У этой замечательной актрисы нет главных ролей, но её знают все! В основном, конечно, по эпизодам в гайдаевских фильмах. Своей харизмой и игрой Наталья Леонидовна, пожалуй, могла заменить даже троицу Трус-Бывалый-Балбес, наполняя фильм каким-то своим обаянием.
Но был же и догайдаевский период. О нём и поговорим.
Начнём с истоков. Родилась Наталья Леонидовна в ноябре 1938 года под фамилией Белогорцева.
Мама — актриса Мария Зотовна Фонина. Естественно, дочку сызмальства решила идти по стопам матери.
В послевоенные голодные годы росла "пацанкой", совершала с дворовыми ребятами набеги на соседские огороды. Была худышкой. Откармливать ребёнка взялась её бабушка Рая, живущая в Тбилиси. Именно бабушку актриса в интервью "благодарила" за свою фигуру.
После школы поступила во ВГИК, куда был конкурс 250 человек на одно место! Представляете картину? Пухленькая девушка декламирует слова Иванушки-дурачка из "Конька-горбунка". И прошла. Как сказал артист и педагог Владимир Белокуров (в своё время играл Чкалова):
— Вот эту "дурочку" надо взять.
Правда, после начала учёбы Наталья попала под автомобиль, получила травму по зрению, долгое время лежала в больнице. Учеба была прервана.
После болезни Наталья пошла работать лаборанткой в Институте металлургии СССР. Но не смотря на отсутствие полноценного образования и диплома, начала сниматься сначала в массовке, а потом в эпизодах.
Первая роль — в производственной драме "Повесть об агрономе" (1955) — Раечка.
Далее был эпизод в "Всё начинается с дороги" (1959), роль сварщицы.
"Битва в пути" (1961):
Это были фильмы еще до замужества, и в титрах Наталья указана под фамилией Белогорцева.
В 1962 году Наталья вышла замуж за звукооператора Владимира Крачковского на 20 лет старше, с которым познакомилась в том же году на съемках фильма "Половодье". Так позже Наталья Леонидовна рассказывала о периоде ухаживания:
— Однажды утром он открыл дверь нашего номера и протянул поднос, на котором стоял творог, сметана, булочки. Я еще спала, а девчонки закричали: ''Наташка, тебе твой Володя принес завтрак!'' Я надела халат, спустилась вниз в вестибюль, где он меня ждал, и сказала ему: "Володя, такие вкусные булочки, я их просто обожаю". Он решил, что розы — это, конечно, хорошо, но меня этим не проймешь. А вот утренний завтрак — аргумент посильнее. И, в общем, оказался прав. Он покорил меня вниманием и чисто мужской заботой, шикарным, красивым ухаживанием. Я этого никогда не чувствовала — отец мой погиб, воспитывали меня мама и бабушка. И когда он сказал, что так будет всегда, я ответила, что стану его женой.
После замужества в титрах долгое указывалась как Белогорцева-Крачковская.
Благодаря мужу Наталья Крачковская познакомилась с Леонидом Гайдаем. Известность пошла после "12 стульев" (1971) — мадам Грицацуева. На фотопробах Наталья обошла таких именитых конкуренток на эту роль, как Галина Волчек и Нонна Мордюкова.
Гайдай увидел актрису вживую и произнёс:
— Вот она, "мечта поэта".
Ну, а дальше вы наверняка помните: "Иван Васильевич меняет профессию", десятки других интересных ролей, 100% попадание в образ, крылатые фразы, и общенародная любовь. Из комедийного образа Наталья более не выходила. Конечно, пробовала себя в драме, но мало кому смена амплуа импонировала.
Об этой актрисе нужно писать целую книгу, в одной заметке просто невозможно охватить всё творчество Натальи Леонидовны. В "Ну, погоди!", любя, с неё даже свинку срисовали:
Вечная память замечательной актрисе: за радость, смех и слёзы!