80 лет со дня первого полета Авро Ланкастер

0 2

В годы Второй мировой войны Великобритания и США являлись лидерами в области создания тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Обусловлено это было их географическим положением и военными доктринами применения авиации этих двух стран. Упор делался на уничтожение промышленного потенциала, Германии и ее союзников.

Для этого требовались хорошо защищенные тяжелые бомбардировщики, способные нести внушительную бомбовую нагрузку на большое расстояние. В Англии проектировать подобные машины начали еще до начала войны в середине 30-х годов. В итоге на вооружение были приняты сразу три однотипные машины – «Стирлинг», «Галифакс» и «Ланкастер».

80 лет со дня первого полета Авро Ланкастер

Из этой троицы первым на вооружение поступил «Стирлинг» – в августе 1940 года, затем в сентябре того же года «Галифакс» и самым последним со значительным опозданием «Ланкастер» – в 1942 году. Но именно изделию фирмы «Авро» суждено было стать самым лучшим и самым массовым тяжелым бомбардировщиком Великобритании.

«Ланкастер» появился на свет в результате перепроектирования неудачного тяжелого двухмоторного бомбардировщика «Манчестер» в четырехдвигательный вариант. В ходе испытаний «Манчестера» довольно быстро выявили ненадежность двигателей «Валчер», к тому же они недодавали заявленной мощности. Уже на этом этапе конструкторы стали разрабатывать альтернативные варианты с различными силовыми установками. Исследовалась и возможность установки большего количества двигателей – четырех «Мерлин».

80 лет со дня первого полета Авро Ланкастер

Прототип «Ланкастера» BT308 вскоре после первого полета, Манчестер, Англия, 9 января 1941 года. На нем установлено трехкилевое оперение от «Манчестера». Вскоре его заменят на двухкилевое, ставшим стандартным для всех «Ланкастеров».

Увеличение числа моторов по расчетам позволяло увеличить максимальную бомбовую нагрузку с 4694 кг до 6350 кг, запас топлива с 6435 до 8153 литров, дальность полета с 1930 до 3780 км, потолок машины более чем в два раза (у «Манчестера» он был неприемлемо мал – чуть более 3000 м). Немаловажным фактором для бомбардировщика, предназначенного для дальних рейдов над вражеской территорией, была высокая надежность двигателей «Мерлин».

Замена силовой установки производилась сравнительно просто: предполагалось оставить фюзеляж (с аэродинамической и конструктивной стороны «Манчестер» был удачным), хвостовую часть и центральную часть крыла с переделанными под «Мерлин» мотогондолами, смонтировав новые внешние части крыла увеличенного размаха под два дополнительных двигателя. Центроплан был усилен, добавили дополнительные топливные баки. Новый четырехдвигательный самолет получил наименование «Ланкастер» и совершил свой первый полет 9 января 1941 года. Уже самый первый полет убедил конструкторов, что они находятся на верном пути.

Полет будущей «легенды» английской бомбардировочной авиации мог и не состоятся. Не смотря великолепные расчетные характеристики самолета, над проектом сгустились тучи. От Министерства авиации в июне 1940 года были получены указания о прекращении работ по «Ланскастеру». Всему виною была подкаверная борьба конкурента фирмы «Хендли-Пейдж» – основного производителя бомбардировщиков «Галифакс». Старые дружеские связи в высоких кругах помогли решить проблему и «Авро» получила заказ на постройку четырех прототипов «Ланкакстера».

С октября 1941 года началось серийное производство самолета, закончившееся уже после войны в феврале 1946 года. «Ланкастер» стал самым массовым четырехмоторным самолетом Великобритании. Всего было выпущено 7377 «Ланкастеров». Для сравнения «Стирлингов» было произведено 2221 машина, «Галифаксов» — 6176. К концу 1943 году английская авиационная промышленность выпускала 91 бомбардировщик в месяц! По темпам производства тяжелый бомбардировщик уступал только истребителям «Харрикейн» и «Спитфайр». Это стало возможно благодаря продуманной в технологическом плане конструкции самолета. Он собирался из 36 крупных узлов, которые изготавливали большое количество субподрядчиков.

Всего самолет строился в четырех основных вариантах, с минимальными конструктивными изменениями. Это говорит о том, что он с самого начала был сконструирован удачно.

Количество построенных «Ланкастеров» основных вариантов

Mk.I

3440

Mk.II

300

Mk.III

3039

Mk.X

430

80 лет со дня первого полета Авро Ланкастер

«Able Mabel», Lancaster III ND458/HW-A из 100-й эскадрильи.

«Ланкастер» по сравнению с конкурентами имел больший радиус действия – 2670 км (при нагрузке 6350 кг) против «Галифакса» – 2027 км (5900 кг) и «Стирлинга» – 950 км (6350 кг). Большим преимуществом бомбардировщика фирмы «Авро» был также его объемный бомбоотсек, позволявший нести 5448-кг бомбу Tallboy (а в специальном варианте 9988-кг Grand Slam).

К концу войны «Ланкастеры» практически полностью вытеснили «Стирлинги» и «Галифаксы» из частей дальних бомбардировщиков. К апрелю 1945 года «Ланкастерами» были вооружены 56 эскадрилий.

80 лет со дня первого полета Авро Ланкастер

Заправка «Ланкастера»

Первой боевой задачей для «Ланкастеров» стало побережья Германии в ночь с 3 на 4 марта 1942 года. По настоящему серьезное испытание бомбардировщики прошли 17 апреля 1942 года во время налета на завод MAN в г. Аугсбург в южной части Германии. Результаты получились не очень хорошими, если не сказать плохими, но впервые была продемонстрирована возможность выполнять полеты в глубь территории Германии, что имело пропагандистское значение и стало неприятным сюрпризом для немецкого командования.

Огромную боевую мощь «Ланкастеров» впервые на себе испытали итальянцы в ночь с 28 на 29 ноября 1942 года при налете на город Турин. Тогда на город были сброшены 3628-кг бомбы.

80 лет со дня первого полета Авро Ланкастер

28/29 ноября 1942 во время бомбардировки Турина 194 британских бомбардировщика (из 228, взлетевших из Англии) сбросили 371 тонну бомб на заводы FIAT и город, в результате чего 67 человек погибли и 83 были ранены. Среди поврежденных зданий были заводы FIAT, Арсенал, церковь Сакро Куоре ди Мария, железнодорожный вокзал.

Уже к весне 1943 года Бомбардировочное командование регулярно проводило массовые налеты на объекты противника, в каждом из которых принимало участие более 200 бомбардировщиков «Ланкастер». Для экипажей бомбардировщиков это была тяжелая и опасная задача. Сравнительно невысокие скорости, небольшой потолок позволяли немецким истребителям и ПВО наносить существенные потери английским армадам бомбардировщиков. Наибольшие потери в одном налете англичане понесли в ночь с 30 на 31 марта 1944 года. При ударе по объектам Нюрнберга из 569 «Ланкастеров» и 212 «Галифаксов» было потеряно 104 тяжелых бомбардировщика (из них истребители сбили 55 «Ланкастеров» и зенитки еще пять), погибло 535 членов экипажей и 135 попали в плен.

80 лет со дня первого полета Авро Ланкастер

Опрокинутый немецкий линкор «Тирпиц», лежащий во фьорде Тромсё, в сопровождении спасательных судов. 12 ноября 1944 года 30 бомбардировщиков из состава 9-й и 617-й эскадрилий атаковали линкор. Три бомбы Tallboy попали в корабль и он вскоре затонул. На левом борту в результате взрыва образовалась 60-метровая дыра. Погибло 950 моряков.

В общей сложности за годы войны в ходе 156308 совершенных боевых вылетах были потеряны 3349 «Ланкастеров» (около половины от всех выпущенных на заводах). Отношение потерь к боевым вылетам составило 2,14% — самый низкий показатель среди всех британских бомбардировщиков. По статистике на один потерянный «Ланкастер» в среднем приходилось 132 т сброшенных бомб, а на один «Галифакс» — 56 т, «Стирлинг» — 41т.

Самыми яркими страницами боевого применения «Ланкастеров» являются налет на дамбы в Западной Германии в ночь с 16 на17 мая 1943 года, уничтожение линкора «Тирпиц», применение в 1945 году сверхмощных 9988-кг авиабомб Grand Slam по мостам на территории Германии.

Применение бомбардировщиков «Ланкастер» внесло весомый вклад в разгром гитлеровской Германии. На объекты противника было сброшено 618612 т фугасных бомб (это 2/3 всех бомб, сброшенных британскими самолетами в период с марта 1942 года по май 1945 года.) и 51,5 млн. шт. зажигательных бомб.

80 лет со дня первого полета Авро Ланкастер

14 марта 1945 года впервые была применена 9988-кг бомба Grand Slam. На фото уничтоженный виадук в Билефильде, Северный Рейн-Вестфалия, Германия.

Есть в биографии «Ланкастера» и темные пятна… Это варварские бомбардировки 13-15 февраля 1945 года Дрездена, Пфорцхайма (23 февраля 1945 года), Касселя(22 октября 1943 года), Гамбурга (25 июля – 3 августа 1943 года). Список можно продолжить.

80 лет со дня первого полета Авро Ланкастер

Фотография разрушенного Дрездена. По различным данным погибло от 25 до 100 тыс. мирных граждан. 1275 гектар площади города было разрушено более чем на 75%, из 35 470 жилых домов неповрежденными остались только 7421(21%), полностью уничтожено 4 миллиона 750 тыс. кв. метров жилой площади. В городе не было ни военных объектов, ни крупных военных предприятий.
80 лет со дня первого полета Авро Ланкастер
«Ланкастер» на горящим Дрезденом.

Последние боевые вылеты «Ланкастеры» совершили в ночь на 26 апреля 1945 года, когда 107 бомбардировщиков нанесли удар по нефтебазе в норвежском порту Тонсберг. По окончании войны самолеты постепенно стали переводить на вспомогательные задачи. Их использовали в качестве транспортных, поисково-спасательных, и учебных самолетов. На вооружении бомбардировочной авиации «Ланкастеры» состояли до середины 50-х годов, а в Береговом командовании использовались даже до середины 60-х. Самыми последними «Ланкастеры» были сняты с вооружения в ВВС Аргентины 7 июля 1966 года.

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy