельбы 7530 м (41 каб.). Боекомплект включал в себя 250 снарядов на ствол.

88-мм орудия разместили следующим образом: два орудия располагались в носовой оконечности на уровне верхней палубы в передней части далеко выступающих за борт спонсонов, два — в передних углах носовой надстройки над двумя передними 105-мм орудиями, остальные четыре — в кормовой части надстройки. Сектор ведения огня каждого орудия составлял 110°. Погреба 105-мм и 88-мм орудий примыкали к погребам боезапаса носовой и кормовой башен. Их расположили ближе к бортам и непосредственно под орудиями, размещенными в надстройке, что обеспечивало кратчайшие пути подачи боеприпасов — но при этом существенно снижалась и защита этих погребов, что в реальных боевых условиях могло привести к одновременному взрыву сразу ДВУХ погребов!

Каждый корабль имел сильное минное вооружение. В неговходило 7 торпедных аппаратов. Один подводный стоял в носу, остальные 6 надводных — два у носовых клюзов, два в районе носовой трубы и два в районе грот-мачты.

Германия форсирует строительство броненосного флота. Броненосец «Зигфрид» и Флот открытого моря

Броненосец береговой обороны Hagen

Бронирование

Бронирование крупных боевых кораблей германского военно-морского флота существенно различалось между собой. Например, броненосцы типа Sachsen имели так называемую бронированную цитадель и расположенную ниже ватерлинии броневую палубу. При этой системе бронирования борта корабля оставались не полностью прикрытыми броней, чтобы использовать необходимый вес для толстой брони высокой цитадели, которая прикрывала в середине корабля орудия, погреба боеприпасов, котельную и машинную установки. Для защиты жизненно важных частей корабля пришлось смириться с возможностью разрушения и затопления оконечностей корпуса в результате попаданий в них снарядов

Однако теоретическое обоснование того, что корабль, в крайнем случае, может плавать «на одной цитадели», оказалось крайне сомнительным. На броненосцах типа Brandenburg подобную цитадель не создали, поскольку это трудно было сделать из-за далеко расположенных друг от друга трех башен главного калибра. В основном же бронирование сконцентрировали по конструктивной ватерлинии, предусмотрев для этого узкий броневой пояс переменной толщины, который простирался по всей ватерлинии. Кроме того, он защищал помещения артиллерии, погребов боезапаса и места подачи боеприпасов

Бортовое бронирование в районе конструктивной ватерлинии включало два главных броневых пояса (выше и ниже конструктивной ватерлинии). Главные броневые пояса являлись основной частью бортовой защиты. Они были предназначены для защиты подводной части корабля. В связи с этим высказывались критические замечания, что у броненосцев этого типа большая часть поверхности надводного борта осталась незащищенной. Это могло вызвать сомнения в эффективности толстых, но достаточно узких броневых поясов. При волнении моря во время килевой и, особенно, бортовой качки верхняя или нижняя кромки узких броневых поясов так близко будут подходить к поверхности воды, что пояса уже не смогут служить защитой. Впрочем, такие же опасения могли быть применены к абсолютно любому линейному кораблю того времени. Заметим, что спустя полвека знаменитый «Бисмарк» получил 356-мм снаряд с «Принца Уэльского» под главный броневой пояс, который обнажился в штормовом море…

Германия форсирует строительство броненосного флота. Броненосец «Зигфрид» и Флот открытого моря

Броненосец береговой обороны Haimdall

Главный броневой пояс выше конструктивной ватерлинии от кормы к носу имел переменную толщину — 400 ммв центре и 300 у оконечностей, ниже конструктивной ватерлинии 200 мм в центре и 180 мм в оконечностях — при общей ширине всего 2,5 м. Оба пояса установили на 200-мм прокладке из тикового дерева, причем общая толщина брони и прокладки доходила до 600 мм. В носовой части поясную броню для большей прочности соединили с тараном.

В проекте броненосцев типаBrandenburgзаложили броню-компаунд. Но уже во время постройки ее частично заменили новой цементированной броней Круппа. В результате из броникомпаунд изготовили: на броненосцеBrandenburgбарбеты башен «А» и «В», на броненосце WeiЯenburg барбеты башен ;«А» и «С», на броненосцах Kurfurst Friedrich Wilhelm и Wцrth — оба главных броневых пояса по конструктивной ватерлинии. При этом толщину главного броневого пояса удалось уменьшить с 400 до 225 мм.

Небронированные части борта защитили проходящей ниже ватерлинии бронированной палубой, коффердамами (узкими боковыми проходами) и угольными ямами, а также пробкой и частыми водонепроницаемыми переборками.

Между промежуточной палубой и расположенной ниже палубной платформой за главными броневыми поясами на протяжении IV-VII отсеков с каждого борта расположили два достаточно широких коффердама, внешний и внутренний. Они служили бы «камерой расширения» при взрыве пробивших главные броневые пояса крупных снарядов, а их стенки — в качестве противоосколочных переборок. Эти переборки дополняли бортовую броню и защищали внутренние части корабля от давления газов и действия осколков. Между внутренними коффердамами и котельными отделениями, занимавшими VI и VII отсеки, расположили угольные ямы, дополнительно защищавшие от проникновения осколков.

Германия форсирует строительство броненосного флота. Броненосец «Зигфрид» и Флот открытого моря

Логическим дополнением системы бортового бронирования явилась установка сплошной 65-мм средней (бронированной) палубы, расположенной ниже верхней. Верхнюю и промежуточную палубы также сделали сплошной из стального листа толщиной 8…12 мм. Таким образом, средняя палуба являлась главной бронированной палубой корабля, прикрывающей котлы, машины, погреба боезапаса и торпедное вооружение. Для защиты от продольных попаданий снарядов в середину корабля в носовой и кормовой части установили поперечные переборки-траверзы толщиной 50…120 мм (три слоя 40-мм стальных плит).

Артиллерию главного калибра прикрыли барбетами, имевшими толщину бронированной стенки 305 мм. Броню барбета установили на 210-мм прокладку из тикового дерева. Конструкция колпаков башен представляла собой оптимальное сочетание формы и размеров, имея толщину 300 мм в передней части, 203 мм боковых сторон и 70-мм крышу. Противоминную артиллерию калибра 105 мм прикрыли 76-мм броневыми плитами ограниченных размеров, а 88 мм — небольшими 40-мм стальными плитами. Толщина стенки передней боевой рубки составляла 300 мм, ее крыши 30 мм. Первоначально задняя боевая рубка не была бронирована.

Энергетическая установка

На броненосцах типа «Brandenburg» в двух последовательно расположенных котельных отделениях, разделенных продольной переборкой по диаметральной плоскости пополам, установили двенадцать поперечно расположенных огнетрубных котлов цилиндрического типа, вырабатывающих пар давлением 12 атм. Это было значительным шагом вперед по сравнению с котлами ящичного типа, которые имели броненосцы типа «Sachsen». Но по сравнению с водотрубными котлами, которые на крупных военных кораблях других морских государств стали устанавливать с середины 90-х годов, они все же имели еще довольно большой вес. Котлы каждого котельного отделения имели общий дымоход на свою дымовую трубу

Машинная установка состояла из двух паровых поршневых машин тройного расширения, находившихся в двух смежных машинных отделениях, которые были расположены между погребами боезапаса средней и кормовой башен.

Броненосцы типаBrandenburgоказались последними кораблями германского флота, имевшими два гребных винта. С этих пор и до проекта линейного корабля типа «Н» (1939 г.) немецкий военно-морской флот выбирал для своих крупных кораблей энергетическую установку с тремя винтами. Исключение было сделано только для линейных крейсеров кайзеровского флота и ряда нереализованных проектов. В других военно-морских флотах энергетические установки с тремя винтами встречались довольно редко. В Англии они совсем не нашли применения, — англичане устанавливали на своих броненосных кораблях сначала два, затем четыре гребных винта.

Особенности конструкции

Искусственная тяга котлов и вентиляция помещений, бронированные крышки люков и один полубалансирный руль отличали эксплуатацию этого типа от кораблей предыдущей постройки в лучшую сторону. Помещения для экипажа были удобные.

Корабли имели высокий полубак, поднимавшийся над водой на 5,8 м, что заметно улучшало их мореходные качества по сравнению с «Sachsen». Нос имел таран, выступавший вперед на 2,1 м.

Корабли обладали хорошей устойчивой мореходностью, были подвержены небольшому крену в наветренную сторону, имели спокойное плавное движение, обладали хорошей маневренностью, но немного замедленной поворотливостью. При большой скорости хода против волнения они были подвержены заливанию и имели сильную продольную (килевую) качку.

Германия форсирует строительство броненосного флота. Броненосец «Зигфрид» и Флот открытого моря

Сразу после постройки дымовые трубы броненосцев не имели колпаков. Кожухи дымовых труб оказались довольно низкими, что вызывало усиленное задымление ходового мостика и марсов. В 1894-95 гг. кожухи дымовых труб удлинили на 3 м. Броненосцы до модернизации 1902-05 гг. имели мачты довольно большого диаметра, к которым крепились шлюпбалки и громоздкие марсы с установленными на них 37-мм скорострельными пушками, полые трубчатые стеньги с реями для подъема боевых и сигнальных флагов

В 1893-97 гг. корабли оборудовали противоторпедными сетями, которые впоследствии сняли.

В 1902-1904 годах броненосцы модернизировали: заменили котлы, увеличили запас топлива, сняли боевые марсы и один торпедный аппарат. Водоизмещение при этом возросло до 10670 т

6 августа 1910 г. было принято решение о продаже двух броненосцев Турции, и уже в сентябре 1910 года лучшие бронированные корабли (с крупповской стале-никелевой броней) бросили якоря в Стамбуле, где они получили названия «Hasreddin Barbarossa» («Kurfurst Friedrich Wilhelm») и «TorgutReis» («WeiЯenburg»). Оставшиеся в кайзеровском флоте «Brandenburg» и «Wцrth» дожили до 1-й Мировой войны, но активного участия в боевых действиях не принимали. В 1915 году их переклассифицировали в корабли береговой обороны, затем — в блокшивы, а в 1919 году сдали на слом.

Таким образом, после завершения программ строительства «Зигфридов» и «Бранденбургов», в составе Императорского Флота насчитывалось восемь эскадренных броненосцев и восемь броненосцев береговой обороны, которые могли уверенно действовать в условиях Северного и Балтийского морей. Первый «звонок», который прозвучал для российского Морского министерства после почти единовременного вступления в строй броненосцев первой «волны» («Кайзер Вильгельм», «Кронпринц» и т.п.), был им почти полностью проигнорирован. Введение в строй утюгообразных «Заксенов» на берегах Невы также «проморгали». И тем более неприятным сюрпризом оказалось стремительное увеличение германского флота к началу — середине 90-х годов XIX века. И этот «сюрприз» становился просто смертельно опасным, когда выяснилось, что педантичные немцы не собираются опять, по-привычке, впадать в 10-15-летнюю спячку, а приступили к форсированному строительству броненосного флота. И возможности германской судостроительной промышленности, тщательно «вылизываемой» последние 30 лет, равно как и финансовые возможности Германской империи не оставили ни шанса на владение Балтийским морем медлительным российским верфям и неповоротливой административной государственной машине…

Более боевая судьба выпала кораблям, принявшим турецкое «подданство» они приняли активное участие в Первой Балканской войне. В декабре 1912-го и январе 1913 года они вместе со старымиброненосцами «Messudieh»и «Assari Tewfik» участвовали в двух эскадренных сражениях с греческим флотом при островах Элли и Лемносе, в которых «новые» турецкие броненосцы оказались не в силах противостоять действительно новейшему греческому броненосному крейсеру итальянской постройки «Георгиос Авероф». При том, что турецкие «Бранденбурги» в ходе двух боев выпустили в противника около 800 снарядов главного калибра, «Георгиос Авероф» получил лишь незначительные повреждения, в свою очередь дважды фактически выведя бывшего «Фридриха Вильгельма» из строя. Так, в сражении при о.Элли «Hasreddin Barbarossa» получил большую пробоину от попадания крупнокалиберного снаряда в борт выше броневого пояса, после которой возник сильный пожар, а в сражении при о.Лемнос потерял две из трех башен главного калибра. Серьезно пострадал и «Torgut Reis»

Во время Первой мировой войны, по утверждению турок, бывший «курфюст» сыграл в марте 1915 г. главную роль в отражении попытки прорыва англо-французского флота через Дарданеллы, повредив своей перекидной стрельбой британские линкоры «Куин Элизабет» и «Агамемнон».

В годы Первой мировой войны оба устаревших броненосца не покидали акватории Мраморного моря. 8 августа 1915 года «Hasreddin Barbarossa» был торпедирован английской подводной лодкой Е-11 и спустя семь минут пошел ко дну вместе с 253 членами экипажа.

«Torgut Reis» в баталиях Первой мировой войны не принимал участия. В 1915 г. с него сняли 4-дюймовые орудия, которые были размещены на береговых батареях в Дарданеллах. С 1924 г. корабль — стационарное учебное судно. В 1933 г. выведен из состава флота, но продолжал использоваться как плавучая казарма. Орудия главного калибра были использованы для береговых батарей в Дарданеллах. Он был исключен из состава флота в 1938 году, но в ожидании разборки старый «китобой» ржавел еще около 20 лет.

Статья была опубликована вфевральскомномере журнала «Наука и техника» за 2013 год

Источник: naukatehnika.com

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy