В годы Второй мировой войны Великобритания и США являлись лидерами в области создания тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Обусловлено это было их географическим положением и военными доктринами применения авиации этих двух стран. Упор делался на уничтожение промышленного потенциала, Германии и ее союзников.
Для этого требовались хорошо защищенные тяжелые бомбардировщики, способные нести внушительную бомбовую нагрузку на большое расстояние. В Англии проектировать подобные машины начали еще до начала войны в середине 30-х годов. В итоге на вооружение были приняты сразу три однотипные машины – «Стирлинг», «Галифакс» и «Ланкастер».
Из этой троицы первым на вооружение поступил «Стирлинг» – в августе 1940 года, затем в сентябре того же года «Галифакс» и самым последним со значительным опозданием «Ланкастер» – в 1942 году. Но именно изделию фирмы «Авро» суждено было стать самым лучшим и самым массовым тяжелым бомбардировщиком Великобритании.
«Ланкастер» появился на свет в результате перепроектирования неудачного тяжелого двухмоторного бомбардировщика «Манчестер» в четырехдвигательный вариант. В ходе испытаний «Манчестера» довольно быстро выявили ненадежность двигателей «Валчер», к тому же они недодавали заявленной мощности. Уже на этом этапе конструкторы стали разрабатывать альтернативные варианты с различными силовыми установками. Исследовалась и возможность установки большего количества двигателей – четырех «Мерлин».
Увеличение числа моторов по расчетам позволяло увеличить максимальную бомбовую нагрузку с 4694 кг до 6350 кг, запас топлива с 6435 до 8153 литров, дальность полета с 1930 до 3780 км, потолок машины более чем в два раза (у «Манчестера» он был неприемлемо мал – чуть более 3000 м). Немаловажным фактором для бомбардировщика, предназначенного для дальних рейдов над вражеской территорией, была высокая надежность двигателей «Мерлин».
Замена силовой установки производилась сравнительно просто: предполагалось оставить фюзеляж (с аэродинамической и конструктивной стороны «Манчестер» был удачным), хвостовую часть и центральную часть крыла с переделанными под «Мерлин» мотогондолами, смонтировав новые внешние части крыла увеличенного размаха под два дополнительных двигателя. Центроплан был усилен, добавили дополнительные топливные баки. Новый четырехдвигательный самолет получил наименование «Ланкастер» и совершил свой первый полет 9 января 1941 года. Уже самый первый полет убедил конструкторов, что они находятся на верном пути.
Полет будущей «легенды» английской бомбардировочной авиации мог и не состоятся. Не смотря великолепные расчетные характеристики самолета, над проектом сгустились тучи. От Министерства авиации в июне 1940 года были получены указания о прекращении работ по «Ланскастеру». Всему виною была подкаверная борьба конкурента фирмы «Хендли-Пейдж» – основного производителя бомбардировщиков «Галифакс». Старые дружеские связи в высоких кругах помогли решить проблему и «Авро» получила заказ на постройку четырех прототипов «Ланкакстера».
С октября 1941 года началось серийное производство самолета, закончившееся уже после войны в феврале 1946 года. «Ланкастер» стал самым массовым четырехмоторным самолетом Великобритании. Всего было выпущено 7377 «Ланкастеров». Для сравнения «Стирлингов» было произведено 2221 машина, «Галифаксов» — 6176. К концу 1943 году английская авиационная промышленность выпускала 91 бомбардировщик в месяц! По темпам производства тяжелый бомбардировщик уступал только истребителям «Харрикейн» и «Спитфайр». Это стало возможно благодаря продуманной в технологическом плане конструкции самолета. Он собирался из 36 крупных узлов, которые изготавливали большое количество субподрядчиков.
Всего самолет строился в четырех основных вариантах, с минимальными конструктивными изменениями. Это говорит о том, что он с самого начала был сконструирован удачно.
Количество построенных «Ланкастеров» основных вариантов |
|
Mk.I |
3440 |
Mk.II |
300 |
Mk.III |
3039 |
Mk.X |
430 |
«Ланкастер» по сравнению с конкурентами имел больший радиус действия – 2670 км (при нагрузке 6350 кг) против «Галифакса» – 2027 км (5900 кг) и «Стирлинга» – 950 км (6350 кг). Большим преимуществом бомбардировщика фирмы «Авро» был также его объемный бомбоотсек, позволявший нести 5448-кг бомбу Tallboy (а в специальном варианте 9988-кг Grand Slam).
К концу войны «Ланкастеры» практически полностью вытеснили «Стирлинги» и «Галифаксы» из частей дальних бомбардировщиков. К апрелю 1945 года «Ланкастерами» были вооружены 56 эскадрилий.
Первой боевой задачей для «Ланкастеров» стало побережья Германии в ночь с 3 на 4 марта 1942 года. По настоящему серьезное испытание бомбардировщики прошли 17 апреля 1942 года во время налета на завод MAN в г. Аугсбург в южной части Германии. Результаты получились не очень хорошими, если не сказать плохими, но впервые была продемонстрирована возможность выполнять полеты в глубь территории Германии, что имело пропагандистское значение и стало неприятным сюрпризом для немецкого командования.
Огромную боевую мощь «Ланкастеров» впервые на себе испытали итальянцы в ночь с 28 на 29 ноября 1942 года при налете на город Турин. Тогда на город были сброшены 3628-кг бомбы.
Уже к весне 1943 года Бомбардировочное командование регулярно проводило массовые налеты на объекты противника, в каждом из которых принимало участие более 200 бомбардировщиков «Ланкастер». Для экипажей бомбардировщиков это была тяжелая и опасная задача. Сравнительно невысокие скорости, небольшой потолок позволяли немецким истребителям и ПВО наносить существенные потери английским армадам бомбардировщиков. Наибольшие потери в одном налете англичане понесли в ночь с 30 на 31 марта 1944 года. При ударе по объектам Нюрнберга из 569 «Ланкастеров» и 212 «Галифаксов» было потеряно 104 тяжелых бомбардировщика (из них истребители сбили 55 «Ланкастеров» и зенитки еще пять), погибло 535 членов экипажей и 135 попали в плен.
В общей сложности за годы войны в ходе 156308 совершенных боевых вылетах были потеряны 3349 «Ланкастеров» (около половины от всех выпущенных на заводах). Отношение потерь к боевым вылетам составило 2,14% — самый низкий показатель среди всех британских бомбардировщиков. По статистике на один потерянный «Ланкастер» в среднем приходилось 132 т сброшенных бомб, а на один «Галифакс» — 56 т, «Стирлинг» — 41т.
Самыми яркими страницами боевого применения «Ланкастеров» являются налет на дамбы в Западной Германии в ночь с 16 на17 мая 1943 года, уничтожение линкора «Тирпиц», применение в 1945 году сверхмощных 9988-кг авиабомб Grand Slam по мостам на территории Германии.
Применение бомбардировщиков «Ланкастер» внесло весомый вклад в разгром гитлеровской Германии. На объекты противника было сброшено 618612 т фугасных бомб (это 2/3 всех бомб, сброшенных британскими самолетами в период с марта 1942 года по май 1945 года.) и 51,5 млн. шт. зажигательных бомб.
Есть в биографии «Ланкастера» и темные пятна… Это варварские бомбардировки 13-15 февраля 1945 года Дрездена, Пфорцхайма (23 февраля 1945 года), Касселя(22 октября 1943 года), Гамбурга (25 июля – 3 августа 1943 года). Список можно продолжить.
Последние боевые вылеты «Ланкастеры» совершили в ночь на 26 апреля 1945 года, когда 107 бомбардировщиков нанесли удар по нефтебазе в норвежском порту Тонсберг. По окончании войны самолеты постепенно стали переводить на вспомогательные задачи. Их использовали в качестве транспортных, поисково-спасательных, и учебных самолетов. На вооружении бомбардировочной авиации «Ланкастеры» состояли до середины 50-х годов, а в Береговом командовании использовались даже до середины 60-х. Самыми последними «Ланкастеры» были сняты с вооружения в ВВС Аргентины 7 июля 1966 года.