«Последыши» Брина и «первенцы» Куниберти. Итальянские броненосцы начала XX века

0 5

После внезапной смерти адмиралаСимоне ди Сент Бона, являвшегося идейным противником Бенедетто Брина, последний, к его чести, довершил дело своегооппонента. В результате в состав Regina Marina вошли два броненосца, представлявшие собой прямую противоположностьтой генеральной линии (большие корабли с сильным вооружением и большой скоростью при слабом бронировании), которую усиленно насаждал Брин. Броненосцы типа «EmanueleFiliberto», имея на четверть меньшее водоизмещение и в двараза более толстый броневой пояс, получили совершенно «несерьезный» 10-дюймовый главный калибр.

Отчасти выбор таких орудий был обусловлен финансовыми причинами, отчасти подражанием своим учителям-англичанам, увлекшимся в это время строительством броненосцев 2-го класса, которые должны были противостоять на океанских просторах русским броненосным крейсерам и при этом обходиться британской казне намного дешевле «настоящих» броненосцев. Заметим, что русские, в качестве ответной меры, заложили три броненосца для крейсерских операций типа «Победа», также вооружив их 10-дюймовой артиллерией. Забегая вперед скажем, что славу себе эти «крейсерские» броненосцы, равно как и британские броненосцы 2-го класса, не снискали. Рассказ об этом «увлечении» еще впереди.

«Последыши» Брина и «первенцы» Куниберти. Итальянские броненосцы начала XX века

Эскадренный броненосец «Regina Margherita»

Но если для океанских флотов России и Великобритании выбор такого «крейсерского» калибра главной артиллерии можно было хотя бы как-то объяснить, то выбор 10-дюймовой артиллерии для итальянских броненосцев, кроме как неразумным скупердяйством (или «причинами финансового характера» это как кому угодно!) и слепым подражанием Сент Бона могучему Royal Navy, ничем другим аргументировать невозможно! Притом флот Великобритании, кроме пары серий недо-броненосцев, имел в своем составе несколько десятков современных «настоящих» броненосцев хорошо вооруженных и сильно бронированных. Италия же свои 10-дюймовые броненосцы «Emanuele Filiberto» и «Ammiraglio di Saint Bon» предполагала использовать в качестве эскадренных кораблей, которые предназначены для решающего боя главных сил флотов. Нетрудно себе представить, какой ущерб бы понесли эти недо-броненосцы в генеральном сражении с эскадренными броненосцами своих вероятных противников Англии и Франции.

«Последыши» Брина и «первенцы» Куниберти. Итальянские броненосцы начала XX века

Эскадренный броненосец «Regina Margherita», 1908 г.

Если скоростные и сильно вооруженные броненосцы Брина строились для реализации вполне определенной тактики боя: «от более сильного противника — убежать, менее сильного — догнать и уничтожить», то для броненосцев Сент Бона такая тактика была невозможна. Не имея решающего преимущества в скорости хода (а лишние пол-узла, показанные на испытаниях, в боевой обстановке нивелировались множеством случайных факторов), но имея заведомо слабейшую артиллерию, эти корабли оказывались совершенно бесполезными как для эскадренного сражения, так и для действий в открытом море на коммуникациях противника. Иметь же такие броненосцы для охраны портов и побережья было слишком дорого.

«Последыши» Брина и «первенцы» Куниберти. Итальянские броненосцы начала XX века

Эскадренный броненосец«Regina Margherita» покидает Таранто

Все это прекрасно понимал Бенедетто Брин. И потому, после смерти Сент Бона (1823-1892гг.), неутомимый кораблестроитель смог убедить короля, парламент и общественность в том, что тратить деньги на небольшие и тихоходные броненосцы не стоит Италии нужны современные, сильно вооруженные и быстроходные корабли, пусть даже ценой ослабления защиты. Таким образом, совершив поворот на 360 градусов, итальянская военно-морская мысль вернулась на позиции 10… 15-летней давности. Как мы увидим впоследствии, такие метания из одной крайности в другую были свойственны Regina Marina на протяжении многих последующих десятилетий…

«Regina Margherita»

На броненосцах следующей серии Брину не удалось в полной мере осуществить свои замыслы. Как всегда бывает в странах с небольшими финансовыми возможностями, от главного кораблестроителя итальянского флота ждали сиюминутную выгоду в виде экономии средств забывая многократно подтвержденную истину, что дешевое хорошим не бывает. Ради пресловутой экономии средств Брин был вынужден уменьшить размеры корабля, а также его водоизмещение до 13000 тонн, т.е. до стандартного водоизмещения броненосца тех времен всех остальных государств. Желая сохранить свой «фирменный» стиль, выражавшийся в 20-узловой скорости хода, Брин пошел на уменьшение количества орудий главного калибра до двух, вернув этому калибру его 12-дюймовое «достоинство». На первый взгляд — решение парадоксальное, т.к. совсем недавно Брин критиковал Сент Бона за слабое вооружение броненосцев типа «Emanuele Filiberto». Но все вопросы отпадали при одном только взгляде на артиллерию среднего калибра — двенадцать 203-мм орудий! Решение, опередившее флоты всех остальных государств, как минимум, на полдесятилетия!

«Последыши» Брина и «первенцы» Куниберти. Итальянские броненосцы начала XX века

«Regina Margherita» проходит через разводной мост

Расчет Брина был прост. Только что отгремели залпы японо-китайской войны, в которой скорострельная средняя артиллерия японских крейсеров (читай: британская артиллерия!) показала себя с наилучшей стороны, буквально «засыпав» своими снарядами неповоротливые китайские броненосцы и превратив в факелы китайские же крейсера. О такой скорострельности 12-дюймовых орудий в конце XIX века можно было только мечтать, и потому Брин смело пошел на увеличение количества стволов среднекалиберной артиллерии, одновременно увеличив калибр этой самой средней артиллерии с классических 152-мм до вполне солидных 203-мм. На тех дистанциях боя, которые в то время считались наиболее вероятными, эти 8-дюймовки могли создать серьезнейшую угрозу для бортового пояса любого современного им броненосца

«Последыши» Брина и «первенцы» Куниберти. Итальянские броненосцы начала XX века

Эскадренный броненосец «Regina Elena»

Собственное бронирование проектируемого броненосца было ослаблено до 152-мм броневого пояса и 203-мм защиты башен (против 203-мм и 254-мм соответственно) на «Emanuele Filiberto». Брин явно не конструировал свои броненосцы для генерального сражения с неприятельским флотом «лоб-в-лоб» (вернее: «линия-на-линию»), но при большой дальности плавания и прекрасной скорости готовил их к роли рейдеров(позаимствовав эту неудачную идею у русских «Победа» «Пересвет» «Ослябя»), предвосхитив тем самым германские «карманные линкоры» 2-й Мировой войны. Но более вероятно, что вслед за двумя броненосцами, заложенными по программе 1898 года, Брин задумывалдальнейшее строительство кораблей этой серии в дополнительных программах. В таком случае речь уже шла не просто о паре быстроходных броненосцев, составляющих основу итальянского флота, а о самой настоящей «быстроходной эскадре», которой под силу было, пользуясь преимуществом в скорости хода, навязать условия ведения морского боя (дистанцию, курсовые углы) с противником и, связав его огневым контактом, предоставить более медленным броненосцам своего флота наилучшие условия для ведения боя. Двух кораблей для этого было маловато, мягко говоря, а вот четырех..

«Последыши» Брина и «первенцы» Куниберти. Итальянские броненосцы начала XX века

Эскадренный броненосец «Regina Elena»

Но вновь в эти планы вмешалась смерть, на этот раз самого Брина (1833-1898 гг.). Его преемник на посту министра Флота, адмирал Мичели, не колеблясь, увеличил число 12-дюймовых орудий до четырех, количество 8-дюймовых орудий было сокращено также до четырех, а вместо других восьми 8-дюймовых орудий были установлены двенадцать 6-дюймовых. В результате броненосец приобрел черты «стандартного» для своего времени типа, хотя сохранил и «итальянский» оттенок относительно слабое бронирование и высокую скорость. В соответствиис традицией, данный проект увековечил имя своего создателя: один из двух новых броненосцев назвали «Benedetto Brin». Но на этом реализация идей Брина в истории Regina Marina не завершилась. И продолжить дело великого Бенедетто Брина выпало другому выдающемуся итальянскому кораблестроителю Витторио Куниберти (Vittorio Cuniberti, 1854-1913 гг.), человеку, открывшему миру новую эпоху эпоху дредноутов. Но это будет позже.

Эту небольшую серию броненосцев, представлявших собой последние творения Брина, постигла жестокая судьба: оба они не пережили войну, во время которой входили в 6-ю бригаду линкоров 2-й эскадры. И хотя их предполагалось исключить из списков в 1915 году, но вступление Италии в войну продлило их службу. До участия в активных боевых действиях их старались не допускать что, впрочем, им не помогло.

«Последыши» Брина и «первенцы» Куниберти. Итальянские броненосцы начала XX века

Эскадренный броненосец «Vittorio Emanuele»

«Benedetto Brin» в сентябре 1915 года взорвался в порту Бриндизи вследствие диверсии австрийских секретных агентов. В результате погибли 456 моряков, в том числе командующий эскадрой контр-адмирал барон Эрнесто Рубин-де-Чер-вин; еще около 140 человек получили ранения.

«Regina Margherita» погиб 11 декабря 1916 г. Крейсируя в Адриатическом море, близ Валоны (Албания) он подорвался в 21:20 на двух минах, выставленных германской подводной лодкой UC-14, которая была доставлена в австрийский порт Пола 13 мая 1915 года для действий на коммуникациях Антанты в Средиземноморье. Именно эта подводная лодка, под командованием обер-лейтенанта-цур-зее Цезаря Бауэра, в период с 4-го по 20-е апреля 1916 года выставила несколько минных банок в районе портов Бари и Валона. Две мины UC-14 и достались итальянскому броненосцу Погода была штормовой, и подорвавшийся броненосец затонул за считанные минуты. Миноносцам сопровождения удалось спасти 275 человек, погибло 674 человека, среди которых был командир броненосца и 14 офицеров, вместе с кораблем погиб генерал-лейтенант Оресте Бандини командир итальянского экспедиционного корпуса в Албании.

«Regina Elena»

В 1899 году министр Флота, контр-адмирал Джованни Беттоло (Giovanni Bettolo), выдал главному инженеру итальянского флота Витторио Куниберти задание на проектирование 8000-тонного броненосного крейсера, вооруженного двенадцатью 8-дюймовыми орудиями, защищенного 6-дюймовой броней и имеющего скорость в 22 узла. Этот крейсер должен был стать предтечей линейного корабля с единым калибром главной артиллерии, идею которого и выдвинул в 1903 году Куниберти в своей эпохальной статье «An ideal Battleship for the British Navy», опубликованной в ежегодном справочнике по военно-морским флотам «Jane s Fighting Ships».

«Последыши» Брина и «первенцы» Куниберти. Итальянские броненосцы начала XX века

Эскадренный броненосец «Vittorio Emanuele»

Проект не был закончен, но тем временем Куниберти было поручено подготовить еще проект для быстроходного броненосца, который бы при водоизмещении в 13000 тонн должен был превосходить по скорости хода любой английский или французский броненосец — и при этом был бы вооружен сильнее самых мощных из проектируемых броненосных крейсеров. Куниберти, справедливо не желающий терять наработанный материал по отвергнутому проекту крейсера, применил эти наработки в новом проекте.

Корабли несколько отличались друг от друга. Так, «Regina Elena» и «Vittorio Emanuele» имели 28 паровых котлов. «Неаполь» 22, «Рим» 18. Два последних несли по двадцать четыре 76-мм орудия. При почти одинаковом запасе угля дальность плавания 10-узловым ходом составляла от 9000 миль («Roma» и «Napoli») до 11000 миль («Regina Elena» и «Vittorio Emanuele»).

«Последыши» Брина и «первенцы» Куниберти. Итальянские броненосцы начала XX века

Эскадренный броненосец «Roma»

Весьма оригинальным новшеством на последних итальянских броненосцах было размещение артиллерийских погребов под башнями ГК в три яруса: под носовой башней верхний погреб служил для хранения 12-дюймовых снарядов, средний для 8-дюймовых, нижний для боезапаса противоминной артиллерии. Под кормовой башней верхний погреб был для 8-дюймовых снарядов, средний для 12-дюймовых.

«Последыши» Брина и «первенцы» Куниберти. Итальянские броненосцы начала XX века

Эскадренный броненосец «Napoli» на ходовых испытаниях

Элеватор подавал снаряды главного калибра прямо из погреба в башни, без перезагрузочного отделения. 203-мм боезапас передавался по рельсам по специальным коридорам, ведущим к бортовым установкам. Под средними башнями имелись запасные погреба. Таким образом, все хранилища 8-дюймовых снарядов находились на одном уровне и соединялись между собой, питание башен снарядами могло производиться из любого погреба. Такое конструктивное решение, безусловно, ускоряло процесс перезаряжания, но существенно увеличивало вероятность гибели корабля от взрыва артиллерийских погребов.

«Последыши» Брина и «первенцы» Куниберти. Итальянские броненосцы начала XX века

Эскадренный броненосец «Roma»

Характерной особенностью всей серии были три дымовых трубы, которые у всех четырех кораблей были очень высокими, особенно во второй паре («Roma» и «Napoli»), у которых верхний срез трубы находился на высоте 33 метра выше ватерлинии. Высота труб была несколько уменьшена после ходовых испытаний, что, в свою очередь, незначительно снизило скорость броненосцев.

«Последыши» Брина и «первенцы» Куниберти. Итальянские броненосцы начала XX века

Эскадренный броненосец «Napoli»

Несмотря на восторженные оценки современников Куниберти, эти корабли не могли считаться удачными, а долгое время постройки абсолютно нивелировало их как боевые эскадренные единицы: головной броненосец «Regina Elena» строился шесть с половиной пет, a «Vittorio Emanuele» почти семь. Вступив в строй в 1908 году, со своей скоростью 21…22 узла они действительно были быстрее любого эскадренного броненосца начала XX века, а их вооружение позволяло претендовать на победу в артиллерийском бою с любым броненосным крейсером но только 10-летней давности! К моменту вступления в строй во флотах великих держав находились такие броненосные крейсера («Рюрик II» в России, «Курама» и «Аки» в Японии), встреча с которыми не сулила творениям Куниберти ничего хорошего! Но к тому времени и они, и их потенциальные противники оказались морально устаревшими в связи с появлением дредноутов и линейных крейсеров.

«Последыши» Брина и «первенцы» Куниберти. Итальянские броненосцы начала XX века

Все четыре броненосца данного типа участвовали в итало-турецкой войне 1911-1912 гг. Тогда они были самыми новыми кораблями своего класса и входили в состав 1-й дивизии итальянского флота. Броненосцы приняли участие в обстреле Триполи и захвате острова Родос. В годы Первой мировой войны они составляли 2-ю бригаду линкоров 2-й эскадры, активного участия в боевых действиях не принимали.

В 20-е годы эти броненосцы были списаны. Дольше других в строю оставался «Roma»; после исключения из списков действующего флота он служил до 1932 г. учебным судном-блокшивом.

«Последыши» Брина и «первенцы» Куниберти. Итальянские броненосцы начала XX века

Статья была опубликована в декабрьскомномере журнала «Наука и техника» за 2012 год

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy