Когда я учился в школе, то уроки труда и черчения у нас вел очень серьезный учитель, который совершенно не терпел нарушения дисциплины. В случае, когда кто-нибудь начинал вести себя подобно обезьяне, он поступал просто — брал этого человека за шиворот и лбом открывал дверь из класса.
Как ни странно, в этот момент "обезьяна" сразу же перерождалась обратно в человека. Видимо, законы педагогики реально действовали.
Конечно, на уроках у этого учителя мы по возможности вели себя смирно. Да и как-то не хотелось безобразничать, так как с определенного класса учитель называл нас мужиками:
— Мужики, да чего? Ну-ка быстро взяли щетки и метите стружки в корзину.
Мы приспособились к его манере ведения уроков. Даже вдруг если он начинал кричать, то мы просто вжимались в верстаки (которые служили нам партами) и слушали объяснение дальше.
Когда у нас начались уроки черчения, то к этому учителю стали ходить не только мальчики, но и девочки. Девочки, конечно, не знали, что на уроках нельзя себя вести шумно.
Итак, идет первый урок. Мы сидим смирно, а девочки что-то шепчутся, улыбаются, неприлично безобразничают. Мы с парнями смотрим на учителя и видим, что еще немного и начнется. На всякий случай сидим крайне тихо и даже не шевелимся.
И тут одна девочка бросает другой ластик, но не попадает ей в руку.
Бабах! Удар учительской ладонью по столу. А дальше последовала непереводимая игра слов, в ходе которой девочки прекрасно поняли, что они являются недостойными представителями человечества, которые даже элементарно не умеют соблюдать тишину на уроке по причине своей распущенности.
Обиделись они, конечно, на него.
А дальше жизнь пошла своим чередом.
В принципе, на уроках труда и черчения мы научились всему, чем должен был овладеть юноша — работать всеми инструментами, работать на металло и деревообрабатывающих станках, управлять трактором, ремонтировать трактор, разбираться в агрегатах сельхозназначения.
У учителя был один недостаток — зеленый змий победил его. Причем змий вовлекал в свои пенаты на неделю-две. Мы по запаху определяли, что сегодня учитель будет шутить на уроке и возможно расскажет нам какой-нибудь поучительный анекдот на мужскую тему.
Иногда были и случаи, когда урок проходил без учителя. Он сидел в своей каморке, слушал Розенбаума, а мы тихонько сидели за верстаками и ждали окончания урока. Мы не мешали ему, а он не заставлял нас выпрямлять гнутые гвозди.
К окончанию 11 класса мы стали уже совсем взрослыми, а потому в канун экзамена на сдачу прав учитель нам прямо сказал:
— Мужики, короче, надо будет отблагодарить экзаменатора из района.
— Сколько? — спросили мы.
— Две.
В день экзамена мы сбросились деньгами и купили ровно две беленькой.
Экзамен все сдали. Потом мы заходили в каморку за вручением прав. Вручение происходило под песню "Ау, днем и ночью счастье зову", в воздухе витал запах табака и закуски, на столе стоял наш подарок (было видно, что он понравился).
***
Сейчас таких учителей нет. В современной школе им было бы просто не выжить. Они учили нас не только наукам, но и тому — как быть человеком, который подготовленным выпускается из школы во взрослый мир, полный соблазнов и искушений. Мы знали, что такое дисциплина, а также прекрасно видели, как труд делает из обезьяны человека.
Сегодня "трудов" в школах нет.