Леденящие душу фото из трущоб Норильска: здесь жили те, кому повезло больше, чем заключённым и люди живут до сих пор
Страшно представить, но на фото в этом материале — историческая часть Норильска. Как-то мы давным-давно привыкли, что в большинстве городов и России, и мира, историческая часть города находится в его центре, выглядит в той или иной степени красиво, реставрируется, сохраняется и находится по защитой властей.
Но только не в Норильске.
Здесь историческая часть города — это ад и треш, который постепенно приходит в запустение: суровый климат уничтожает жилые дома, учреждения и промышленные помещения, хотя люди не торопятся покидать этот, уже почти район-призрак.
Именно отсюда, из этого района начинался Норильск.
В 20-х здесь появился первый деревянный дом, в котором жила экспедиция Урванцева, начали появляться первые улицы близ перспективных месторождений цветных металлов, а в конце 30-х — начале 40-х район и вовсе расцвёл, если можно так сказать.
На рудника неподалёку уже построили бараки Норильлага, привезли первые тысячи заключённых, которые в нечеловеческих условиях начали разработку рудников и строительство металлургического комбината, а здесь, на этих улицах старого Норильска начали строить жильё для инженеров и специалистов будущего завода-гиганта.
Тем, кто жил в этих полуразвалившихся сегодня двух- и трёхэтажных домах действительно повезло больше, чем каторжникам-заключённым.
Да, такой же тяжелый труд на износ в суровейшем климате. Да, не менее жесткие требования и ответственность, если что-то не удастся закончить в срок или, не дай Бог, не получится или пойдёт не так. Вплоть до переселения туда, за колючку, ведь было не мало и таких случаев, включая и высокое начальство.
Но всё равно, они жили на воле, в комнатах или даже собственных квартирах, могли нормально отогреваться и лучше питаться.
Почему исторический район Норильска в таком упадочном состоянии, а город ушел в другое место, а не рос здесь, как это обычно бывает? Всё дело в том, что еще в 40-х годах стало понятно, что развиваться ему в изначально выбранном месте … просто некуда!
Да еще и с ликвидацией после смерти Сталина ГУЛАГа стало понятно, что больше нельзя рассчитывать на дармовой труд десятков тысяч живущих в лагере за колючей проволокой заключённых, и нужно строить массовое жильё для комсомольцев и вахтовиков, кто их заменит: как минимум, для 40-60 тысяч человек… Вот и переехал «новый» Норильск на своё нынешнее место.
Ну а районы старого Норильска в наши дни в прямом смысле леденят душу.
Очень многие дома или брошены-полуразрушены, или в совершенно аварийном состоянии. И в них вечерами всё еще светятся окна и под подъездами можно увидеть припаркованные машины: люди здесь всё еще живут.
Работают здесь же, в таких же разваливающихся зданиях…
Правда, некоторые здания всё же поддерживают в живом состоянии, ремонтируют и реставрируют. Но, как правило, это не жилые дома, а различные учреждения.
Как у жилого района у старого Норильска перспектив нет…
***
Это мой очередной репортаж из большого цикла из путешествия на полуостров Таймыр. Впереди большая серия о Норильске, временах ГУЛАГа и жизни оленеводов в тундре. Так что ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите новые публикации.